Фирма "Камов" выставила на суд общественности
двухместную версию боевого ударного вертолета Ка-50 "Черная акула". В ночь перед презентацией
винтокрылая машина получила название - "Аллигатор". "Образ аллигатора как нельзя кстати подходит
Ка-52, машине, действующей в выжидательно-агрессивной манере хищника", - объяснил генеральный
конструктор фирмы Сергей Михеев.
К созданию нового поколения боевых машин фирма "Камов" приступила в конце 1970-х годов. В 1982-м Ка-50
впервые совершил испытательный полет, а через четыре года выиграл тендер Министерства обороны.
Опытный прототип Ка-52 на 85% создан на базе "Черной акулы". Конструкторы постарались, чтобы
потяжелевший на тонну вертолет не потерял уникальных боевых качеств Ка-50. Напротив, у двухместного Ка-52
появилось больше возможностей в ночном бою, он теперь способен работать в группе, в постоянном контакте с
наземными командными пунктами. Этот вертолет впервые в мировой практике может дать бой воздушному
противнику.
В разработке "Аллигатора" приняли участие иностранные
компании. Французская "Thomson", например, изготовила радиоэлектронное оборудование и телевизоры.
Серийно Ка-52 будет производиться на Арсеньевском авиационном комплексе "Прогресс", который в
ближайшее время последует примеру фирмы "Камов" и войдет в состав ВПК "МАПО". Вступление в мощную
группу, считают эксперты, создаст хороший инвестиционный климат для запуска в серию новой машины.
Руководство ВПК "МАПО" в свою очередь подтвердило, что производство боевых вертолетов станет одной из
приоритетных программ в концерне.
По одной из версий "Аллигатор" готовится как экспортный вариант, в то время как Ка-50 будет больше
ориентирован на внутренний рынок.
В боевой авиации мира вертолеты подобного класса традиционно
двухместные. "Черная акула" рассчитана на одного пилота, а роль оператора оружия по принципу
одноместного самолета-истребителя выполняет автоматизированный бортовой комплекс. Ка-52, напротив, не
противоречит сложившимся правилам и, кроме того, может выполнять функцию учебно-тренировочной машины.
По некоторым данным, стоимость Ка-52 колеблется в пределах $20 млн. Учитывая возможности вертолета, эксперты
считают, цена будет привлекательной для потенциальных покупателей. Машина настолько новая, что сейчас ее
трудно сравнивать с вертолетами западных конкурентов: "Апач" (США), "Тайгер" (Германия-Франция), "Ройвалк"
(ЮАР). По критерию "эффективность-стоимость" Ка-52 оставляет далеко позади своих соперников.
Анатолий САУТИН |