Парк боевой авиации стран Азиатско-Тихоокеанского региона | |||
---|---|---|---|
Тип АК | Назначение | Кол-во (ед.) |
Год поступления на вооружение |
ВЬЕТНАМ | |||
Су-27 | ПВО | 12 | 1995-1996 |
МИГ-23МЛ/УБ | ПВО/ударный | 35 | 1985 |
МИГ-21МФ/ПФМ /БИС/У/УМ |
ПВО/истр.-бомбард. | 175 | 1975-1984 |
МИГ-17Ф/ПФ | Штурмовик | 70 | 1969-1972, 1979 |
Су-22М/У/М4/УМЗК | Истр.-бомбард. | 80 | 1980(32), 1988-1990 |
F-5A/E/B/RF-5(б/у США) | Ударный/разведчик | 20 | 1972 |
A-37B (б/у США) | Штурмовик | 5 | 1972 |
Ми-24 | Ударный | 30 | 1979, 1982 |
ИНДОНЕЗИЯ | |||
F-16A/B | ПВО | 12 | 1989 |
F-5E/F | ПВО | 14 | 1980 |
A-4E | Штурмовик | 26 | 1980(14), 1982 |
OV-10E | Противопартиз. | 12 | 1976-1977 |
Hawk 53 | Штурмовик | 16 | 1976-1984 |
Alouette 3 | Противопартиз. | 3 | до 1976 |
КАМБОДЖА | |||
МИГ-21БИС | ПВО/истр.-бомбард. | 24 | 1983 |
F-6 | Истр.-бомбард. | 6 | 1978 |
Ми-24 | Ударный | 3 | 1984-1986 |
КИТАЙ | |||
H-6 (Ty-16) | Бомбардировщик | 120 | 1968-1981 |
H-5 (Ил-28) | Бомбард./развед. | 450 | Нет данных |
Ty-4 (B-29) | Носитель БПЛА | 15 | до 1960 |
Q-5 | Истр.-бомбард. | 650 | 1970-1981 |
Су-27 | ПВО | 200 | 1992-2000 |
J-8 | ПВО | 200 | 1985-1996 |
J-7 (МИГ-21) | ПВО | 500 | 1967, 1979, 1984 |
J-6 (МИГ-19) | ПВО/истр.-бомбард./ развед. |
3300 | 1963-1975 |
J-5 (МИГ-17ПФ) | Истр.-бомбард. | 500 | 1956-1960 |
J-4 (МИГ-17Ф) | Штурмовик | 250 | 1956-1960 |
J-2 (МИГ-15) | Штурмовик | 100 | до 1960 |
КНДР | |||
МИГ-29 | ПВО | 30 | 1988 |
МИГ-23МЛ/УБ | ПВО | 60 | 1985-1986 |
МИГ-21ПФ/ПФМ | ПВО | 150 | 1968-1971(65), 1974 |
А-5 | Истр.-бомбард. | 40 | 1982 |
F-6 (МИГ-19) | ПВО | 100 | 1988-1989 |
F-4 (МИГ-17) | Истр.-бомбард. | 150 | до 1965 |
Су-7БМК/УМК | Истр.-бомбард. | 30 | 1971 |
Су-25К/УБК | Штурмовик | 35 | 1987-1989 |
Н-5 (ил-28) | Бомбардировщик | 80 | до 1965 |
РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ | |||
F-16C/D (тек. пост) | ПВО | 120 | 1986-1998 |
F-16A/B | ПВО | 29/10 | Нет данных |
Hawk Mk.60 | Истр.-бомбард. | 20 | 1990 |
F-4D/E | Истребитель | 64/59 | 1972/1977, 1987 |
F-5E/F | Истр.-бомбард. | 149/50 | 1974/1979 |
F-5A/B | Истр.-бомбард. | 20/25 | Нет данных |
A-37D | Противопартиз. | 27 | 1976 |
T-28D | Противопартиз. | 15 | 1975 |
RF-4C (б/у США) | Разведчик | 18 | 1989 |
AH-1J/S/F | Противотанковый | 8/21 | Нет данных |
MDC 500MD/TOW | Противотанковый | 50 | Нет данных |
ЛАОС | |||
МИГ-21ПФМ/БИС/УМ | ПВО Истр.-бомбард. |
40 | 1971-1985 |
АС-47 (б/у США) | Противопартиз. | 3 | 1971-1973 |
МАЛАЙЗИЯ | |||
МИГ-29 | ПВО | 18 | 1994-1995 |
F/A-18 (тек. пост.) | ПВО Истр.-бомбард. |
8 | 1996 |
F-5E/F | ПВО | 17 | 1985-1986 |
A-4PTM | Штурмовик | 10 | 1984-1986 |
Hawk 100/200 (тек. пост.) | Штурмовик | 10/18 | 1994 |
RF-5E | Разведчик | 2 | 1983 |
СИНГАПУР | |||
F-16A/B | ПВО | 8 | 1988 |
F-5E/F | ПВО | 43 | 1979 |
A-4S/S-1 (б/у США) | Штурмовик | 70 | 1975 |
SF.260M/W | Противопартиз. | 26 | Нет данных |
ТАЙВАНЬ | |||
Ching-Kou(IDF) (тек. пост.) | ПВО | 120 | 1992-2000 |
F-16C/D (планир. пост.) | ПВО | 150 | 1997-1998 |
Мираж 2000-5 (планир. пост.) | ПВО | 60 | 1997-1998 |
F-5E/F | ПВО Истр.-бомбард. |
244/59 | 1974 |
F-5A/B | Истр.-бомбард. | 6/10 | Нет данных |
F-104G/RF-104G (б/у ФРГ) | ПВО Истр.-бомбард. |
94 | 1982-1983 |
AH-1W | Противотанковый | 8 | Нет данных |
ТАИЛАНД | |||
F-16A/B | ПВО | 18 | 1988 |
F-5E/F | ПВО | 44 | 1978 |
F-5A/B | Истр.-бомбард. | 9/2 | 1971/1982 |
AV-8A (б/у Испания) | Штурмовик | - | 1994-1995 |
A-37B | Противопартиз. | 11 | 1974 |
OV-10C | Противопартиз. | 35 | 1971-1973, 1981(6) |
AC-47 | Противопартиз. | 5 | 1973 |
AU-23 | Противопартиз. | 26 | 1973 |
RF-5A | Разведчик | 4 | 1971 |
RT-33A | Разведчик | 4 | Нет данных |
AH-1F | Ударный | 4 | Нет данных |
ФИЛИППИНЫ | |||
F-5A/B | ПВО | 14 | 1989 |
OV-10 | Противопартиз. | 24 | 1991 |
RT-33A | Разведчик | 3 | 1977 |
MD-500 | Ударный | 27 | Нет данных |
AUH-76 (S-76) | Противопартиз. | 13 | Нет данных |
ЯПОНИЯ | |||
F-15J/D | ПВО | 187 | 1981 |
F-4EJ | ПВО | 129 | 1969 (модерн. 1984) |
Mitsubishi F-1 | Истр.-бомбард. | 75 | до 1980 |
RF-4J | Разведчик | 14 | 1969 (модерн. 1984) |
AH-1F | Противотанковый | 79 | Нет данных |
Во-вторых , внутрирегиональными проблемами, связанными с территориальными спорами и борьбой за лидерство,
наличием расово-этнических и религиозных противоречий и нестабильной политической обстановкой в ряде
государств.
Кроме того, важную роль здесь играют изменения в военно - политической расстановке сил в регионе, произошедшие после окончания "холодной войны". Так, еще семь - восемь лет назад почти все страны Юго-Восточной Азии входили в сферы влияния великих держав, которые не давали разгораться противоречиям между своими союзниками. Сокращение советского военного присутствия в западной части Тихого океана, свертывание Россией военной поддержки привели, с одной стороны, к коррекции политического курса Китая и Японии в направлении усилий по заполнению образовавшегося "стратегического вакуума" и укреплению своих позиций в качестве региональных лидеров, а с другой - к эрозии американоцентрической системы военных соглашений и относительному снижению роли США в балансе сил в АТР. Соответственно изменились и политические курсы других государств региона. Перемены в политической и экономической сферах не могли не повлечь за собой и изменений в области строительства вооруженных сил (ВС), без учета которых невозможно прогнозировать дальнейшее развитие регионального рынка вооружений. Условно весь пояс стран АТР можно разделить на три подгруппы государств, имеющих общие закономерности в политике развития национальных ВС и военного импорта. К первой относятся страны северной региона - Китай, Япония, Тайвань и Южная Корея, обладающие сформированной военно-промышленной базой и диверсифицированными военно-торговыми связями. Эти страны имеют наиболее крупные и боеспособные в регионе ВС и уделяют большое внимание их совершенствованию, делая при этом ставку в основном на развитие своей производственной базы за счет получения доступа к самым современным импортным технологиям. Наибольшую активность проявляет Китай, стремящийся преодолеть свое отставание в обеспечении ВС современным вооружением и в особенности техникой ВВС и ВМС. Именно Китай является наиболее крупным импортером российской авиационной техники и вооружения начиная с 1991 г. Эта страна приобрела около 110 российских самолетов и вертолетов, а также приобрела лицензию на производство 150 самолетов Су-27. Однако закупки готовых АК, по заявлениям китайского руководства, носят временный характер и именно поэтому китайская сторона стремится всячески поощрять участие российских ученых и конструкторов в создании перспективных самолетов и вертолетов для своих ВС. Интерес к российским военным технологиям проявляет и Южная Корея. Эта страна предложила сотрудничество в создании нового боевого самолета на базе Су-27 и Су-35, учебно-тренировочного самолета на базе МИГ-АТ, а также перспективной боевой АТ на базе российских гидросамолетов и экранопланов. Ко второй группе стран относятся государства южной части ЮВА - Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур и Таиланд. В конце 80-х годов руководство большинства этих стран приняло крупномасштабные программы модернизации своих вооруженных сил, суммарный объем финансирования которых оценивался в несколько десятков $млрд. Необходимо отметить, что программы перевооружения ВВС этих стран, оснащенных в настоящее время в основном устаревшей АТ, подкреплены значительным увеличением ассигнований. Так, в период 1989...1994 гг. военные расходы в реальном исчислении возросли в Малайзии на 61%, Таиланде - на 43%, Индонезии - на 41%, Сингапуре - на 39%. Неудивительно, что за продажу ВАТ именно в эти страны разворачивается наиболее острая конкурентная борьба между основными мировыми экспортерами вооружения. Для России важно, что эти страны в настоящее время не замыкаются только на традиционных поставщиках авиатехники. Это связано с нежеланием попасть под чрезмерный военно-технический контроль какого либо из экспортеров. Отчасти именно этим обстоятельством объясняется приобретение Малайзией в 1994 г. 18 самолетов МИГ-29, что было оценено во всем мире как крупный успех ГК "Росвооружение" и МАПО "МИГ". В последующие годы Россия предпринимала активные усилия для проникновения на рынки других стран, относящихся к этой группе. Значительный интерес к нашим самолетам и вертолетам проявили представители ВС Индонезии, Филиппин и Таиланда, и в ближайшее время можно ожидать заключения нескольких, подобных малазийскому, контрактов. К третьей группе относятся Вьетнам, Камбоджа, Лаос и КНДР. В силу своих экономических проблем ВС этих стран пока далеки от закупок крупных партий современных АК. Тем не менее необходимо учитывать, что в более отдаленной перспективе и эти страны, в особенности Вьетнам, могут стать крупными импортерами ВАТ, а в ближайшие годы способны закупать небольшие партии АК и проводить модернизации стоящих на вооружении самолетов и вертолетов. Дальнейшие перспективы экспорта российской военной авиационной техники в страны АТР зависят как от активности российских поставщиков вооружений, так и от складывающейся военно-политической обстановки, направления военного строительства, состояния и перспектив развития военной авиации, а также производственной базы, программ производства военной авиатехники и целого ряда других факторов, влияющих на импорт ВАТ каждой конкретно взятой страны. Александр КАСАТКИН |
|