Предыдущая статья Содержание Следующая статья
 Страны АТР не прочь обновить свой авиапарк
В 1995 году Россия поставила за рубеж вооружения на сумму $3,05 млрд., что составило 13,4 % общемирового объема продаж, в 1994 г. - $1,71 млрд. или 7,5 %). Впервые за последние годы Россия опередила таких крупных экспортеров оружия как Великобритания, Германия и заняла второе место после США, контролирующих 43,4 % мирового рынка с объемом продаж в $9,84 млрд.

Необходимо отметить, что структура российского экспорте вооружений около 52 % продаж приходится на военную авиационную технику (ВАТ), 25 % - на вооружение и военную технику (ВВТ) Сухопутных войск, по 11 % - на военно-морскую технику и средства ПВО.

При общем анализе перспектив российского экспорта ВАТ, обращает на себя внимание рынок стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), так как именно входящие в него страны закупили более половины импортированных в последние годы военных самолетов и вертолетов российского производства. К тому же именно в этом регионе российские оружейники доказали, что способны успешно конкурировать с ведущими мировыми производителями современных авиационных комплексов (АК).

За прошедшие пять лет на страны этого региона пришлось более 35 % мирового импорта ВВТ. Это больше, чем закупили западноевропейские страны (32 %) и страны Ближнего Востока (20,5 %). Не лишне заметить, что суммарный оборонный бюджет стран региона превышает $90 млрд., а в ближайшие 5 лет они смогут потратить на закупки оружия от $70 млрд. до $80 млрд. и немалая часть этих средств будет потрачена на импорт ВВТ.

Динамичное развитие Азиатско-Тихоокеанского регионального рынка вооружений обусловлено целым рядом факторов. Во-первых, бурным экономическим ростом большинства стран региона. За прошедшие 5 лет совокупный валовой внутренний продукт 15 основных государств региона увеличился на 33 %. Наибольший его прирост отмечается в КНР, Таиланде, Малайзии, Сингапуре и Южной Корее (на 44...62 %). У подавляющего большинства азиатских государств ежегодно растет военный бюджет, значительная часть которого идет на закупки ВВТ за рубежом.

Парк боевой авиации стран Азиатско-Тихоокеанского региона
Тип АК Назначение Кол-во
(ед.)
Год поступления
на вооружение
ВЬЕТНАМ
Су-27 ПВО 12 1995-1996
МИГ-23МЛ/УБ ПВО/ударный 35 1985
МИГ-21МФ/ПФМ
/БИС/У/УМ
ПВО/истр.-бомбард. 175 1975-1984
МИГ-17Ф/ПФ Штурмовик 70 1969-1972, 1979
Су-22М/У/М4/УМЗК Истр.-бомбард. 80 1980(32), 1988-1990
F-5A/E/B/RF-5(б/у США) Ударный/разведчик 20 1972
A-37B (б/у США) Штурмовик 5 1972
Ми-24 Ударный 30 1979, 1982
ИНДОНЕЗИЯ
F-16A/B ПВО 12 1989
F-5E/F ПВО 14 1980
A-4E Штурмовик 26 1980(14), 1982
OV-10E Противопартиз. 12 1976-1977
Hawk 53 Штурмовик 16 1976-1984
Alouette 3 Противопартиз. 3 до 1976
КАМБОДЖА
МИГ-21БИС ПВО/истр.-бомбард. 24 1983
F-6 Истр.-бомбард. 6 1978
Ми-24 Ударный 3 1984-1986
КИТАЙ
H-6 (Ty-16) Бомбардировщик 120 1968-1981
H-5 (Ил-28) Бомбард./развед. 450 Нет данных
Ty-4 (B-29) Носитель БПЛА 15 до 1960
Q-5 Истр.-бомбард. 650 1970-1981
Су-27 ПВО 200 1992-2000
J-8 ПВО 200 1985-1996
J-7 (МИГ-21) ПВО 500 1967, 1979, 1984
J-6 (МИГ-19) ПВО/истр.-бомбард./
развед.
3300 1963-1975
J-5 (МИГ-17ПФ) Истр.-бомбард. 500 1956-1960
J-4 (МИГ-17Ф) Штурмовик 250 1956-1960
J-2 (МИГ-15) Штурмовик 100 до 1960
КНДР
МИГ-29 ПВО 30 1988
МИГ-23МЛ/УБ ПВО 60 1985-1986
МИГ-21ПФ/ПФМ ПВО 150 1968-1971(65), 1974
А-5 Истр.-бомбард. 40 1982
F-6 (МИГ-19) ПВО 100 1988-1989
F-4 (МИГ-17) Истр.-бомбард. 150 до 1965
Су-7БМК/УМК Истр.-бомбард. 30 1971
Су-25К/УБК Штурмовик 35 1987-1989
Н-5 (ил-28) Бомбардировщик 80 до 1965
РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ
F-16C/D (тек. пост) ПВО 120 1986-1998
F-16A/B ПВО 29/10 Нет данных
Hawk Mk.60 Истр.-бомбард. 20 1990
F-4D/E Истребитель 64/59 1972/1977, 1987
F-5E/F Истр.-бомбард. 149/50 1974/1979
F-5A/B Истр.-бомбард. 20/25 Нет данных
A-37D Противопартиз. 27 1976
T-28D Противопартиз. 15 1975
RF-4C (б/у США) Разведчик 18 1989
AH-1J/S/F Противотанковый 8/21 Нет данных
MDC 500MD/TOW Противотанковый 50 Нет данных
ЛАОС
МИГ-21ПФМ/БИС/УМ ПВО
Истр.-бомбард.
40 1971-1985
АС-47 (б/у США) Противопартиз. 3 1971-1973
МАЛАЙЗИЯ
МИГ-29 ПВО 18 1994-1995
F/A-18 (тек. пост.) ПВО
Истр.-бомбард.
8 1996
F-5E/F ПВО 17 1985-1986
A-4PTM Штурмовик 10 1984-1986
Hawk 100/200 (тек. пост.) Штурмовик 10/18 1994
RF-5E Разведчик 2 1983
СИНГАПУР
F-16A/B ПВО 8 1988
F-5E/F ПВО 43 1979
A-4S/S-1 (б/у США) Штурмовик 70 1975
SF.260M/W Противопартиз. 26 Нет данных
ТАЙВАНЬ
Ching-Kou(IDF) (тек. пост.) ПВО 120 1992-2000
F-16C/D (планир. пост.) ПВО 150 1997-1998
Мираж 2000-5 (планир. пост.) ПВО 60 1997-1998
F-5E/F ПВО
Истр.-бомбард.
244/59 1974
F-5A/B Истр.-бомбард. 6/10 Нет данных
F-104G/RF-104G (б/у ФРГ) ПВО
Истр.-бомбард.
94 1982-1983
AH-1W Противотанковый 8 Нет данных
ТАИЛАНД
F-16A/B ПВО 18 1988
F-5E/F ПВО 44 1978
F-5A/B Истр.-бомбард. 9/2 1971/1982
AV-8A (б/у Испания) Штурмовик - 1994-1995
A-37B Противопартиз. 11 1974
OV-10C Противопартиз. 35 1971-1973, 1981(6)
AC-47 Противопартиз. 5 1973
AU-23 Противопартиз. 26 1973
RF-5A Разведчик 4 1971
RT-33A Разведчик 4 Нет данных
AH-1F Ударный 4 Нет данных
ФИЛИППИНЫ
F-5A/B ПВО 14 1989
OV-10 Противопартиз. 24 1991
RT-33A Разведчик 3 1977
MD-500 Ударный 27 Нет данных
AUH-76 (S-76) Противопартиз. 13 Нет данных
ЯПОНИЯ
F-15J/D ПВО 187 1981
F-4EJ ПВО 129 1969 (модерн. 1984)
Mitsubishi F-1 Истр.-бомбард. 75 до 1980
RF-4J Разведчик 14 1969 (модерн. 1984)
AH-1F Противотанковый 79 Нет данных
Во-вторых , внутрирегиональными проблемами, связанными с территориальными спорами и борьбой за лидерство, наличием расово-этнических и религиозных противоречий и нестабильной политической обстановкой в ряде государств.

Кроме того, важную роль здесь играют изменения в военно - политической расстановке сил в регионе, произошедшие после окончания "холодной войны". Так, еще семь - восемь лет назад почти все страны Юго-Восточной Азии входили в сферы влияния великих держав, которые не давали разгораться противоречиям между своими союзниками.

Сокращение советского военного присутствия в западной части Тихого океана, свертывание Россией военной поддержки привели, с одной стороны, к коррекции политического курса Китая и Японии в направлении усилий по заполнению образовавшегося "стратегического вакуума" и укреплению своих позиций в качестве региональных лидеров, а с другой - к эрозии американоцентрической системы военных соглашений и относительному снижению роли США в балансе сил в АТР. Соответственно изменились и политические курсы других государств региона.

Перемены в политической и экономической сферах не могли не повлечь за собой и изменений в области строительства вооруженных сил (ВС), без учета которых невозможно прогнозировать дальнейшее развитие регионального рынка вооружений.

Условно весь пояс стран АТР можно разделить на три подгруппы государств, имеющих общие закономерности в политике развития национальных ВС и военного импорта.

К первой относятся страны северной региона - Китай, Япония, Тайвань и Южная Корея, обладающие сформированной военно-промышленной базой и диверсифицированными военно-торговыми связями. Эти страны имеют наиболее крупные и боеспособные в регионе ВС и уделяют большое внимание их совершенствованию, делая при этом ставку в основном на развитие своей производственной базы за счет получения доступа к самым современным импортным технологиям. Наибольшую активность проявляет Китай, стремящийся преодолеть свое отставание в обеспечении ВС современным вооружением и в особенности техникой ВВС и ВМС.

Именно Китай является наиболее крупным импортером российской авиационной техники и вооружения начиная с 1991 г. Эта страна приобрела около 110 российских самолетов и вертолетов, а также приобрела лицензию на производство 150 самолетов Су-27.

Однако закупки готовых АК, по заявлениям китайского руководства, носят временный характер и именно поэтому китайская сторона стремится всячески поощрять участие российских ученых и конструкторов в создании перспективных самолетов и вертолетов для своих ВС.

Интерес к российским военным технологиям проявляет и Южная Корея. Эта страна предложила сотрудничество в создании нового боевого самолета на базе Су-27 и Су-35, учебно-тренировочного самолета на базе МИГ-АТ, а также перспективной боевой АТ на базе российских гидросамолетов и экранопланов.

Ко второй группе стран относятся государства южной части ЮВА - Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур и Таиланд. В конце 80-х годов руководство большинства этих стран приняло крупномасштабные программы модернизации своих вооруженных сил, суммарный объем финансирования которых оценивался в несколько десятков $млрд.

Необходимо отметить, что программы перевооружения ВВС этих стран, оснащенных в настоящее время в основном устаревшей АТ, подкреплены значительным увеличением ассигнований. Так, в период 1989...1994 гг. военные расходы в реальном исчислении возросли в Малайзии на 61%, Таиланде - на 43%, Индонезии - на 41%, Сингапуре - на 39%.

Неудивительно, что за продажу ВАТ именно в эти страны разворачивается наиболее острая конкурентная борьба между основными мировыми экспортерами вооружения. Для России важно, что эти страны в настоящее время не замыкаются только на традиционных поставщиках авиатехники. Это связано с нежеланием попасть под чрезмерный военно-технический контроль какого либо из экспортеров.

Отчасти именно этим обстоятельством объясняется приобретение Малайзией в 1994 г. 18 самолетов МИГ-29, что было оценено во всем мире как крупный успех ГК "Росвооружение" и МАПО "МИГ". В последующие годы Россия предпринимала активные усилия для проникновения на рынки других стран, относящихся к этой группе. Значительный интерес к нашим самолетам и вертолетам проявили представители ВС Индонезии, Филиппин и Таиланда, и в ближайшее время можно ожидать заключения нескольких, подобных малазийскому, контрактов.

К третьей группе относятся Вьетнам, Камбоджа, Лаос и КНДР. В силу своих экономических проблем ВС этих стран пока далеки от закупок крупных партий современных АК. Тем не менее необходимо учитывать, что в более отдаленной перспективе и эти страны, в особенности Вьетнам, могут стать крупными импортерами ВАТ, а в ближайшие годы способны закупать небольшие партии АК и проводить модернизации стоящих на вооружении самолетов и вертолетов.

Дальнейшие перспективы экспорта российской военной авиационной техники в страны АТР зависят как от активности российских поставщиков вооружений, так и от складывающейся военно-политической обстановки, направления военного строительства, состояния и перспектив развития военной авиации, а также производственной базы, программ производства военной авиатехники и целого ряда других факторов, влияющих на импорт ВАТ каждой конкретно взятой страны.

Александр КАСАТКИН
кандидат технических наук;
Михаил СОБКАЛОВ
30 ЦНИИ МО


Предыдущая статья Содержание Следующая статья
 

Hosted by uCoz