Предыдущая статья Содержание Следующая статья
 Неофициальные дилеры российской оборонки
Хороший товар, как известно, стоит больших денег. Каково же бывает удивление зарубежных покупателей, когда в некоторых странах их порой убеждают в обратном. Продавцы военного имущества из Украины, Беларуси, Таджикистана, Польши, а также смекалистые инженеры из Израиля наперебой предлагают не очень богатым странам сравнительно недорогую технику и вооружение. Те иногда соглашаются, но вскоре вспоминают пословицу, аналогичную русской: "скупой платит дважды".

Почти каждое четвертое предприятие в республиках бывшего СССР ковало когда-то оружие для советской военной империи. Теперь на многих этих заводах тишина. Зато шум и оживление царит на военных полигонах и аэродромах, превратившихся в своебразные ярмарки недорогих товаров боевого применения. Страны СНГ, ставшие соперниками России на мировом рынке оружия, по сходной цене расстаются с военным имуществом, денег на облуживание которого все равно не хватает.

Одной из первых дебютировала Молдова, продав через третьи страны в Йемен четыре истребителя МИГ-29. Как выяснилось позже, машины были недоукомплектованы, и две из них так и не смогли подняться в воздух. Остальных вскоре ожидала та же участь - на стоянку в ангар. Поняв, что вместо грозного оружия купили груду металла, арабские военные прекратили сотрудничество с Молдовой, которая в то время рассчитывала продать нефтяным шейхам еще порядка 30 МИГов.

Примеру Кишинева вскоре последовал Киев. Не так давно Украина заключила самую крупную в своей истории военную сделку. За $580 млн. Пакистану продано 320 танков Т-80УД - модификация российского Т-80У. Продавец не в состоянии обеспечить обслуживании техники - 90% комплектующих выпускают российские заводы, которые не проявили стремления участвовать в проекте. Назревает крупный скандал. Исламабад уже расторгнул контракт, связанный с поставками некачественных артиллерийских снарядов.

В подвешенном состоянии находится нашумевший контракт Беларуси с Перу, согласно которому компания "Белтехэкспорт" взялась поставить Лиме 18 истребителей МИГ-29. Вскоре после подписания договора и, по некоторым данным, отправки в Латинскую Америку первых четырех истребителей, Беларусь обратилась к России с просьбой обеспечить техническое обслуживание самолетов. В ВПК "МАПО" посчитали невыгодным участие в контракте на вторых ролях, тем более, что в ВВС России имеются сотни невостребованных МИГов, которые с неменьшим успехом могут быть проданы за рубеж.

Еще задолго до подписания контракта латиноамериканские военные тщательно изучали предложения стран бывшего СССР. "Микояновцы" демонстрировали тогда перуанцам экспортную версию МИГ-29 по цене $24 млн. Белорусские военные, как стало известно "АП", предлагали серийные самолеты по цене $11-14млн. Дешево, да сердито, подумали в Лиме и согласились.... Теперь в ВВС Перу кусают локти: машины есть, а сервиса нет. Минск, тем временем, пытается задействовать мощности авиаремонтного завода в Барановичах, но, как известно любому специалисту, грамотно эксплуатировать столь сложную технику под силу лишь при активном участии в этом ее создателей. Многие покупатели, ослепленные привлекательными ценами, этого пока не понимают, чем успешно пользуются "оружейные пираты", такие, как например, Израиль.

Владельцы небольшого авиаремонтного завода, построенного в Израиле в начале 50-х годов, никогда не помышляли о мировой славе. Тем не менее сейчас это крупнейшая в стране аэрокосмическая корпорация, где трудится 16 тыс. человек и оборот которой составляет в среднем $1,5 млрд. Более 90% изделий "Israel Aircraft Industries" ("IAI") - военного назначения. Практически все оружие израильтяне куют на экспорт, так как возможности собственного ВПК значительно превышают потребности национальных вооруженных сил.

В год это небольшое государство ухитряется реализовать боевых изделий на сумму $1,5-1,6 млрд. В Тель-Авиве считают, что это далеко не предел, и связывают свои коммерческие надежды с продажей и модернизацией российского оружия.

Пренебрегая авторским правом на нашу боевую и гражданскую авиатехнику, "пираты" активно продвигаются по просторному рынку Юго-Восточной Азии. Год назад заключен контракт с Камбоджей, согласно которому Израиль взялся модернизировать самолеты МИГ-21. Более того, израильские специалисты обсуждают программы модернизации самолетов Ан-24, Ан-26 и Ту-134, а также вертолетов Ми-8, Ми-17.

Но все же больше всего в Тель-Авиве мечтают об сказочно богатой Индии. До конца столетия руководство "ИЭИ" рассчитывает совместно с индийской стороной разработать и запустить в производство беспилотные летательные аппараты и некоторые виды ракетного оружия. Кроме того, в Тель-Авиве подумывают провести модернизацию почти 250 истребителей МИГ-29. Общую сумму контрактов с Дели финансисты из "ИЭИ" оценили примерно в $1млрд.

Интересно, но перебежать дорогу "микояновской" фирме израильтянам удалось и в СНГ. "IAI" уже договорилось с ВВС Украины о содействии в модернизации самолетов с маркой "МИГ".

Так или иначе, но пиратство в современной торговле оружием процветает так же, как и на рынке компьютерных игр. Есть ли смысл с этим бороться, а главное как? От ответа на этот вопрос военные ведомства нашей страны уклоняются.

Между тем вполне очевидно, что и Украина, и Беларусь, а также другие государства, ставшие не так давно суверенными, переживают экономический кризис. Торговля оружием для них, как и для России - единственный способ накормить армию, дать финансовый "кислород" промышленности. (Если только "оружейные" деньги не разворуют.) Но почему бы не делать это цивилизованно. Понятно, с Израилем, не раз обводившем вокруг пальца даже американцев, России делить нечего. Но вот с бывшими "младшими братьями", Москва еще может найти взаимные экономические и политические интересы.

Пока неясно смогут ли республики бывшего СССР стать поставщиками оружия на уровне Израиля, ЮАР, входящих во второй эшелон экспортеров после США, России, Великобритании и Франции.

С той политикой, которую они сейчас проводят, - вряд ли. Чтобы иметь долговременный успех на рынке, неофициальным дилерам предстоит решить следующие важные проблемы. Во-первых, восстановить деловые отношения с сотнями партнеров и субподрядчиков, разбросанных по 15 новым государствам, а также найти общий язык с российскими экспортерами военной техники. Во-вторых - маркетинг. Исследования оружейного рынка силами заводского отдела сбыта или даже специалистами таких организаций как "Прогресс" или "Укринмаш" - все равно, что чинить микросхему кувалдой. Западные эксперты, с интересом изучающие подковерные игры белорусских, украинских и других экпортеров, отмечают, что немаловажно позаботиться и о контроле за оружейными сделками, в частности, над финансовыми потоками, которые зачастую проходят мимо госказны.

Анатолий САУТИН
"Финансовые известия"


Предыдущая статья Содержание Следующая статья
 

Hosted by uCoz