Предыдущая статья Содержание Следующая статья
  Су-32ФН: "Морской змей", разящий с небес
Субботний день, 27 декабря 1997 г., на аэродроме Новосибирского авиационного производственного объединения (НАПО) им. В.П.Чкалова радовал хорошей погодой: ясное небо, мороз около -14oС, умеренный ветер. По плану на II.00 намечено проведение пробежек второго самолета Су-32ФН установочной серии, а на следующий день - первый вылет. Однако по докладу начальника летно-испытательной станции Юрия Нагорного "метео дает" на воскресенье снегопад. Генеральный директор НАПО Александр Бобрышев после нескольких минут раздумья назначает новую дату первого вылета - сегодня, в 15.00. 11.00. Самолет медленно выруливает на полосу со стороны летно-испытательной станции. Разбег - торможение, разбег - торможение. В конце полосы самолет разворачивается и возвращается на исходную позицию. Скоростная рулежка с подъемом носового колеса - также без замечаний. Традиционный разбор в кабинете начальника ЛИС. Доклады летчика-испытателя НАПО им. В.П.Чкалова Евгения Рудакаса и летчика-испытателя АООТ "ОКБ Сухого" Игоря Соловьева подтверждают: самолет к полету готов. 15.05. Гул мощных двигателей разрывает тишину над аэродромом. Стремительный короткий разбег, и изящная машина растворяется в небе. 15.45. Окружившие самолет на стоянке специалисты уже поздравляют пилотов и друг друга: установочная серия Су-32ФН пополнилась новым образцом.

p39.jpg (12691 bytes)Основные характеристики самолета Су-32ФН

Максимальная скорость полета над поверхностью моря 1400км/ч
Максимальное число М  1,8
Дальность полета без боевой нагрузки и дозаправки топливом в воздухе 4000км
Нормальный взлетный вес 420000кг
Максимальный взлетный вес 44360кг

Разведывательно-ударный самолет берегового базирования Су-32ФН предназначен для поиска и уничтожения надводных кораблей и подводных лодок противника на значительном удалении от обороняемой территории. Самолет способен эффективно выполнять оборону морской экономической зоны прибрежных государств днем и ночью в условиях плохой погоды и радиопротиводействия. Кроме того, летные качества самолета Су-32ФН наряду с высокоавтоматизированным комплексом бортового радиоэлектронного оборудования и мощным набором управляемых ракет класса "воздух - воздух" позволяют обеспечить надежную защиту от авиационных средств нападения, действующих с морских направлений.

Двухместный сверхзвуковой самолет Су-32ФН, являясь, согласно принятой ныне классификации, новым самолетом четвертого поколения , унаследовал от своего знаменитого предшественника - истребителя семейства Су-27 - целый ряд наукоемких технологий. Обводы его крыла, стабилизатора и вертикального оперения соответствуют самолету Су-27. Как и Су-27, он имеет интегральную аэродинамическую компоновку и адаптивное крыло, передняя и задняя кромки которого автоматически, по командам цифровой многоканальной электродистанционной системы управления, отслеживают текущие значения угла атаки и перегрузки. На Су-32ФН эта же система в автоматическом режиме управляет положением ПГО.

Специфика боевого предназначения Су-32ФН обусловила ряд отличий в конструкции самолета. Существенные изменения претерпели фюзеляж и шасси. Самое характерное - новая кабина экипажа: пилот и штурман-оператор размещаются в сварной бронекабине "бок о бок" для их наилучшего взаимодействия. Кабина оптимизирована для длительных полетов (летчики могут вставать с кресла, выпрямляться в полный рост, принимать горячую пищу).

Система жизнеобеспечения до высоты 10 км поддерживает давление воздуха в кабине, позволяющее экипажу работать без кислородных масок. Катапультируемые кресла К-36ДМ дают возможность аварийного покидания машины на всех режимах полета, включая катапультирование с уровня земли при нулевой скорости.

Основная концепция самолета Су-32ФН, его не имеющий аналогов облик, а также идеология кабины, обеспечивающая высокую боевую живучесть машине и комфортные условия работы экипажу, сформированы непосредственно генеральным конструктором АООТ "ОКБ Сухого" Михаилом Петровичем Симоновым. Генеральный конструктор заложил в проект самые перспективные разработки отечественного бортового радиоэлектронного оборудования. Выбранная им архитектоника в сочетании с каналом мультиплексного информационного обмена позволяет безболезненно заменять отдельные системы БРЭО на более совершенные по мере развития самолета Су-32ФН.

Самолет оборудован комплексом бортового радиоэлектронного оборудования "Морской змей", предназначенным для разведки, наблюдения за поверхностью моря, поиска подводных лодок, обнаружения мин и борьбы с надводными кораблями.

Структура комплекса является раздельно-интегральной. Все информационные системы скомпонованы как автономное оборудование, в состав которого входят вычислительные блоки БЦВМ "Аргон". Модульная конструкция всего комплекса, определенное дублирование программного обеспечения и оборудования, а также одновременная работа всех информационных систем позволяют выполнить боевую задачу даже при выходе из строя части информационных систем. Кроме того, раздельная конструкция позволяет легко изменять конфигурацию комплекса, то есть делать его менее сложным и дорогим или добавлять некоторые новые информационные системы при необходимости.

Все составляющие комплекса управляются через центральную компьютерную систему, которая обеспечивает полную координацию работы, обмен данными и интеллектуальную помощь экипажу самолета Су-32ФН при выполнении боевой задачи во всем диапазоне условий применения.

При выполнении задачи морского патрулирования самолет Су-32ФН обеспечивает сбор данных по наличию цели в заданной зоне поиска, обнаружение радиолокационных и акустических демаскирующих признаков цели. В определенных условиях обнаруживаются оптические демаскирующие признаки цели на большом удалении. При этом комплекс позволяет осуществлять наблюдение за береговой обстановкой и контроль ситуации в портах. Кроме того, когерентная РЛС комплекса "Морской змей" обнаруживает и определяет местонахождение воздушных целей (включая малоразмерные), находящихся над морем на удалении 150-200 км.

Морское патрулирование обеспечивается РЛС, системой электронной разведки и ИК-телевизионной системой.

Задача борьбы с надводными кораблями решается с помощью использования вышеупомянутых информационных систем.

Самолет находится на максимально возможном удалении от зоны действия корабельных средств ПВО и осуществляет работу в условиях активных и пассивных помех.

sch1.jpg (10998 bytes)
1-2 - поиск, обнаружение и выбор летчиком цели на атаку
2-3 - ввод в бортовой комплекс управления ракеты полетного задания
3-4 - подготовка ракеты к пуску
4 - пуск
4-5 - автономный полет пакеты к цели
5-6 - поиск, обнаружение и захват заданной цели радиолокационной активной головкой

Противокорабельное вооружение самолета Су-32ФН размещается на 12 наружных узлах под фюзеляжем, мотогондолами и консолями крыла. Общий вес вооружения - 8000 кг. В его состав входят противокорабельные управляемые ракеты ASM-MSS, ASM-MS с дальностью действия до 250 км, противокорабельные управляемые ракеты ASM-M с дальностью полета 70 км, противокорабельные ракеты АSM-M2 с дальностью действия 180 км, управляемые ракеты AGM-TTC с телевизионной командной системой наведения, торпеды, гидроакустические буи и управляемые ракеты класса "воздух - воздух". Возможна подвеска обычных авиабомб.

sch2.jpg (6272 bytes)
1-2 - поиск, обнаружение и выбор летчиком цели на атаку
2-3 - ввод в бортовой комплекс управления ракеты полетного задания
3-4 - подготовка ракеты к пуску
4 - пуск
4-5 - выход самолета-носителя из атаки
5-6 - поиск, обнаружение и захват заданной цели радиолокационной активной головкой самонаведения

Самолет Су-32ФН с комплексом БРЭО "Морской змей" самостоятельно решает все без исключения задачи борьбы с подводными лодками, а также может участвовать в поиске подводной лодки, определяя местонахождение, осуществляя слежение за ней и уничтожение лодки после установления другими средствами факта ее присутствия. Интеллектуальная система помощи экипажу обеспечивает непрерывность выполнения боевой задачи без вмешательства оператора, предоставляя несколько вариантов решения. При этом обязанностью оператора является мониторинг автоматического выполнения боевой задачи вплоть до принятия решения. На рабочем месте оператора имеются два индикатора с большим прямоугольным дисплеем на ЭЛТ и панелью на жидких кристаллах. Индикаторы допускают одновременную индикацию информационных данных от различных систем.

sch3.jpg (14300 bytes)

В состав бортовых средств обнаружения подводной лодки входят:

  • РЛС в комплексе с гидроакустическими буями, включая пассивные направленные гидроакустические буи, работающие в диапазоне звуковых и инфразвуковых частот, активные направленные гидроакустические буи и средства образования взрывной волны. По своим характеристикам они превосходят известные американские буи типа SSQ-53B, SSQ-77А, SSQ-75.
  • РЛС как средство обнаружения малоразмерных объектов (например, перископы подводных лодок и шноркели), контроля за работой гидроакустических буев, а также навигации. Характеристики РЛС превосходят характеристики американского радара АN/АPS-137. Надо отметить, что входящее в состав гидролокационной системы оборудование и соответствующее программное обеспечение могут быть легко модифицированы и адаптированы к работе с гидроакустическими буями, применяемыми в Великобритании.
  • Магнитометр, регистрирующий вызванное наличием подводной лодки искажение магнитного поля Земли. По своим характеристикам он сходен с известными системами АN/АSQ-81 или АH/АSQ-502. Эффективность обнаружения с его помощью магнитных аномалий и слежения за лодкой может быть повышена при совместном использовании его с системой гидроакустических буев.
  • ИК-телевизионная система с телевизионным (оптическим) и инфракрасным каналами получения данных, которые могут использоваться независимо или совместно, с учетом погодных условий и времени суток.
  • Система электронной разведки (основной режим работы - ожидание, и в то же время может обнаружить, идентифицировать и определить направление на радиооборудование загоризонтной подводной цели).
  • Центральная вычислительная управляющая система .

Боевые возможности Су-32ФН привлекают к нему всеобщее внимание в мире. По мнению многих зарубежных специалистов, самолет Су-32ФН представляет собой новую авиационную систему оружия наступательно-оборонительного назначения с расширенными возможностями действий по наземным, надводным/подводным целям на значительном удалении от береговой черты, с возможностью воздушного патрулирования для обнаружения и уничтожения морских целей при сохранении высокоэффективной способности действовать по воздушным целям.

Необходимо отметить, что специфика и сложность решаемых Су-32ФН боевых задач, не ограничивают возможности создания по желанию заказчика новых его модификаций.

Самолеты Су-32ФН дважды (в 1995 и 1997 гг.) выставлялись на наиболее престижном авиасалоне в Ле Бурже, вызывали большое внимание специалистов и всеобщее восхищение посетителей.

Роллан Мартиросов,
главный конструктор АООТ "ОКБ Сухого"


Предыдущая статья Содержание Следующая статья
 



Hosted by uCoz