Предыдущая статья Содержание Следующая статья
"РУСЬ" - полпред России
Rus.jpg (16711 bytes)
  
Пилотажной группе Вяземского аэроклуба РОСТО (бывшего авиацентра ДОСААФ) в 1997 г. исполнилось 10 лет. А первое выступление девяти самолетов Л-39 состоялось 18 августа 1987 г. на воздушном параде в Тушимо. Для достойного представления на нем ДОСААФ за несколько месяцев до этого в Вяземский авиационный учебный центр были переданы из ВВС десять "альбатросов". Ускоренное теоретическое переучивание - и в июне начались полеты и затем тренировки группами. Дефицит времени ставил в очень жесткие рамки. В состав пилотажной группы тогда входили: Фарид Акчурин (начальник авиацентра), Валентин Селявин, Сергей Борисович Бондаренко, Сергей Петрович Бондаренко, Николай Жданов, Казимир Норейка, Александр Прядильщиков, Николай Чекашкин, Владимир Архипов, Николай Золотарев. Отдельно сольное выступление готовил Николай Погребняк.

Все летчики имели большой опыт инструкторской работы и полетов в пределах курса летной подготовки, но только Селявин и Погребняк были мастерами спорта по высшему пилотажу. Поэтому у группы были проблемы из-за небольшого налета на Л-39 и отсутствия навыков выполнения групповых полетов в плотном строю в составе большого количества самолетов. Но, несмотря на все трудности, 18 августа 1987 г. десять вяземских "альбатросов" выполнили в московском небе свою программу, вызвав бурю аплодисментов зрителей (в тот год был самый грандиозный праздник с рекордным количеством посетителей - около 800 тыс. человек). После такого дебюта на группу обратило внимание руководство ДОСААФ и ВВС. В результате авиацентр получил еще десять Л-39 и с 1989 г. начал готовить курсантов для резерва ВВС.

L-39.jpg (13914 bytes)А у летчиков, вкусивших "прелести" показательных выступлений, появилась возможность реализовать свои амбиции. Идея выполнить петлю Нестерова в составе девяти самолетов сначала казалась бредовой, но вскоре все "сошли с ума" и начали тренировки. Настойчивость и упорство сделали свое: сначала на петле задние ведомые отставали, но вскоре "привязались". Группу в то время возглавлял начальник центра полковник Юрий Быков. В период с 1988 по 1991 г. авиацентр имел три эскадрильи. Поэтому не было недостатка в пилотах, топливе и деньгах, и шло постоянное совершенствование летной программы.

Прекрасно понимая, что учебнотренировочный Л-39 не может сравниться по своим тактико-техническим данным ни с Миг-29, ни с Су-27, на которых летали наши коллеги из "Стрижей" и "Русских витязей", мы старались выиграть за счет улучшения композиции и повышения артистизма. Совместные же выступления пилотажных групп обогащали их программы. Кроме Тушино начались показы и в других городах России, авторитет группы быстро рос и среди авиационной общественности страны.

Но "за красоту и высоту надо платить", и очень дорогой ценой. В июне 1991 г. при выполнении учебного полета парой на подготовку резервного летчика произошло столкновение самолетов в воздухе, при котором погиб Юрий Быков. Трагедия потрясла всех, но пилоты, стиснув зубы, дали слово продолжать общее дело. Однако эта беда стала только началом череды потрясений. Разваливалась страна, уехал в Литву Норейка, в группе остались только русские, украинцы, белорусы. А может быть маленькая группа станет символом единства наших народов? И после долгих сомнений и дебатов родилось ее короткое название "Русь". Мы отработали пролет самолетов "крестом" с включенными фарами. Первым благословил его митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим, а через несколько лет - митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. И понесла "Русь" свой крест по нашей нелегкой жизни.

Но в мае 1992 г. вопреки здравому смыслу и из-за казенного подхода к делу ряда чиновников вышли постановление правительства ╧340 и приказ министра обороны. Приговор был краток и обжалованию не подлежал: авиацентр и пилотажную группу ликвидировать, сдать все имущество до винтика, снять даже комбинезоны и исчезнуть. Поэтому нам, ранее таким законопослушным, пришлось вступить в борьбу за сохранение организации, за право работать и летать на том аэродроме, который до этого 35 лет покрывали потом и кровью. Сказать, что схватка была жестокой, - значит почти ничего не сказать: "бои" доходили до рукопашных. И из 27 авиацентров выжила только вяземская "Русь". Однако мы были вынуждены перерегистрироваться в аэроклуб. А ведь кроме "наездов" была и гибель Володи Архипова на тренировке. Когда раздался удар и огненный смерч снес антенну локатора, подумалось: "Все, конец." Но затем отчаяние первых минут сменилось верой в то, что надо сохранить дело, за которое пилоты группы заплатили своей жизнью.

Житейские проблемы сотрясали не меньше. Прекращено финансирование, нечем платить зарплату, уходят люди. Как жить? Тренировки не прекращали, благо оставались еще старые запасы топлива. На зарплату начали зарабатывать экскурсионными полетами для иностранцев, хранением топлива, продажей списанной техники. Однако финансовые потребности аэроклуба - организации в 200 человек (после трехкратного сокращения) - значительно превышали нерегулярные заработки.

Жизнь пилотажников стала сплошным контрастом: с одной стороны - блеск в небе, с другой - нищета на земле. Нет больше ни одной пилотажной группы в мире, которую бы никто не поддерживал и которая бы сумела выжить в аналогичных условиях. И в таком положении мы находимся уже 5 лет. Постоянное чувство, что каждое выступление может быть последним из-за полного финансового банкротства, негативно влияет на морально-психологическое состояние летного и технического состава. Обидно и больно становится за равнодушие чиновников не только к людям, но и к большому делу, которому они посвятили свою жизнь.

Rus_pilots.jpg (28947 bytes)
Летчики пилотажной группы "Русь" (слева направо): стоят - Евгений Бурчанов (ведущий), Сергей Макоимов, Валентин Селявин, Казимир Тиханович (руководитель), Василий Когут, Валерий Соболев (солист); сидят - Сергей Бондаренко, Михаил Колле, Анатолий Марунько

Сотни тысяч наших сограждан, глядя на фантастический бал, который устраивает "Русь" в небе, получают огромный заряд энергии и гордости, ибо это делают русские летчики. А сколько мальчишек сразу "влюбляются в небо". И пусть далеко не все из них свяжут свою судьбу с авиацией, но то, что демострируется на авиашоу, раскрывает им глаза на настоящие ценности в жизни. А это так актуально в наше тяжелое время. Кроме поддержания престижа России и военно-патриотического воспитания молодежи аэроклуб при государственном подходе к делу мог бы приносить пользу и в других областях (переподготовка и сохранение натренированности летчиков резерва ВВС, дополнительная подготовка пилотов гражданской авиации к полетам на критических режимах и т.д.).

За 10 лет кадровый состав группы претерпел значительные изменения. С 1991 г. ведущим "Руси" стал Евгений Бурчанов заместитель начальника аэроклуба. Из первопроходцев остались только Валентин Селявин и Сергей Бондаренко (младший). Николай Погребняк подготовил себе замену - Валерия Соболева, мастера спорта, который сейчас восхищает сольной программой и специалистов, и зрителей. На смену старым пилотам пришли Виктор Алейников, Анатолий Марунько, Василий Когут, Александр Савлюк, Николай Жеребцов, Михаил Колле и Сергей Макоимов. l2.jpg (21737 bytes)Ну а дальше становится просто страшно за "Русь", ведь резерва больше нет. Нет финансовых возможностей готовить пилотажников, хотя хороших летчиков в России еще предостаточно.

Мастерство не знает границ, и количество приглашений на воздушные праздники, авиасалоны непрерывно растет. В географии выступлений появились крупные города Поволжья и Сибири, а в сентябре 1997 г. состоялось первое зарубежное турне по Чехии. Успех превзошел все ожидания.

"Русь" достойно представила Россию перед Западом. И опять налицо контраст: признание и финансовая поддержка за рубежом (чехи бесплатно покрасили самолеты группы и оплатили турне) и полное равнодушие со стороны своих. Вот и возникает вопрос к власть придержащим: как можно объяснить абсолютное безразличие к судьбе полномочных представителей Великой Руси, обеспечивающих поддержание ее престижа на мировой арене? А ведь маленькая "Русь" является в определенной мере одним из них и в свою очередь остро нуждается в помощи государства. Мы готовы также обсуждать любые варианты со спонсорами и меценатами.

Казимир Тиханович,
начальник Вяземского аэроклуба РОСТО

С предложениями обращаться:
215300, п/о Вязьма-Брянская
Смоленской области.
Тел.: (08131) 4-19-97,
тел./факс: (08131) 5-18-42. 


Предыдущая статья Содержание Следующая статья
 



Hosted by uCoz