[НАЗАД]

 

Александр Трушин, заместитель заведующего редакцией стран Америки ИТАР-ТАСС Буэнос-Айрес - Москва

“Такие машины нам нужны”

президент Аргентины Карлос Менем

Ми-17 НА СЛУЖБЕ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ

Холодный осенний ветер раскачивает длинный трос с огромной бочкой, наполненной пятью тоннами воды. Вертолет, к лебедке которого прикреплен другой конец троса, снижается на опасно низкую высоту, зависает над кучей горящего мусора, облитого соляркой. Штурман-испытатель Борис Макаренко нажимает на кнопку и огромная масса воды с шумом выливается на землю, однако не попадает в центр пламени. Вертолет делает круг и снова направляется к реке, чтобы снова наполнить бочку водой.

Так в дождливую и ветреную аргентинскую осень в предместье Буэнос-Айреса проходили показательные полеты российского вертолета Ми-17, который, завоевал славу во многих странах мира. Михаил Мищенко и другой летчик-испытатель Казанского вертолетного завода завода Аркадий Моисеев пригнали эту машину из Перу, где создано совместное предприятие казанцев с одной из частных перуанских фирм. "Мы пролетели почти четыре тысячи километров, делали остановки в Бразилии и в боливийском городе Санта-Крус, и всюду видели, с каким интересом летчики и специалисты относились к нашей машине. Она всех покорила, многие в Южной Америке хотели бы купить этот вертолет", - заявил в беседе со мной М. Мищенко после демонстрационных полетов. Ему удалось-таки справиться с ветром и потушить специально организованной на окраине аэродрома пожар. Затем он легко поднял в воздух тяжелый грузовик. С помощью специального приспособления вертолет вытащил из "опасного" места "попавшего в беду" человека. А в заключении Мищенко катал на вертолете всех желающих, от которых не было отбоя.

Генералы, адмиралы, офицеры, летчики, полицейские, пожарные выстраивались в очередь и по 25 человек залезали в кабину вертолета, чтобы посмотреть сверху на Буэнос-Айрес и убедиться в хороших летных качествах российской машины.

Генерала ВВС Аргентины Фернандеса Ирибарне по его просьбе посадили в кабину к летчикам. "Прекрасный вертолет, - сказал он мне после приземления. - Он очень маневренный и способен выполнять разные задания - тушить пожары, высаживать спасателей, принимать на борт людей и грузы. Как мне рассказали летчики, на Казанском заводе выпускается и вертолет-госпиталь, предназначенный для оказания медицинской помощи пострадавшим в труднодоступных или отдаленных от жилых районов местах. Аргентине крайне необходима такая машина, особенно для тушения пожаров".

За показательными полетами российского вертолета наблюдали десятки представителей всех родов войск, федеральной полиции, жандармерии Аргентины и каждый мечтал иметь в своем ведомстве такую машину. После полетов российские вертолетчики отправились в загородную резиденцию президента Аргентины Карлоса Менема, чтобы выбрать там площадку для посадки Ми-17.

И вот летчик-испытатель первого класса Михаил Мищенко провел вертолет Ми-17 над Буэнос-Айресом, сделал круг над загородной резиденцией главы государства в предместье аргентинской столицы и плавно посадил его на зеленую лужайку в самом ее центре. Через пять минут в кабину вертолета сел президент Аргентины Карлос Менем, который является известным в этой стране спортсменом и летчиком. Он поднимал в воздух многие самолеты и вертолеты, однако впервые видел близко российский аппарат. Президент Менем остался доволен вертолетом. Пояснения в кабине ему давали Михаил Тихонов и заместитель командующего ВВС Аргентины Фернандес Ирибарне. Со знанием дела генерал Ирибарне рассказывал главе государства о достоинствах российской машины. М.Тихонов сообщил президенту К. Менему, что всего за 40 лет казанцы поставили в 57 стран мира свыше четырех тысяч таких машин.

После получасового осмотра российского вертолета президент К. Менем заявил: "Такие машины нам нужны".

При отсутствии государственного заказа из-за нехватки средств, мы вынуждены искать покупателей для нашего вертолета во многих странах мира, в том числе в Латинской Америке, сказал в беседе со мной руководитель службы маркетинга Казанского вертолетного завода Михаил Тихонов. Российские машины успешно работают в Мексике, Никарагуа, Эквадоре, Колумбии, Перу, на Кубе. Ими особенно интересуются в южноамериканских республиках, где без таких аппаратов трудно осуществлять операции по борьбе с терроризмом и наркомафией. Отмеченный в 1980 г. международным призом "Золотой Меркурий" Казанский вертолетный завод готов к любому, приносящему взаимное благо, сотрудничеству, сказал М. Тихонов.

Не секрет, что Казанский вертолетный завод и ГК "Росвооружение" проявляют интерес прежде всего к Аргентине, Бразилии, Чили - самым крупным в военном отношении странам Латинской Америки.

В последнее время аргентинцы почувствовали стремление России проникнуть на рынок вооружений своей страны, и их отношение к этой проблеме нельзя назвать однозначным.

Первые сообщения о подобной заинтересованности российских официальных лиц появились в аргентинских средствах массовой информации в 1992 г., когда Буэнос-Айрес посетил бывший вице-президент России Александр Руцкой, а затем, - бывший президент СССР Михаил Горбачев. Ссылаясь на правительственные источники, газета "Информадор публико" писала тогда, что М. Горбачев "пытался прощупать аргентинский рынок на предмет продажи оружия бывшего Советского Союза, представляя группу российских военных, которые в настоящее время превратились в предпринимателей". При этом газета указывала, что М. Горбачев в ходе состоявшейся наедине встречи с президентом Аргентины Карлосом Менемом продемонстрировал особый интерес к поставкам самолетов “МиГ”.

Более конкретный разговор состоялся в Москве в октябре 1992 г., во время официального визита в Россию бывшего министра обороны Аргентины Антонио Эрмана Гонсалеса. Питая симпатии к России, он остается приверженцем развития всесторонних связей между двумя странами, в том числе и в военной сфере.

Однако проблему поставок вооружений в Аргентину необходимо рассматривать не в плане российско-аргентинских отношений, а в контексте развития международной обстановки, положения дел в мире с торговлей оружием. Соединенные Штаты в настоящее время осуществляют свыше 60 % мировой торговли оружием. Выйдя на такие рубежи, Вашингтон будет стремиться любыми способами их удерживать и следить за проникновением на этот рынок не только России, но и своих союзников. При этом необходимо иметь в виду, что администрация Клинтона сохраняет производство вооружений на прежнем уровне при некотором сокращении вооруженных сил, понимая, что любое свертывание такого производства неминуемо приведет к безработице, снижению уровня жизни и другим социальным проблемам.

В целом латиноамериканский рынок вооружений хорошо знаком России. Бывший СССР в свое время поставлял оружие на Кубу, в Никарагуа, Перу, Венесуэлу. Сегодня особый упор российские представители делают на Аргентину, т.к. в ходе мальдивской войны 1982 г. она потеряла значительную часть боевой техники и оружия, а в течение последнего десятилетия подвергалась эмбарго со стороны США и Великобритании на поставки вооружений, вследствие чего все виды вооруженных сил Аргентины, особенно ВВС и ВМС, располагают устаревшей техникой и оборудованием.

В целом военная доктрина аргентинцев основывается на том, что для укрепления мира в регионе необходимо не разоружаться, а добиваться равновесия сил путем замены устаревшего вооружения и боевой техники. Это позволяет рассчитывать на то, что в перспективе националистически и прагматически настроенные военные круги Аргентины могут сделать ставку не только на США и страны Запада, но и на Россию, приобретение военной техники у которой покажется для них более дешевым и выгодным делом.

Определенные военные круги Аргентины проявляют интерес к закупкам вооружений и техники в России. Однако здесь снова проявляется американский фактор. Зная об этом намерении аргентинских военных, руководство Пентагона напоминает им, что президент Менем и его окружение заинтересованы в том, чтобы Аргентина вступила в члены НАТО или ассоциировала с этим военно-политическим блоком. Но для этого вооруженным силам Аргентины необходимо иметь западное вооружение, которое сопрягается с натовским. "Если же вы хотите закупать технику и вооружение в России, ваша инициатива о вступлении в НАТО не осуществится", - заявляют в администрацим Клинтона: и эта ее позиция находит отклик в политическом руководстве Аргентины.

В тоже время успешно развивается военно-техническое сотрудничество между Россией и Колумбией. Эта южноамериканская республика уже давно стала одним из основных в регионе покупателей российских вертолетов, хотя после первого контракта, заключенного в октябре 1995 г.

колумбийское правительство подверглось сильному давлению как со стороны США, так и со стороны внутренней оппозиции. Однако этот документ высоко оценил президент Колумбии Эрнесто Сампер, заявив, что он еще более сблизит две страны и будет способствовать развитию всесторонних, взаимовыгодных колумбийско-российских связей. Затем правительство Колумбии заявило, что несмотря на "давление со стороны некоторых государств", оно не изменит своего решения закупить российские военно-транспортные вертолеты Ми-17 для нужд колумбийской армии. К концу 1996 г. колумбийская сторона уточнила условия контракта на приобретение 10 российских машин.

Против поставок российской военной техники в Колумбию ранее выступили помощник госсекретаря США по борьбе с международным наркобизнесом и охране правопорядка Роберт Гелбард и другие высокопоставленные представители американской администрации. Это было расценено в России и Колумбии как недопустимое вмешательство в двусторонние отношения. МИД РФ сделал в этой связи заявление, в котором выражался протест против позиции представителей американской администрации. Заявление российского дипломатического ведомства нашло понимание и поддержку колумбийской стороны.

Поставки российских военно-транспортных вертолетов должны были стать первым шагом на пути развития взаимовыгодных связей двух стран в военной области. В ноябре 1996 г. в Боготу прибыла группа экспертов ГК "Росвооружение" для согласования условий контракта на поставку партии военно-транспортных вертолетов Ми-17. Российские вертолеты были признаны лучшими в ходе открытых торгов, проведенных правительством южноамериканской страны. В торгах, кроме России, принимали участие также США, Канада, Франция, Италия и Польша. Поставки российской авиационной техники в Колумбию должны были осуществляться на коммерческой основе. От продажи первой партии вертолетов планировалось получить более 40 млн долларов. Эти средства предполагалось направить на нужды военно-промышленного комплекса России, чтобы сохранить рабочие места в авиационной промышленности.

Первая партия машин была передана колумбийской стороне уже в апреле 1997 г. На церемонии передачи присутствовала российская делегация во главе с заместителем министра внешних экономических связей и торговли Сергеем Свечниковым. Она провела ряд встреч в МО, национальной полиции и других заинтересованных ведомствах Колумбии с целью дальнейшего развития военно-технического сотрудничества двух стран.

Как заявили мне в Латиноамериканском департаменте МИД РФ, конкуренция на рынках вооружения и военной техники в последнее время приобретает все более острый характер. Особое сопротивление вызывает выход России на нетрадиционные рынки, в том числе Латинской Америки. Именно поэтому некоторые колумбийские парламентарии сделали недавно запрос о якобы завышенных ценах на вертолеты российского производства. Но президент Колумбии Эрнесто Сампер и представители России опровергли подобные домыслы. Глава колумбийского государства прямо заявил, что коммерческие условия контракта отвечают интересам Колумбии, а цена на Ми-17 существенно ниже, чем на зарубежные аналоги. Он подчеркнул, что противникам развития отношений Колумбии с Россией не удасться сорвать наметившееся сближение двух стран в области военно-технического сотрудничества.

По условиям контракта цена военно-транспортного Ми-17, по заказу колумбийской стороны, оборудованного специальной аппаратурой для полетов в ночных условиях, составила 4,2 млн долл. Вертолет американского производства "Блэк Хок", уступающий по тактико-техническим и летным характеристикам Ми-17, обошелся бы колумбийцам в 6 млн долл.

В мае 1997 г. посольство России в Колумбии опровергло прозвучавшие в колумбийском парламенте заявления о якобы завышенной цене на поставляемые в страну российские военно-транспортные вертолеты Ми-17. "Абсолютно беспочвенные выпады против поставок Ми-17 в Колумбию оскорбительны для правительства России, которое является гарантом выполнения Соглашения о военно-техническом сотрудничестве, заключенного между двумя странами", - заявил посол РФ в Колумбии Эднан Агаев.

Новая партия российских вертолетов была доставлена в Колумбию в ноябре прошлого года на транспортном самолете "Руслан". ГК "Росвооружение" и Казанский вертолетный завод в строгом соответствии с заключенным контрактом осуществляют поставки российской авиационной техники в южноамериканскую республику. Российская сторона точно по согласованному графику производит поставки вертолетов. В глазах колумбийцев это подтверждает репутацию России как надежного партнера в торгово-экономическом сотрудничестве, в том числе в военно-технической области.



Hosted by uCoz