[НАЗАД]

КОСМОНАВТИКА

ЭНЕРГОМАШ - ЛИДЕР СВЕРХМОЩНЫХ ЖРД

Владимир Судаков,

начальник отдела информации

НПО “Энергомаш“ им. академика В.П. Глушко

Успешные огневые испытания российского ракетного двигателя РД-180, разрабатываемого НПО “Энергомаш” им. академика В.П. Глушко по контракту с компанией “Пратт & Уитни” (США) и предназначенного для использования на РН “Атлас III” компании “Локхид Мартин”, на американском стенде в Центре Маршалла НАСА, а также параллельная отработка его модификаций для использования на первых ступенях американских ракет среднего и тяжелого классов свидетельтвуют о лидерстве российского НПО в создании мощных ЖРД и о перспективах уверенного выхода этого объединения на мировой рынок двигателей как для отечественных, так и для зарубежных ракет-носителей.

Работы по двигателю РД-180 в НПО “Энергомаш” продолжаются. К настоящему времени проведено более 70 огневых стендовых испытаний на 12 экземплярах двигателей с общей наработкой свыше 11000 с, один из которых прошел испытания на американском стенде в Центре Маршалла. Этот стенд использовался в прошлом для испытания основных двигателей корабля “Спейс Шаттл” и ракетных двигателей РН “Сатурн V”. Двигатель РД-180 в настоящее время проходит сертификационные испытания.

История создания РД-180 связана с огромным талантом и напряженной работой большого коллектива специалистов “Энергомаша” на протяжении многих лет.

За 70 лет деятельности предприятия накоплен огромный опыт создания жидкостных ракетных двигателей. В их числе самый мощный в мире кислородно-керосиновый двигатель РД-170 для многоразовой системы “Энергия-Буран”. Именно он лег в основу создания современного РД-180.

Первые проектные работы по сверхмощным ЖРД начались в КБ “Энергомаш” еще в 1973 г. Были предварительно рассмотрены все возможные варианты: одно-, двух-, четырехкамерных двигателей на полную тягу около 800 т. Предпочтение было отдано четырехкамерному двигателю. Последующие испытания подтвердили правильность принятого решения. Таким образом, была успешно завершена разработка мощных кислородно-керосиновых двигателей РД-170 для МКС “Энергия-Буран” и РД-171 для РН “Зенит”.

Успехи НПО “Энергомаш” не остались не замеченными. В 1991 г. объединение получило наконец-то возможность непосредственно продемонстрировать свои достижения на международном рынке. Первыми из американских аэрокосмических фирм свой интерес к двигателю РД-170 проявили представители ракетной компании “Дженерал Дайнемикс”. Затем по контракту с двигательной фирмой “Аэроджет” в 1991 г. проводится демонстрационное испытание РД-170 на стенде в Химках, преследуя при этом маркетинговые цели. Чуть позже такое же демонстрационное испытание проводится и для компании “Пратт & Уитни”, которая впоследствии становится партнером НПО “Энергомаш” по продвижению разработок НПО на американский ракетно-космический рынок.

Однако в ходе маркетинговых исследований становится ясно, что в США не удастся найти в ближайшее время применения двигателя РД-170, хотя всеми специалистами признается его лидирующее положение по достигнутым параметрам и характеристикам, подтверждается, что уровень разработки РД-170 на 10-15 лет опережает аналогичные разработки в США. Вместе с тем американская компания “Дженерал Дайнемикс”, уже вошедшая в состав компании “Мартин Мариетта”, продолжала проявлять свой интерес к российской разработке. В ходе совместных обсуждений и родилась идея проработки возможности использования на первой ступени одного из вариантов РН “Атлас” двухкамерного двигателя, основанного на конструкции двигателя РД-170, того самого варианта, который обсуждался на самых первых этапах его разработки.

В 94-95 гг. в НПО “Энергомаш” начинаются предварительные проработки конструкции будущего двигателя РД-180, оценка основных его параметров и характеристик и возможности интеграции в составе американской ракеты-носителя. В рамках проводимых в это время работ производится поставка в США в Денвер первого макета двигателя РД-180. В это же время американская аэрокосмическая компания “Мартин Мариетта” объявляет открытый конкурс на двигатель для использования на модернизированной РН “Атлас 2AR”. Впервые в истории в этом конкурсе участвовали и российские двигателестроительные компании НПО “Энергомаш” и Самарское предприятие “Труд”. Вместе с ними в конкурсе приняли участие и все известнейшие двигателестроительные фирмы США. Однако в ходе конкурса стало очевидным неоспоримое преимущество концепции разработки двигателя РД-180. Проект двигателя РД-180 был объявлен победителем конкурса. В середине 1996 г. подписан контракт на его разработку, а уже в ноябре 1996 г. было проведено первое доводочное огневое испытание этого двигателя.

В феврале 1997 г. на завод компании “Локхид Мартин” (так теперь стала называться американская компания) в Денвер был поставлен точный макет двигателя РД-180 для проведения работ по интеграции двигателя и ракеты. В августе 1997 г. в США был поставлен и один из доводочных двигателей РД-180 для проведения его огневых испытаний в составе первой ступени ракеты. Первое такое огневое испытание было проведено 29 июля 1998 г. на стенде Центра Маршалла, НАСА в Хантсвилле. Завершающее четвертое испытание успешно проведено 16 декабря с. г.

Для маркетинга и реализации двигателя РД-180 было создано совместное предприятие РД АМРОСС, основанное НПО “Энергомаш” и “Пратт & Уитни”. Заключен контракт на поставку первой партии серийных двигателей РД-180 для использования их в коммерческих полетах новой РН “Атлас III” компаниии “Локхид Мартин”. Первый полет этой РН запланирован на 1999 г. В июне 1997 г. эта компания объявила о своем намерении сделать заказ на поставку 101 двигателя РД-180 для коммерческих полетов “Атлас III”, а недавно подтвердила его. Кроме того, “Локхид Мартин” приняла решение об использовании двигателей РД-180 на первых ступенях всех новых РН, разрабатываемых компанией по программе EELV. В этом случае (использование новых РН “Атлас” с двигателем РД-180 для вывода национальных полезных нагрузок) в составе ракет-носителей будут использоваться двигатели РД-180 конструкции НПО “Энергомаш”, изготовленные по лицензии в США. К таким двигателям будут предъявляться технические требования, несколько отличающиеся от требований к двигателю РД-180 для РН “Атлас III”, что потребует проведения дополнительных доводочных и сертификационных испытаний.

НПО “Энергомаш” продолжает работы также по модернизации двигателей РД-107 и РД-108, выводящих на орбиту всех российских космонавтов. В планах предприятия разработка двигателя РД-191 для новой отечественной ракеты-носителя “Ангара”, работы по созданию которой возглавляет ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, а также участие в реализации программы “Морской старт”, осуществляемой международным консорциумом, в который входит РКК “Энергия”.

От редакции:

Успешное продвижение “Энергомаша” на мировой рынок и эффективная работа по созданию перспективных двигателей РД-180 и РД-191 во многом являются заслугой нынешнего генерального директора и генерального конструктора НПО “Энергомаш” Бориса Каторгина.



Hosted by uCoz