[НАЗАД]

КОСМОНАВТИКА

“БРИЗ-М” ГОТОВИТСЯ К ПЕРВОМУ СТАРТУ

Олег Давыдов,

главный конструктор темы “Бриз-М”

Появившаяся во всем мире тенденция изготовления спутников массой три тонны и выше для вывода их на геостационарную орбиту диктует необходимость совершенствовать средства выведения на переходные к геостационарной и геостационарную орбиты. Именно это обстоятельство подтолкнуло французов к созданию ракеты-носителя Ariane 5. Нас также не устраивает уже созданный РКК “Энергия” разгонный блок, который выводит на геостационарную орбиту космические аппараты массой в 2,3 т. Необходимо иметь разгонный блок, способный выводить на геостационарную орбиту аппараты массой не менее 3 т. Разрабатываемый в Государственном космическом научно-производственном центре (ГКНПЦ) им. М.В. Хруничева разгонный блок “Бриз-М” дает такую возможность при запусках ракет с космодрома Байконур.

Первый испытательный запуск нового разгонного блока планируется в первом полугодии 1999 г. на ракете-носителе 8К82К “Протон-К”. Создание “Бриза-М”- только один из этапов модернизации этой ракеты. В результате осуществления целого комплекса мероприятий в рамках этой модернизации ракета приобретет новый технический облик и более широкие возможности, получив при этом новое название - “Протон-М”.

Заказ от Министерства обороны РФ на разработку нового разгонного блока (РБ) для ракеты-носителя “Протон” ГКНПЦ им. М.В. Хруничева получил в результате победы на конкурсе, участие в котором принимали многие известные российские КБ (НПО им. С.А. Лавочкина, КБ им. В.П. Макеева и другие).

В 1994 г. был разработан эскизный проект разгонного блока в двух вариантах.

Первый вариант - двухступенчатый. В качестве первой ступени используется блок “ДН”, а второй ступени - РБ “Бриз”, прототип которого к тому времени выполнил несколько успешных полетов в составе РН “Рокот”.

Второй вариант разгонного блока, представленный в эскизном проекте, - теперь уже хорошо знакомый всем сотрудникам Центра вариант со сбрасываемым дополнительным топливным баком (ДТБ). Он получил название “Бриз-М”.

В результате защиты эскизного проекта для дальнейших работ был выбран “Бриз-М”. Он имел предпочтение по ряду очень высоких показателей: более высокая надежность, компактная компоновка, позволяющая в дальнейшем существенно расширить зону полезной нагрузки, возможность варьирования комплектацией (с ДТБ и без него) для выведения одиночных и групповых нагрузок в широком диапазоне орбит, меньшая стоимость и др.

Немаловажное значение при выборе имело и то обстоятельство, что уже на этапе эскизного проекта Центр им. М.В. Хруничева провел тщательную конструкторскую и технологическую проработку разгонного блока, позволившую уверенно подтвердить реализуемость конструкции и основные характеристики “Бриза-М”.

В 1995-1996 гг. вместе с разработкой конструкторской документации на разгонный блок параллельно велась подготовка производства. Уже в 1996 г. были изготовлены основные элементы конструкции баков и сухих отсеков.

Прежде чем продолжить хронологию создания “Бриза-М”, остановимся на основных особенностях комплекса разгонного блока.

Одна из них - высокая степень преемственности конструкции прежних разработок, успешно зарекомендовавших себя в полетах.

Центральный топливный бак, объединяющий двигательные установки, агрегаты пневмо- и гидросистем “Бриза-М” заимствованы от разгонного блока “Бриз”, летавшего в составе ракеты-носителя “Рокот”.

Конструкция головного обтекателя (ГО), его систем разделения и сброса - аналог ГО модулей станции “Мир”. В целом преемственность агрегатов и систем РБ превышает 90%.

Конечно, неверно было бы предполагать, что создание нового изделия возможно только путем заимствования прежних разработок. Оригинальные, тщательно проработанные конструкции ДТБ, сухих отсеков, новых агрегатов и систем разгонного блока являются очередным подтверждением высочайшей квалификации конструкторов, технологов, материаловедов и других специалистов Центра.

И, конечно, не последнюю роль играли наши головные смежники. На плечи многих из них легло выполнение сложных задач. Так, новую систему управления разработало и изготовило МОКБ “МАРС”, новую систему телеметрических измерений “Пирит” - НПО измерительной техники, модифицированный маршевый двигатель - КБХМ. Эти и многие другие коллективы смежников вместе с нами решали и решают сложную задачу по созданию разгонного блока.

Комплекс разгонного блока включает и наземные системы – технический комплекс (ТК), стартовый комплекс (СК) и систему заправки. И здесь многое зависит от наших традиционных смежников - ГНИП ОКБ “Вымпел”, КБОМ, КБТХМ и др. Ими были приняты рациональные технические решения, позволяющие с минимальными доработками ТК и СК обеспечить качественную подготовку разгонного блока. Одно из принятых решений, которое хотелось бы отметить, - это заправка баков низкого давления подвижными средствами на заправочной площадке, что позволило обеспечить безопасность работ при заправке баков и существенно снизить затраты на создание заправочных средств.

Вернемся к истории создания разгонного блока. В июне 1997 г. было изготовлено первое полномасштабное стендовое изделие “Бриз-М”. Этот разгонный блок демонстрировался в экспозиции нашего предприятия на международном аэрокосмическом салоне в Ле Бурже и по возвращении с выставки был переоборудован в изделие для тепловых испытаний, которые были успешно проведены в конце 1997 г. В том же году был проведен и первый этап статических испытаний.

Основной пик работ по сборке изделий и их испытаниям пришелся на 1998 г. Начиная с середины года ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, собирал стендовые изделия
“Бриз-М”,
и проводил их испытания. Везде была организована круглосуточная работа. В результате были полностью завершены испытания головного обтекателя. В конце ноября - начале декабря завершились последние испытания разгонного блока. На космодроме Байконур завершены работы с технологическими и заправочными макетами РБ. Изготовлен и стоит на комплексной испытательной станции (КИС) первый летный разгонный блок “Бриз-М”. В первом полете ему предстоит вывести на геостационарную орбиту КА “Радуга”.

В настоящее время основная напряженность возникает в работах по завершению отработки бортовых систем блока - прежде всего системы управления и передачи телеметрической информации. Именно их готовность к надежной и безотказной работе во многом определит успех первого полета.

Филиал ГКНПЦ им. М.В. Хруничева на космодроме Байконур - завод по испытаниям и эксплуатации ракетно-космической техники (ЗЭРКТ) - завершает подготовку оборудования космодрома Байконур к работам с новым разгонным блоком. Создан технический комплекс РБ в корпусе 92А-50, ведется монтаж проверочного оборудования. Завершено создание технологической заправочной площадки, на которой будут проводиться заправки баков РБ. Дорабатывается стартовый комплекс.

Определен и космический аппарат для второго пуска. Это - LMI-1. Разгонный блок для этого полета вскоре встанет на окончательную сборку.

С разгонным блоком “Бриз-М”, его быстрейшим появлением и надежной работой связаны большие планы Космического центра им. М.В. Хруничева. И наша задача - обеспечить их выполнение.

Разгонный блок "Бриз-М" предназначен, в первую очередь, для применения на российских РН тяжелого класса "Протон-К", "Протон-М", а также на перспективных носителях "Ангара". Основные характеристики РБ “Бриз-М” указаны в табл.1.

 

Таблица 1 Основные характеристики

Максимальный запас топлива, т до 19
Компоненты топлива: азотный тетраксид, несимметричный диметилгидразин
Маршевый двигатель:  
тяга (в вакууме), т 2
удельный импульс (в вакууме), с 325,5
количество включений ДУ не менее 10
Габаритные размеры:  
длина, м 2,654
диаметр, м 4