Эксплуатация
Сергей Барков,
Александр Яворский
ПАЛУБНЫЕ САМОЛЕТЫ РОССИИ
В начале XX века развитие тактики и стратегии военно-морских сил, качественный рост возможностей авиации привели к идее “посадить” самолет на надводный корабль. К реализации этого проекта приступили Соединенные Штаты Америки, Великобритания и Япония.
Первый успешный взлет самолета с колесным шасси с палубы корабля (крейсер “Бирмингем”) был выполнен 14.11.1910 г. американским летчиком Ю.Эли с крейсера “Бирмингем”. Он же осуществил первую успешную посадку самолета на палубу крейсера “Пенсильвания” 18.01.1911 г. В этот же период создавались и гидросамолеты, приспособленные к взлету с палубы с помощью катапульты и осуществляющие посадку на воду вблизи корабля с последующим подъемом их на палубу. Во время первой мировой войны гидросамолеты такого типа успешно использовались с русских и английских боевых кораблей класса “крейсер”. В качестве носителей самолетов с колесным шасси применялись переоборудованные пассажирские лайнеры и транспорт.
Военно-политическое руководство царской России правильно оценивало роль и значение корабельной авиации и авианесущих кораблей в вооруженной борьбе на море. Уже в первую мировую войну крейсеры “Император Николай I”, “Император Александр I”, “Алмаз” были оборудованы катапультами для запуска гидросамолетов. Два грузовых транспорта были переоборудованы в плавбазы “Румыния” и “Орлица”, на которых базировались 4-6 гидросамолетов М-5, М-9.
В 1922 г. в Японии был спущен на воду авианосец (АВ) “Хосе” - первый в мире корабль этого класса, имеющий специфические признаки и оборудование: полетную палубу, встроенный ангар, “заваливающиеся” дымовые трубы, гироскопический успокоитель бортовой качки.
В Советском Союзе освоение нового корабельного направления двигалось крайне медленными темпами. В 20-е гг. существовали планы переоборудования недостроенного линкора “Измаил” в АВ на 40-50 самолетов, но по ряду причин они не были реализованы. Работы 30-х и 40-х гг. по созданию советских АВ (проекты 71 и 72) также не получили продолжения. В то же время к началу второй мировой войны АВ состояли на вооружении флотов США, Великобритании и Японии. Последняя, обладая мощным авианосным флотом, с помощью палубной авиации с четырех АВ 7 декабря 1941 г. практически уничтожила тихоокеанский линейный флот США в Пирл-Харборе.
Эта потеря заставила США пересмотреть планы строительства своего флота. В течение 1929-1945 гг. США завершили строительство 143 АВ, включая 28 тяжелых и легких и 115 - эскортных (конвойных).
В послевоенный период в США началось строительство наиболее современных многоцелевых АВ. До 1959 г. были введены в строй четыре АВ типа “Форрестол”, а к 1968 г. - четыре новых АВ типа “Китти Хок”.
Проектные проработки отечественных АВ в начале и конце 50-х гг. в очередной раз были отвергнуты. И только в начале 60-х гг. началось проектирование, а затем и строительство первых самобытных отечественных кораблей с групповым базированием вертолетов, отнесенных к классу “противолодочный крейсер” (“Москва”, “Ленинград”). На этих кораблях размещалось по 12 противолодочных вертолетов Ка-25.
К 1961 г. в США был создан первый атомный АВ (АВА) “Энтерпрайз”, на основе опыта эксплуатации которого был построен новый базовый АВА “Честер У. Нимитц”. К 1995 г. в строю уже находилось семь АВА этого типа. Помимо АВ в состав ВМС некоторых стран входят авианесущие корабли десантного назначения, способные нести до 30 самолетов вертикального/короткого взлета и посадки (СВ/КВП) типа “Хариер”.
Первым отечественным кораблем, имевшим наибольшее сходство с АВ, стал авианесущий корабль проекта 1143 - головной корабль “Киев” (корабли “Минск”, “Новороссийск” и “Баку”), получивший “экзотическую” классификацию - “противолодочный крейсер с авиационным вооружением”. Принятие решения о строительстве кораблей по этому проекту было связано с выбором СВ/КВП в качестве авиационного вооружения. Наиболее продвинутым в этом отношении было ОКБ А.С. Яковлева.
Командование ВМФ заинтересовалось показанным в 1967 г. на воздушном параде СВВП Як-36, который был в дальнейшем доработан с учетом морских требований и получил обозначение Як-38. Испытания по взлету и посадке Як-38 (Як-36МП - морской палубный) с надводного корабля проводились на дооборудованном крейсере “Москва”. Первый взлет самолета Як-38 с палубы крейсера состоялся 18 ноября 1972 г. Эту дату можно с полным основанием считать знаменательной, мало с чем сопоставимым событием в истории нашего флота.
Самолет Як-38 стал вторым в мире (после английского “Хариера”) боевым реактивным СВ/КВП, принятым на вооружение, основным назначением которого было ведение разведки, атака небольших кораблей, ограниченная ПВО соединений флота от морских разведывательных самолетов противника. Боевые возможности самолета крайне ограничены дозвуковой (хотя и достаточно высокой) скоростью полета, небольшой боевой нагрузкой и малым радиусом действия.
Вооружение Як-38, размещаемое на пяти точках подвески, включало подвесные установки с пушками ГШ-23 калибра 23 мм, неуправляемые реактивные снаряды (НУРС), бомбы калибра до 500 кг, противокорабельные ракеты (ПКР) Х-23 малой дальности, управляемые ракеты (УР) с бронебойными сердечниками, УР Р-60 класса “воздух - воздух” и подвесные топливные баки (ПТБ).
Самолет Як-38 был включен в состав авиавооружения кораблей проекта 1143. Другим элементом такого вооружения явились вертолеты Ка-25/Ка-27.
Дальнейшим развитием СВ/КВП стала начавшаяся в конце 70-х гг. разработка самолета Як-141 - первого в мире сверхзвукового СВ/КВП корабельного или внеаэродромного базирования, самолета воздушного боя и ударного. Планировавшееся к применению вооружение включало УР Р-27 и Р-73 класса “воздух - воздух”, бомбы и НУРС.
Всего было построено четыре самолета, два из которых находились на летных испытаниях с 1989 года. Полеты планировалось проводить до 1995 года. Самолет прошел испытания по подъему и посадке в вертикальном режиме с палубы авианесущего крейсера “Адмирал Флота Советского Союза Горшков” (бывший “Баку”) и выполнил ряд полетов с бомбами и ракетами, но до отработки их применения дело не дошло.
Начал разрабатываться новый вариант этого самолета - Як-141М с увеличенными несущими поверхностями и большим числом точек подвески вооружения. В нем предусматривалось применение средств снижения радиолокационной заметности и ИК-излучения. Однако в начале 90-х гг. в связи с недостатком финансирования разработка самолета и дальнейшие испытания прекратились. Официально программа была прекращена после неудачной посадки Як-141 на палубу “Адмирала Горшкова” осенью 1991 г. Свой последний полет Як-141 выполнил уже после закрытия программы на авиасалоне “Фарнборо-92”, шокировав авиационный мир своими необыкновенными пилотажными возможностями... на деньги спонсоров.
Так российский флот лишился возможности иметь на вооружении сверхзвуковой СВ/КВП. Зато демонстрация возможностей Як-141 подтолкнула Министерство обороны США (которые располагают несоизмеримо большим количеством авианесущих кораблей) к разработке ударного истребителя СВ/КВП по программе JSF (Joint Strike Fighter). После Фарнборо представители ВМФ США предложили яковлевцам совместную с фирмой Lockheed работу по созданию ее варианта самолета JSF. Прагматичные американцы прониклись чужой идеей. Один из опубликованных вариантов поразительно напоминает Як-141...
(Продолжение следует)