КНААПО: ПЕРВЫЕ 65 ЛЕТ
Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение (КнААПО) - одно из крупнейших производителей авиационной техники не только на востоке России, но и в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Оно действительно является самолетостроительной жемчужиной России. В трудных современных условиях объединение борется за свое существование, города и всего Хабаровского края.
Мало кто в России, не говоря уже о Зарубежье, слышал когда-нибудь о нанайском стойбище “Дземги” ( “Березовая роща”) на берегу Амура, которое к 1927г. насчитывало 9 построек и 46 человек. Именно на его месте в 1932 году было решено построить большой авиационный завод. Предварительные работы по строительству завода №126 были начаты в 1932г., закладка главного корпуса состоялась в мае 1934г., а 1 мая 1936 г. завод вступил в строй и дал первую продукцию - первый самолет - разведчик-бомбардировщик Р-6 (АНТ-7) конструкции А.Н. Туполева, оставивший заметный след в истории отечественной авиации. На этой машине был совершен 1-й полет над Северным полюсом.
Вскоре заводом был освоен выпуск дальнего бомбардировщика ДБ-3, разработанного КБ С.В. Ильюшина. На серийном ДБ-3б в 1938г. прославленными летчиками В.К. Кокинаки и А.М. Бряндинским был выполнен беспосадочный перелет из Москвы в Спасск-Дальний. В 1939 г. серийный самолет, которому было дано название “Москва”, с экипажем в составе В.К. Кокинаки и М.Х. Гордиенко совершил дальний перелет из Москвы в США (остров Мискоу), подтвердив свои выдающиеся летно-технические характеристики.
В годы второй мировой войны в условиях жесточайшей нехватки материалов, комплектующих и квалифицированных кадров комсомольчане построили более 2700 самолетов ДБ-3ф (Ил-4, Ил-4Т) - бомбардировщиков и торпедоносцев, внесших существенный вклад в разгром вооруженных сил фашистской Германии и Японии.
После окончания войны завод поднял в небо транспортно-пассажирский самолет Ли-2 (лицензионный вариант американского самолета DC-3 фирмы “Дуглас”). Машина обладала уникальной надежностью и была столь неприхотлива в эксплуатации, что использовалась на протяжении многих лет в самых экстремальных климатических условиях и заслужила прозвище “воздушного извозчика”. Всего на заводе было построено 434 самолета. Один из них занял в конце своей службы почетное место на пьедестале в КнААПО.
Но основным делом для заводчан оставалась военная авиация. В 1949г. началось серийное производство легендарного истребителя МиГ-15 конструкции А.И. Микояна и М.И. Гуревича, а затем МиГ-17 и его модификации МиГ-17Ф.
Началом выхода завода на мировой рынок считаются 50-е гг., когда самолеты МиГ-17Ф были поставлены в Египет и Алжир. Тогда же Китайской Народной Республике была предоставлена лицензия на производство истребителя МиГ-17Ф, передана не только техническая документация, оснастка и инструмент, но и направлялись бригады специалистов завода №126 для помощи китайским коллегам в освоении нового производства. Завод в Комсомольске-на-Амуре стал своеобразной школой для китайских авиационных специалистов, получивших теоретическую и практическую подготовку.
Всего комсомольчанами было построено 3013 самолетов “МиГ”. Полученный опыт позволил заводу выйти на качественно новый уровень для освоения производства боевых самолетов нового поколения - фронтового сверхзвукового истребителя Су-7. Именно с этого времени начался продолжающийся до сих пор долговременный творческий союз с ОКБ П.О. Сухого. Первые серийные машины были построены в очень короткие сроки, и уже весной 1958г. самолеты Су-7 начали поступать на вооружение. Научно-технические идеи, заложенные в этот самолет, оказались настолько плодотворными, что он выпускался более 20 лет во многих модификациях.
Экспортная деятельность завода получила продолжение в 1964г., когда ВВС Чехословакии и Польши были поставлены итсребители-бомбардировщики Су-7БМ (12 и 6 машин соответственно). Впоследствии на базе этого самолета было создано целое семейство экспортных модификаций : Су-7БКЛ, Су-7У, Су-7БМК, Су-7УМК и самолеты с изменяемой стреловидностью крыла Су-20, Су-22, Су-22М, Су-22М3, Су-22УМ3, Су-22УМ3К, Су-22М4. Каждая модификация повышала летные качества и боевой потенциал, что позволяло самолету решать широкий круг сложных боевых задач. В течение 30 лет в 18 стран мира было поставлено 1866 самолетов марки “Су” - Су-7БМ, Су-20 и Су-22 в 15 модификациях. Эти самолеты стали основой ударной авиации ВВС Болгарии, Египта, Сирии, Ирака, Ливии, Индии, Алжира, Перу, Анголы, Афганистана, Вьетнама, КНДР, Венгрии, Йемена и ГДР. Всего было построено 2060 самолетов Су-7 и 3000 Су-17 разных модификаций.
Завод занимался также производством крыльев, хвостовых частей фюзеляжа и двигательного отсека фронтового бомбардировщика Су-24, который до сих пор состоит на вооружении авиации России в различных модификациях, а также поставлялся ВВС Алжира, Ливии, Сирии, Ирака и Ирана.
В 1976г., параллельно с освоением и серийным производством модификаций самолетов Су-17, завод приступил к освоению новой боевой машины четвертого поколения - истребителя Су-27. Несмотря на то, что в самолет вносились в процессе освоения производства значительные конструктивные изменения, серийный выпуск машин начался уже в 1982г. Вслед за Су-27 завод начал освоение производства его учебно-боевого варианта - Су-27УБ.
Основным назначением базового самолета Су-27 является завоевание господства в воздухе, в основном, путем ведения высоко эффективных воздушных боев с самолетами противника на средней и малой дальности. Удачная аэродинамическая компоновка и выбор основных параметров самолета позволили получить чрезвычайно маневренную машину с большой дальностью полета даже без применения подвесных баков и дозаправки топливом в полете. И это при том, что самолет явно относится к категории тяжелых истребителей. В 1987-88гг. самолет Су-27 отобрал “пальму первенства” у своего американского аналога - истребителя F-15 того же назначения, установив более 20 мировых рекордов скороподъемности и высоты горизонтального полета. Такие элементы высшего пилотажа, как “кобра Пугачева” и “хук” до сих пор недоступны зарубежным боевым самолетам.
Как и в случае с Су-7, научно-технический потенциал, заложенный ОКБ П. О. Сухого при создании истребителя Су-27, оказался столь велик, что и до сих пор не исчерпал себя в полной мере, оставляя большие возможности для совершенствования этого самолета как многофункциональной системы оружия. Он стал базой для создания целого семейства новых современных боевых самолетов различного назначения.
Велика роль завода в работах по модернизации самолета и постройке новых боевых машин. Здесь серийно производятся экспортные варианты - самолеты Су-27СК, Су-30КИ, палубный истребитель Су-33 (ранее был известен под индексом Су-27К), изготовлены новые многофункциональные самолеты Су-35 и Су-37. Истребители Су-33, Су-35 и Су-37 построены по единой аэродинамической схеме с экзотическим названием “продольный интегральный триплан”.
Самолет Су-37 оснащен двигателями с управляемым вектором тяги, что еще больше увеличило его маневренные характеристики, добавив к “кобре Пугачева” и “хуку” несколько новых пилотажных фигур, в том числе “кульбит”. Популярность этого самолета в мире настолько велика, что он до сих пор является желанным гостем всех летных шоу и мировых авиасалонов.
В 1998г. Указом Президента России истребитель Су-33 принят на вооружение авиации ВМФ РФ. Самолет стал основой авиационной группировки на борту тяжелого авианесущего крейсера “Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов”, обеспечивая защиту кораблей соединения от средств воздушного нападения, обеспечения действий других родов авиации, нанесения ударов по наземным, береговым и надводным целям.
Самолет изготавливается КнААПО в соответствии с государственным заказом. Согласно заявлению генерального конструктора АООТ “ОКБ Сухого” Михаила Симонова, к концу 1998г. был завершен выпуск первой партии “корабелок” общей численностью несколько десятков и начались плановые работы по сборке второй партии. Он также отметил, что в ОКБ ведется работа по созданию более совершенного палубного истребителя - модификации самолета Су-33 с улучшенными характеристиками и двумя членами экипажа.