[НАЗАД]

ОБРАЩЕНИЕ ГУБЕРНАТОРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ВЛАДИМИРА ЯКОВЛЕВА

К ЧИТАТЕЛЯМ ЖУРНАЛА “АВИАПАНОРАМА”

Санкт-Петербург, один из крупнейших научно-промышленных центров России, тесно связан и с развитием отечественной авиации. Здесь разрабатываются и создаются двигатели, редукторы, радиоэлектронное оборудование и приборы для авиационной техники. “Ленинградский Северный завод”, где начинал свою деятельность известный конструктор И. Сикорский, “Красный Октябрь”, “Завод имени В. Я. Климова”, “Пирометр”, “Электроавтоматика”, ГАП “Пулково” – эти и другие предприятия широко известны у нас в стране и за рубежом. В настоящее время в нашем городе насчитывается 10 промышленных предприятий и проектно-конструкторских организаций, относящихся к авиационной отрасли промышленности.

Многие годы эти предприятия специализировались в основном на производстве изделий для военной авиации, поэтому резкое сокращение финансирования разработок авиационной техники для нужд обороны, стремительное падение объемов государственного заказа привело к их нелегкому экономическому положению. Об этом красноречиво говорят цифры. Так объем товарной продукции авиапромышленных предприятий Петербурга составил в 1997 году 20,9% по сравнению с 1991 годом, количество работающих за это же время сократилось более, чем в два раза.

В то же время, если говорить об общей ситуации в городской промышленности, то во многом благодаря действиям Администрации Санкт-Петербурга по стабилизации и дальнейшему развитию экономики города объем промышленной продукции за 9 месяцев 1998 года по сравнению с тем же периодом 1997 года возрос на 0,7%. Можно сказать, что с конца 1997 года мы уверенно вошли в фазу оживления экономики, однако общероссийский финансово-экономический кризис, безусловно, сказался и на петербургской промышленности.

Руководство города не могло остаться в стороне при виде трудностей, вызванных кризисом. В сентябре 1998 года Правительством Санкт-Петербурга одобрена Концепция реформирования промышленных предприятий, в основе которой лежит усиление исполнительных органов власти в регулировании экономических процессов, придание стихийным процессам конверсии оборонно-промышленного комплекса цивилизированного характера, тесное увязывание этих процессов с решением острых социальных проблем. Важную роль в судьбе предприятий должно также сыграть их участие в их реализации Федеральной целевой программы реструктуризации и конверсии оборонной промышленности на 1998-2000 годы.

В соответствие с Концепцией реформированию подлежат промышленные предприятия с недозагрузкой производственных мощьностей, где высока степень себестоимости выпускаемой продукции. Чтобы помочь предприятиям обрести финансовую устойчивость, планируется привести их мощности, имущество и занимаемые земельные участки в соответствие с объемами продукции, на которые имеются платежеспособный спрос. Основная задача городской Администрации – обеспечить заинтересованность предприятий в проведении структурных преобразований, согласовании интересов трудовых коллективов, кредиторов и государства с интересами города. В настоящее время разработаны проекты нормативных и методических документов, необходимых для реализации Концепции, в частности, подготовлены предложения по предоставлению отсрочек по платежам в городской бюджет и льгот по плате за землю, за имущество для промышленных предприятий, осуществляющих реструктуризацию. Активно формируется городской заказ, и предприятия, вставшие на путь реструктуризации получают приоритет при участии в тендерах по городскому заказу. В первую очередь город намерен поддерживать предприятия, способные наладить производство высокотехнологичной продукции и сделать ее конкурентноспособной на мировом рынке. Это особенно актуально для петербургских предприятий авиационного профиля.

Здесь очень многое зависит от самих предприятий, от их умения приспособиться к новым экономическим условиям, тем более, что большинство из них стали акционерными обществами и получили возможность самостоятельно определять свое будущее. В качестве примера можно привести ОАО “Пирометр”, где в рамках конверсионной программы в 1997 году была введена в строй первая в России технологическая линия по сборке множительной техники всемирно известной фирмы Xerox. Сейчас на сборочной линии, отвечающей требованиям мирового класса, ОАО “Пирометр” производит более 4 тысяч аппаратов марки Xerox в год.

В числе первых десяти предприятий города, выразивших желание участвовать в реализации Концепции реформирования – Государственное предприятие “Ленинградский Северный завод”. В соответствие с методическими рекомедациями Комитета экономики и промышленной политики Администрации Санкт-Петербурга сегодня на предприятии ведется работа по составлению плана его реструктуризации.

И это только начало. Впереди непочатый край созидательной работы на благо Санкт-Петербурга, на благо страны. Ведь реформирование промышленности, и авиационной промышленности в том числе – это не только укрепление обороноспособности нашего государства в рамках доктрины разумной достаточности, но и ликвидация тех наболевших социально-экономических проблем, которые нам достались в наследство от прежней командно-административной политической и экономической модели. Конечно, и за годы реформ уже немало упущено. Тем яснее сегодня тот курс, который наметило новое российское правительство и поддерживает правительство Санкт-Петербурга – рыночная экономика с социальной ориентацией, иными словами – капитализм с человеческим лицом. Этот курс в отличие от стихии рыночного монетаризма предполагает в том числе и разумное вмешательство государства в экономику, что уже доказало свою состоятельность в практике реформирования петербургской промышленности.

Губернатор Санкт-Петербурга

В. А. Яковлев