[НАЗАД]

КАЧЕСТВО, ПРОВЕРЕННОЕ ВРЕМЕНЕМ

Александр Саркисов,

генеральный конструктор

ГУП “Завод имени В. Я. Климова”

Государственное унитарное предприятие “Завод имени В.Я.Климова” является одной из ведущих авиадвигателестроительных фирм России. Более 90 % вертолетного парка стран СНГ оснащено двигателями марки “Климов”. Серийно изготовлено свыше 150 тыс. изделий фирмы. В 75 странах мира эксплуатируют технику с ее двигателями.

Одной из самых перспективных наших разработок является турбовинтовой двигатель ТВ7-117С для самолетов местных воздушных линий Ил-114, Ил-114Т и др. В январе 1997 г. он получил сертификат типа №114-Д Авиарегистра МАК. Высокоэкономичный двигатель конструктивно выполнен из 9 модулей. Замена модуля редуктора может быть произведена в условиях аэропорта, остальных - в АТБ. На двигателе применены двухканальная электронная система регулирования и гидромеханическое управление, обеспечивающее завершение полета при отказе электроники. Автономная бортовая система осуществляет контроль параметров с выдачей информации экипажу о неисправностях и рекомендаций по их устранению. Система также позволяет проводить оперативный наземный послеполетный контроль двигателей.

В настоящее время разрабатывается модификация ТВ7-117СД, на которой введен чрезвычайный режим и применена новая электронная система контроля и регулирования типа FADEC, что повышает надежность и безопасность полетов. Двигатель будет иметь увеличенный ресурс на уровне мировых стандартов. На базе ТВ7-117С также спроектирована модификация для высокоскоростных морских катеров.

Другим направлением деятельности завода являются двигатели военного назначения. На Международной выставке “Двигатели-98” мы представили свою новейшую разработку – сопло с управляемым вектором тяги для двигателя РД-133 (модификация ТРДДФ РД-33). Угол отклонения вектора тяги сопла составляет во всех направлениях 15°. Уже успешно проведены стендовые испытания РД-133, в ходе которых в течение 50 ч выполнено около 1000 перекладок сопла на всех режимах работы, включая полный форсаж, до угла 15° со скоростью 30° /с. Двигатель готов к испытаниям на истребителе МиГ-29. Одним из достоинств этого сопла является возможность его установки на другие двигатели, в том числе иностранного производства. Мы очень рассчитываем, что эта разработка заинтересует фирмы-разработчики двигателей.

Следующая модификация РД-33 – РД-93 – создана для новейшего китайского легкого многоцелевого истребителя FC-1 (Super-7). Она отличается от базовой нижним расположением коробки двигательных агрегатов (КДА). FС-1 – перспективный совместный проект фирмы Chengdu Aircraft Industrial Group и ОКБ им. А.И.Микояна – предназначен для замены истребителей типа МиГ-21, Mirage III, Mirage F1 и др. Для модернизации этих же машин разработана модификация РД-33Н (также с нижним расположением КДА). В 1994-1995 гг. двигатель прошел испытания на истребителях Cheetah (глубокая модернизация Mirage III) и Mirage F1-AZ (Super Mirage) ВВС ЮАР, которые значительно превзошли тактико-технические характеристики своих собратьев с двигателями Аtar-9К50(9С) фирмы Snecma.

В настоящее время на заводе ведется разработка бесфорсажных модификаций с тягой 5000 кгс: РД-33НБ с нижним расположением КДА и РД-33Б - с верхним. Они предназначаются для новых учебно-тренировочных самолетов. Для модификаций же МиГ-29 (в том числе МиГ-29СМТ) разрабатывается двигатель с увеличенной тягой (10000 кгс).

Однако основной продукцией остаются турбовальные ГТД. Продолжаются разработки сразу по трем вертолетным двигателям: ТВ7-117ВК, ТВа-3000 и ВКС-800В. Первый создается на базе ТВ7-117С. Класс мощности - 2500-3500 л.с. Предназначается как для вновь разрабатываемых средних вертолетов, так и для модернизации существующих. Генеральным конструктором фирмы “Камов” Сергеем Михеевым уже подписано техническое задание на установку этого двигателя на Ка-50, Ка-52 и Ка-32.

В этом же классе мощности проектируется двигатель пятого поколения ТВа-3000. Здесь используется весь предыдущий опыт фирмы по созданию турбовальных и газотурбинных двигателей. Он представляет собой модульную конструкцию, обладает низкими уровнями шума, токсичности и дымления, низкой стоимостью жизненного цикла. Потенциальные возможности ТВа-3000 позволяют удовлетворить потребности рынка на ближайшие 50 лет. В первую очередь он предназначался для российско-французского гражданского вертолета нового поколения Ми-38. Но из-за отсутствия финансирования работы временно приостановлены. Также осталась пока в проекте турбовинтовая модификация ТВД-3000.

Еще одна новинка – газотурбинный двигатель ВКС-800 в классе мощности 800 л.с. Его турбовальная модификация ВКС-800В проектируется для модернизации легкого вертолета Ка-126, а турбовинтовая ВКС-800С - для самолетов грузоподъемностью 1000 кг. Эта разработка имеет целью создание надежного, легкого, экономичного и недорогого двигателя. Уровень параметров выбран из условий применения уже отработанной модели двухступенчатого одновального центробежного компрессора и одноступенчатых неохлаждаемых турбин. Это упрощает конструкцию двигателя, снижает затраты на его производство и эксплуатацию, обеспечивает современный уровень экономичности.

Не забыта и наша главная вертолетная тема 70-90-х годов – двигатель ТВ3-117. Он является одним из самых массовых отечественных двигателей (более 15 модификаций) и используется на вертолетах Ми-8МТ, Ми-14, Ми-17, Ми-24 (Ми-25, Ми-35), Ми-28, Ка-27 (Ка-28), Ка-29, Ка-31, Ка-32, Ка-50, Ка-52 в 61 стране мира. Имеет большой ресурс, обладает высокой надежностью и хорошей ремонтопригодностью, прост в обслуживании. Модификации ТВ3-117ВМ, -ВМА, -ВМ-02, -ВМА-02 сертифицированы в России, странах СНГ, Канаде, Индии и Китае, на очереди Бразилия и Швейцария. Разрабатываются опытные модификации для боевых вертолетов будущего. Новая версия ТВ3-117ВМА-СБ3 имеет увеличенную взлетную мощность - 2500 л.с. На базе ТВ3-117ВМА создано несколько турбовинтовых модификаций, которые планируется использовать на украинских самолетах “Ан”. Например, ТВ3-117ВМА-СБМ1 уже проходит испытания на самолете местных воздушных линий Ан-140.

“Завод имени В.Я.Климова” освоил ремонт ТВ3-117 всех модификаций, является головным предприятием в России по их капитальному ремонту, а также выполняет заказы авиакомпаний на поддержание эксплуатации и продление ресурса двигателей. Сейчас мы предлагаем эксплуатантам ТВ3-117 их переоборудование в сертифицированные модификации. Некоторые его модификации получили различные премии СССР и России. В частности, в 1996 г. вертолет Ка-50 “Черная акула” с двигателем ТВ3-117ВМА был удостоен Государственной премии Российской Федерации. ТВ3-117 – один из самых надежных в мире. За последние 8 лет не было ни одного отказа двигателя в полете!

В 80-х годах заводом был создан уникальный политопливный (газовый) двигатель ТВ2-117ТГ, до сих пор не имеющий аналогов в мире. Его сделали на базе самого массового (более 22 тыс.) серийного турбовального ТВ2-117А, эксплуатирующегося в 75 странах мира в составе силовой установки вертолета Ми-8Т. ТВ2-117ТГ прошел весь комплекс испытаний на Ми-8ТГ и надежно работает на сжиженном пропанобутановом газе и газовых конденсатах, моторных топливах наземного применения – бензине, керосине, дизельном – и их смесях со сжиженным газом. Этим двигателем открыто новое направление в авиационном двигателестроении. Он предназначен для вертолетов, эксплуатирующихся в труднодоступных районах с экстремальными климатическими условиями: Сибири, Арктике, Антарктике и др. Применение ТВ2-117ТГ сулит эксплуатантам, а также предприятиям разведки, добычи, переработки нефти и газа огромный экономический эффект. Особую же значимость политопливный двигатель приобретает в военное время, в условиях недостатка и низкого качества моторного и авиационного топлив.

При использовании сжиженных газов стоимость эксплуатации вертолетов снижается в 2-3 раза и резко уменьшаются вредные выбросы в атмосферу, отрицательно влияющие на экологию. В настоящее время мы разрабатываем газовые модификации на базе ТВ3-117ВМ(ВМА). На новые турбовальные двигатели устанавливается топливорегулирующая аппаратура, способная работать на сжиженных газах. Доработка вертолетов для эксплуатации на сжиженном газе не требует специального оборудования и может выполняться непосредственно на технической базе обслуживания заказчика.

С 1960 г. на “Заводе имени В.Я.Климова” разработан целый ряд главных редукторов (ВР-2, ВР-8, ВР-14, ВР-24, ВР-252, ВР-80/ПВР-800), которые входят в состав силовых установок вертолетов как одноосной (“Ми”), так и двухосной (“Ка”) схемы. Самым важным качеством редуктора является абсолютная надежность. Выход его из строя – это практически неминуемая гибель вертолета. Поэтому все эти десятилетия мы непрерывно работаем над совершенствованием вертолетных редукторов.

Кроме того, на базе своих ГТД “Завод имени В.Я.Климова” производит мобильные энергетические установки мощностью от 0,6 до 2,5 МВт. Электростанции выполняются в виде двух контейнеров стандарта ISO, монтируемых на месте эксплуатации. Энергоустановки отличаются высоким КПД, хорошими экологическими показателями, большим ресурсом. В течение всего периода их эксплуатации завод осуществляет сервисное обслуживание, включающее гарантийный и капитальный ремонт, поставки запчастей и оборудования, обучение персонала. Кроме электрогенераторов, оборудование этих установок может быть использовано для привода высоконапорных гидронасосов, компрессоров и других подобных устройств.

Финансово-экономический кризис, разразившийся в последние годы в нашей стране, отразился и на деятельности “Завода им. В.Я.Климова”. Но,несмотря на различные трудности, предприятие продолжает жить и создавать новые двигатели.

Завод имени В.Я.Климова

194100, Санкт-Петербург, ул. Кантемировская, д. 11.

Тел.: (812) 245-4310, факс: (812) 245-4329.

Телекс: 121282 JET RU. Телетайп: 122284 Альбит.

E-mail: klimov@klimov.spb.ru

Internet: www.bestrussia.com/net/klimov/index.htm.