[НАЗАД]

Наука, разработка, производство

 

Ту-334 ПРОДОЛЖАЕТ ЭРУ БЛИЖНЕМАГИСТРАЛЬНОЙ АВИАЦИИ

8 и 25 февраля этого года успешно состоялись испытательные полеты нового пассажирского самолета Ту-334, созданного ОАО “АНТК им. А.Н. Туполева”. О программе Ту-334, осуществляемой в рамках кооперации с Украиной, рассказывает главный конструктор самолета Игорь Калыгин.

“АП”: Игорь Степанович, расскажите об основных характеристиках нового самолета. Какую нишу он займет?

И.К.: Самолет Ту-334 - ближнемагистральный 100-местный самолет. Он может летать с полной коммерческой нагрузкой на расстояние до 3000 км. Практический потолок самолета 11000 м. Ту-334 обладает очень высокой топливной экономичностью (23,4 г/пасс.км). Расход топлива на один час полета составляет примерно 1700 кг. Мы впервые устанавливаем назначенный ресурс самолета 60 тыс. летных часов. При этом суточный налет может достигать 16 часов. Это очень желанный для эксплуатантов показатель. Прямые эксплуатационные расходы для Ту-334 значительно ниже, чем на “боингах” и “эрбасах”. Главным образом это объясняется ценой самолета и расходами на его послепродажное обслуживание. Топливная экономичность Ту-334 практически сопоставима с самолетом А-319 (на 0,1% выше), на 15-25% (в зависимости от класса компоновки) и 40% выше, чем у “Боинга-737-500” и BAe146 соответственно.

Ту-334 должен заменить Ту-134, серийное производство которого было прекращено в 1984 г. Календарный срок службы Ту-134 - 20 лет и в 2005 г. он будет списан. Этих самолетов было выпущено более 860. Машина отличается очень высокой степенью надежности. Как Вы знаете, все десять катастроф, случившихся с Ту-134, произошли не “по вине” техники, а были связаны с “человеческим фактором”. Ту-334 заменит также и устаревший Як-42, на котором стоят три двигателя Д-36, не имеющие реверса тяги, и несовременный интерьер пассажирской кабины.

АНТК им. А.Н. Туполева уже в 1989 г. прогнозировал необходимость создания такого самолета, как Ту-334. В действительности так и оказалось. В Европе сейчас нет самолета пассажировместимостью от 72 до 120 человек. Существующие самолеты, находящиеся в производстве, вмещают или до 72 пассажиров, или 130 и выше. На сегодняшний день прямых конкурентов Ту-334 в Европе нет. А-319 - хороший, но очень дорогой для России самолет ... Из новых проектов на Западе конкурировать с Ту-334 могут “Боинг-717” и А-318 (первый полет которого намечен на 2001 г.).

Рынок самолета Ту-334 мы видим прежде всего в России, странах СНГ, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии. Рынок Ту-334 по России и странам СНГ составляет от 600 до 1000 самолетов. Только от 24 российских авиакомпаний уже сделаны заявки более чем на 200 самолетов.

“АП”: Что еще предстоит сделать в рамках программы создания Ту-334 и как она финансируется?

И.К.: На сегодня программа создания Ту-334 выполнена в объеме 50%. Финансовые средства, которые в настоящее время мы получаем от Минэкономики, мягко говоря, просто не позволяют “умереть” этой программе. И только... Завершить создание самолета на эти деньги невозможно.

Для завершения программы Ту-334 необходимо провести сертификационные испытания, завершить статические испытания второго экземпляра самолета (находится в ЦАГИ) и строительство еще двух наших самолетов, находящихся в Таганроге и Киеве. На все это требуется порядка $70-90 млн.

Первые два полета Ту-334 - это первые шаги по большой дороге, длина которой зависит исключительно от размеров финансирования. При достаточном финансировании необходимо 2,5-3 года, чтобы самолет поступил в эксплуатацию. Я говорю об этом вполне серьезно и обоснованно, с учетом опыта сертификации Ту-204, который сертифицировался пять лет, но 80% всех сертификационных работ были выполнены за один год. Этот опыт мы в полном объеме используем при сертификации Ту-334. Например, 20% всех сертификационных работ будут перезачтены с сертифицированного Ту-204. Всю программу сертификации мы предполагаем осуществить примерно за 1200 полетов. С учетом сертификационного базиса самолета Ту-204 эта цифра может быть снижена до 800 полетов (500 - на первом летном экземпляре и 300 - на втором).

Я считаю, что для инвесторов здесь широкое поле деятельности. Более того, мы сегодня находимся в такой экономической ситуации, когда было бы целесообразным осуществлять полное финансирование программ за счет инвесторов, если мы не хотим потерять гражданскую авиацию в целом. При поэтапных инвестициях мы могли бы завершить программу, как я уже сказал, за 2,5-3 года.

У нас с Украиной существует межправительственное соглашение. На организационном уровне никаких дополнительных мер не требуется, кроме одного - достаточного и своевременного финансирования. От государства необходимых денег мы уже не ждем. Единственная надежда на инвесторов. Других вариантов я не вижу. Инвестиции дадут возможность на базе Ту-334 создавать его различные модификации. Тогда самолет пойдет “в жизнь” и за счет его эксплуатации будет “жить” АНТК им. А.Н. Туполева.

“АП”: Игорь Степанович, какой уровень преемственности самолетов Ту-334 и Ту-204?

И.К.: Самолет Ту-334 закладывался с учетом технической и эксплуатационной преемственности с Ту-204. Была принята философия одинаковой кабины, оборудования, обучения летного состава. Носовая часть фюзеляжа Ту-334 и Ту-204 одна и та же. Одни и те же сечение и диаметр фюзеляжа, геометрия багажных полок, шаг кресел и окон, авионика. Те же затраты на поддержание летной годности. При этом авиакомпаниям, эксплуатирующим два этих самолета, не надо тратить дополнительные средства на переучивание летного состава, т.к. техника пилотирования Ту-334 такая же, как Ту-204.

 “АП”: Что Вы можете сказать о двигателях Ту-334?

И.К.: Я считаю, что Ту-334 с двигателями повезло. Д-436Т-1, разработанный в ЗМКБ “Прогресс”, - не “сырое” изделие, требующее доводки. Двигатель имеет очень хорошую базу. Он модифицирован в части увеличения ресурса, тяги, уменьшения удельного расхода топлива, имеет реверс тяги. Я очень доволен этим двигателем и его изготовителями - запорожским АО “Мотор-Сiч”, московским ММПП “Салют” и Уфимским моторостроительным производственным объединением. Первоначально назначенный ресурс Д-436Т-1 - 16000 ч, а общий ресурс - 18000-20000 ч. Двигатель должен быть сертифицирован в этом году. На 95% сертификационные работы уже завершены.

То, что программа создания двигателя Д-436Т-1 сегодня финансируется, я отношу к заслуге президента АССАД В.М. Чуйко, который сумел сплотить российских и украинских моторостроителей и создать единую команду, работающую в строгой кооперации друг с другом. Лучшего примера международного сотрудничества мотористов я не знаю. Ни на уровне АНТК им. А.Н. Туполева, ни на уровне киевского авиационного завода “АВИАНТ”, ни на уровне промышленности России и Украины нет никаких противоречий в реализации проекта Ту-334. Все проблемы в отсутствии денег как в России, так и на Украине.

Я очень благодарен генеральному директору киевского авиационного завода А.И. Харлову, генеральному директору “Мотор-Сiч” В.А. Богуслаеву и генеральному конструктору ЗМКБ “Прогресс” Ф.М. Муравченко. Без них самолет бы не состоялся.

“АП”: Какие перспективы развития самолета?

И.К.: С целью увеличения дальности полета у нас выпущена документация на крыло большей размерности. Главная задача - посадить больше пассажиров, иметь меньшие нагрузки на крыло и в конечном итоге - создать семейство Ту-334. Но это - после того, как самолет получит “гражданство”.

Базовый самолет Ту-334 имеет в 1,5 раза большую дальность по сравнению с заявленной в техническом задании. Он позволяет на всех ближнемагистральных линиях летать туда и обратно без дозаправки топливом.

В экспортном варианте Ту-334 может быть оснащен западными двигателями и авионикой.

“АП”: Игорь Степанович, кто будет производить Ту-334?

И.К.: Производство Ту-334 уже развернуто на киевском авиационном заводе. Заканчивается подготовка к производству на таганрогском авиационном заводе. Также в рамках кооперации планируется участие самарского и ульяновского авиационных предприятий.

Для дальнейшей реализации проекта в настоящее время рассматривается вопрос о создании консорциума, в функции которого будут входить: обеспечение производства, маркетинга и сбыта самолетов, ценовая политика при продажах. Сбыт Ту334 должен быть централизованным. В консорциум войдут АНТК им. А.Н. Туполева, серийные заводы, банковские, страховые и маркетинговые структуры.