[НАЗАД]

КОСМОНАВТИКА

МКС ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА

Сергей Крикалев,
Герой Советского Союза,
Герой России,
летчик-космонавт
Владимир Ярополов,
старший научный сотрудник РГНИИЦПК им. Ю.А. Гагарина,
доктор технических наук, профессор,
Заслуженный деятель науки Российской Федерации

Первым документом, послужившим основой для начала работ по созданию международной космической станции (МКС), было “Соглашение между РФ и США о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях от 17 июня 1992 г.”. Последним официальным (на данный момент) документом, закрепляющим установившиеся взаимоотношения между Российским космическим агентством и НАСА при создании МКС, является “Меморандум о взаимопонимании ...” от 29 января 1998 г. Всего с 1992 по 1998 гг. российской и американской сторонами было подготовлено, согласовано и подписано 9 аналогичных документов.

Датой начала развертывания станции на орбите считается 20 ноября, когда был осуществлен успешный запуск созданного в России функционально-грузового блока (ФГБ) "Заря", а “днем ее рождения” можно считать 7 декабря 1998 г., когда на орбите была образована связка из двух модулей: “Заря” и американского узлового модуля Unity.

Впервые помещения новой станции (в ее простейшем варианте в составе двух модулей) посетили космонавты - российский космонавт Сергей Крикалев и американские астронавты-члены экипажа корабля “Спейс Шаттл” - на переходе суток с 10 на 11 декабря: сначала модуль “Unity”, а затем “Заря”. За 28 ч 32 мин пребывания внутри станции, они выполнили большой объем работ по дооснащению модулей и ремонту бортовых систем. Однако в таком составе станция не приспособлена к постоянному пребыванию на ней экипажа. Это станет возможным только после запуска в середине 1999 г. российского служебного модуля (СМ) - основного жилого модуля станции.

Сроки его запуска постоянно претерпевают изменения, что также происходит и с графиками сборки станции в целом.

Последний график сборки МКС из 43 пусков (так называемая 4-я редакция - “Revision D”) был утвержден Контрольным советом по МКС и совещанием глав космических агентств стран-участниц программы международной космической станции на встрече, состоявшейся 30-31 мая 1998 г. в Космическом центре им. Кеннеди. Однако 2 октября в редакцию D документа "Последовательность сборки" были внесены изменения.

Согласно скорректированному графику старт служебного модуля запланирован на июль 1999 г., а старт корабля “Союз” с экипажем первой основной экспедиции (Уильям Шеперд, Юрий Гидзенко, Сергей Крикалев) - на январь 2000 г. Эта экспедиция будет работать на МКС пять месяцев и примет за это время: в феврале 2000 г. - американский лабораторный модуль (четвертый по счету модуль станции) и в апреле 2000 г. - канадский манипулятор SSRMS.

Начиная с 2000 г., на станции будет выполняться научная программа. В самом конце 2003 г. экипаж станции будет увеличен с 3 до 6 человек. Завершение сборки МКС планируется на июль 2004 г. Основные ее характеристики приведены в таблице.

 

Основные характеристики МКС

Развертывание МКС на орбите, гг. 1998-2004
Начало целевого использования МКС, г. 2004
Длительность эксплуатации станции, лет 15
Численность экипажа, чел. 6-7
Количество сегментов 2 (РФ и США)
Количество модулей и отсеков:

из них российских

32

12

Высота рабочей орбиты, км 410-460
Наклонение орбиты, град (ФГБ) 51,6
Общая масса станции, т

Масса российского сегмента, т

420

140

Общий объем станции, м3 около 1200
Общая площадь поверхности станции, м2 > 11000
Длина станции в одном из измерений, м > 100
Число бортовых манипуляторов 4 (Канада, ЕКА, РФ, Япония)
Транспортные корабли, тип Союз, Шаттл, Прогресс
Корабли-спасатели, тип Союз, CRV

Примечательно то, что вместе с изменениями графика сборки изменяется и конструктивно-компоновочная схема станции. По сравнению с предыдущим графиком сборки (3-я редакция) в новый план сборки МКС включены два новых элемента - “склад запасных частей” на внешней поверхности станции и поставляемая Бразилией платформа для внешних компонентов станции. Оба они будут доставляться на орбиту кораблями “Спейс Шаттл”.

Наибольшие изменения произошли в конструктивно-компоновочной схеме российского сегмента. Принято решение исключить четыре небольших модуля: два модуля жизнеобеспечения (МЖО-1 и МЖО-2) и два стыковочно-складских модуля (МСС-1 и МСС-2) с переложением их функций на универсально-стыковочный модуль (УСМ), который был в проекте и ранее, и вновь создаваемый (взамен упомянутых четырех модулей) большой стыковочно-складской модуль (МСС).