[НАЗАД]


Наука, разработка, производство

КОНВЕРСИОННЫЕ ПРОГРАММЫ КНААПО СВЯЗАНЫ С ОКЕАНОМ

Николай Евсенкин

С завершением в конце 80-х - начале 90-х гг. холодной войны и началом проведения в нашей стране либеральных рыночных реформ перед некогда могущественным российским военно-промышленным комплексом (ВПК) встала проблема выбора курса проведения собственной эффективной экономической политики в новых условиях. С обвальным сокращением государственного заказа такая политика могла состоять лишь из двух возможных направлений деятельности: во-первых, выход с высокотехнологичной продукцией военного назначения на зарубежный рынок, и, во-вторых, поиск перспективной ниши в гражданском секторе экономики. И если первое из направлений разрабатывается и реализуется руководством КнААПО с хорошо известными результатами (экспортные поставки самолетом семейства “Су” в Китай и Вьетнам являются хрестоматийными примерами успешных акций российской “оборонки”), то с поиском собственного “гражданского” профиля приходилось непросто.

По существу, в России отсутствует апробированный и результативный опыт внедрения конверсионных программ. Широко разрекламированные на заре “перестройки” общегосударственные схемы конверсии обернулись полной профанацией и дискредитацией самой идеи, актуальность которой для ВПК России никто и не оспаривает.

Малопродуктивным является и занятие поиска виновных в сложившейся ситуации, поскольку в истории индустриальных экономик нынешнего столетия, к которым, безусловно, относится и экономика России, не было примера сколь-либо успешной реализации массовой конверсии. Достаточно вспомнить, насколько плачевны оказались результаты конверсионных “изысканий” на флагманах американской авиастроительной отрасли “Локхид-Мартин” и “Боинг” в течение 80-х гг. Купившись на посулы администрации Дж. Буша начать осваивать с помощью своей high-tech базы машиностроительную индустрию, топ-менеджеры американских корпораций быстро убедились в бесперспективности данного начинания, и к началу 90-х гг. эти программы были практически свернуты. И это в условиях щедрого финансирования конверсионных схем со стороны Белого дома.

В качестве возможного варианта российскими либеральными экономистами рассматривался также южнокорейский опыт. Многопрофильные и широко диверсифицированные конгломераты (“Самсунг”, “Дэу”, “Хундай” и др.) из страны “утренней прохлады” демонстрировали на протяжении 70-90 гг. завидные темпы промышленного роста в самых разных отраслях экономики. Однако разразившийся здесь в конце 1997 г. валютно-финансовый кризис выявил определенную ущербность подобной промышленной “всеядности” южнокорейцев. Кроме того, опыта успешной конверсии у конгломератов из Южной Кореи и не было.

При разработке собственной конверсионной стратегии специалистами КнААПО в какой-то мере учитывалась аналогичная практика ближайшего дальневосточного соседа - Китая. Авиастроительные предприятия КНР смогли наладить достаточно конкурентоспособное производство гражданского профиля, продукция которого успешно экспортируется в страны Запада.

Таким образом, приступая к выработке собственной конверсионной программы, руководство завода тщательно изучило имеющийся отечественный и зарубежный опыт и пошло по пути ориентации на наиболее перспективные высокотехнологичные продукты как авиационного (многоцелевой самолет-амфибия Бе-103), так и морского профиля. Последнее было сделано с учетом географической близости Комсомольска-на-Амуре к перспективному тихоокеанскому экономическому сообществу.

Ставка была сделана на создание собственной производственной базы и в начале 1997 г. в результате реорганизационных преобразований в КнААПО выделилось самостоятельное дочернее предприятие - завод по производству маломерных судов “Амур”.

Водникам России хорошо известны ранее выпускаемые большими сериями скоростные прогулочные катера “Амур-2”, “Амур-3”, “Восток” и их модификации. Они отличаются высокими гидродинамическими характеристиками корпуса, изготавливаемого из коррозионностойких легких алюминиево-магниевых сплавов, имеют надежный двигательно-движительный комплекс.

Проанализировав и изучив спрос на прогулочные быстроходные катера в России и за рубежом, специалисты “Амура” разработали и выпустили новые катера серии “Стрела” - более современные по дизайну и технико-эксплуатационным характеристикам маломерные суда с высокими мореходными качествами и большой тяговооруженностью движительно-двигательного комплекса.

В 1996 г. были изготовлены первые опытные образцы катеров “Стрела-3” и “Стрела-4”, на которых отрабатывалась полная программа предварительных и сертификационных испытаний. По их результатам, подтвердившим высокие эксплуатационные характеристики новых катеров, были оформлены сертификаты безопасности РФ.

Катер “Стрела-3” - открытое скоростное шестиметровое судно, имеет необычную для отечественных прогулочных катеров планировку. Носовую его часть занимает небольшой пассажирский кокнит, оборудованный мягкими сиденьями (с трех сторон) и поручнями по бортам. Через откидную форточку в лобовом стекле можно пройти мимо консольного пульта управления (по правому борту) и штурманского столика с багажником (по левому) в кормовой кокнит. Здесь кроме кресла водителя установлены два пассажирских кресла (спинка к спинке) и кормовой мягкий диван. Эти два кресла раскладываются в полномерное спальное место. Оба кокнита в непогоду закрываются легкосъемными тентами. Водитель и пассажиры защищены высоким ветровым стеклом, обеспечивающим комфортные условия при движении.

Катер “Стрела-4” - современное по дизайну скоростное шестиметровое судно, оборудованное комфортной рубкой-убежищем, с просторным кокнитом, в котором установлены мягкие кресла и кормовой диван. Катер имеет леерное ограждение и достаточное количество рундуков.

Задача достижения высоких скоростей решена путем использования мощных подвесных импортных моторов (отечественного мотора мощностью более 30 л.с. по-прежнему нет). Для их установки в кормовой части корпусов оборудована просторная ниша с транцем высотой 510 мм. Катера установочной партии оснащены двигателями известных фирм “Джонсон” (США) и “Ямаха” (Япония) мощностью 115 л.с. и укомплектованы дистанционной системой управления катером и двигателем, контрольно-измерительными приборами. Катера рассчитаны на эксплуатацию на любых водоемах, включая прибрежные зоны морей, при волнении до трех баллов, причем килеватое днище ощутимо снижает неизбежные при этом ударные перегрузки.

На базе модульной схемы корпуса “Стрелы” разработаны катера различного назначения, отличающиеся компоновкой внутренних объемов :

- прогулочный круизный катер;

Новинкой сезона 1997 г. стал комфортабельный скоростной 7-метровый катер “Стрела-5”, отличающийся от предыдущих моделей “Стрела-3” и “Стрела-4”: повышенной тяговооруженностью и надежностью двигательного комплекса, обеспеченной путем установки двух подвесных моторов суммарной мощностью 230 л.с.; значительным улучшением комфорта благодаря светлой и просторной рубке, имеющей большую площадь остекления и обеспечивающей максимальный обзор при движении; наличием леерного ограждения по всему периметру судна и моста-арки, на который крепятся выносное навигационное оборудование, флагштоки, солнцезащитный козырек, ходовой и стояночный тенты. Просторный кокнит оборудован мягкими сидениями и кормовым диваном, двумя встроенными барами и несколькими вместительными рундуками. Для схода в воду катер оборудован стремянкой.

Катер “Стрела-5” прошел все испытания и подготовлен к сертификации в начале 1998 г. А в стапеля уже закладывается первая установочная партия.

Коллектив завода “Амур” уверен, что новые катера понравятся потребителю и займут достойное место на обширном рынке маломерных судов как в России, так и за рубежом. А впереди - новые проекты и борьба за их реализацию.

Комсомольское-на-Амуре Авиационное производственное объединение
681018, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Советская, д. 1.
Тел.: (42172) 6-32-00, 6-35-89. Факс: (42172) 6-34-51.
Телекс: 141149 BURAN.