[НАЗАД]


“МАКС-99”: ПРАЗДНИК РОССИЙСКОЙ АВИАКОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Четвертый авиакосмический салон, состоявшийся 17-24 августа на территории аэродрома ЛИИ им. М.М. Громова в Жуковском, продемонстрировал, что, несмотря на затяжной экономический кризис, российская авиакосмическая промышленность не только находит возможности для выживания, но еще и сохраняет способность создавать новую технику мирового уровня. “МАКС-99” посетили Премьер-министр РФ Владимир Путин, министр обороны Игорь Сергеев, мэр Москвы Юрий Лужков, другие видные политические, государственные и военные деятели.

По сравнению с салоном 1997 г. размеры экспозиции несколько увеличились. В этом году в г. Жуковском собралось 430 фирм-участниц из 28 стран мира. Их экспозиции расположились в 21 павильоне, заняв 8100 м2 внутренних площадей и 2000 м2 территории под открытым небом. Еще 11 павильонов заняли милиция, таможня, другие службы и организаторы выставки.

Традиционно на “МАКСе” было показано множество новых, перспективных образцов военной и гражданской техники. Впервые демонстрировался экспериментальный самолет АООТ “ОКБ Сухого” С-37 “Беркут” с крылом обратной стреловидности, прообраз истребителей нового поколения. Пилотируемый Игорем Вотинцевым, С-37 летал практически ежедневно. На фоне белых облаков над аэродромом черный силуэт “Беркута” больше напоминал “флайеры” пришельцев из сериалов “звездых войн”, нежели творение человеческих рук.

С-37, который до салона успел выполнить более 50 испытательных полетов, еще не может на равных соперничать по сложности показательной программы с другим изделием “ОКБ Сухого”- многоцелевым истребителем Су-30МК, первым в мире боевым истребителем с управляемым вектором тяги (УВТ). Во время салона вместе с Вячеславом Аверьяновым в кабине бело-голубой “шестерки” полетали два французских летчика, которые участвуют в расследовании причин аварии “борта 01” на “Ле Бурже-99”. Захватывающие дух маневры самолета - его способность останавливаться в воздухе, поворачиваться вокруг любой оси на околонулевых скоростях - произвели сильное впечатление на посетителей выставки. “Это уже не самолет, это нечто большее!”, - восклицали они.

Истребители нового поколения разрабатывает и ВПК МАПО. Ранее показанный СМИ самолет-демонстратор “1.44”, созданный в рамках программы МФИ (многофункциональный фронтовой истребитель), во время салона проходил подготовку к первому полету, намеченному на сентябрь-октябрь, и поэтому показан не был. На “МАКС-99” генеральный директор ВПК МАПО Николай Никитин заявил, что в рамках первого этапа летных испытаний самолет выполнит 27-28 полетов. По их результатам будет принято решение о целесообразности продолжения работ по МФИ. Опыт, полученный при разработке “1.44”, будет использован в работе по формированию облика перспективного истребителя ЛФИ (легкий фронтовой истребитель).

Ввиду финансовых ограничений, накладываемых на военный бюджет современным состоянием экономики страны, большое значение для поддержания национальной обороноспособности имеют программы модернизации существующего парка ВВС России. Один из предложенных промышленностью проектов по модернизации самолетов семейства МиГ-29 в многофункциональные истребители уже получил поддержку МО РФ. На “МАКС-99” демонстрировалось несколько одноместных МиГ-29СМТ и двухместных МиГ-29УБТ, уже прошедших соответствующую доработку. На них установлены жидкокристаллические многофункциональные цветные дисплеи и другое бортовое оборудование разработки КБ “Русская Авионика”.

Аналогичный проект модернизации предлагается и для самолетов семейства Су-27. На “МАКС-99” ИАПО, ЛИИ им. М.М. Громова и “Русская Авионика” впервые представили публике “Борт 302” - серийный Су-30К с модернизированным комплексом бортового оборудования. В воздухе “Борт 302” демонстрировал известный летчик-испытатель, заместитель начальника ЛИИ Игорь Квочур. На пресс-конференции ИАПО, посвященной презентации нового самолета, Квочур назвал машину “большим шагом российской авиапромышленности в области использования высоких технологий и последних достижений вычислительной техники”. Улучшенный бортовой комплекс превратил перехватчик Су-30 в многофункциональный самолет, способный с помощью управляемого оружия эффективно бороться как с воздушными, так и наземными целями, а также выполнять задачи разведки.

Из почти 150 ЛА, показанных на “МАКС-99”, примерно половина пришлась на самолеты и вертолеты мирного назначения. Салон 1999 г. в Жуковском стал первым для двух перспективных региональных лайнеров - Ту-334 и Ан-140. Новый самолет АНТК им.А.Н. Туполева, поступивший на летные испытания в феврале с.г., уже выполнил около двух десятков полетов. Интерес к нему проявляют как авиакомпании СНГ, так и дальнего зарубежья. На “МАКС-99” прошли переговоры с представителями Ирана, которые выразили желание приобрести лицензию на сборку самолета на одном из иранских заводов.

Сенсационное заявление относительно Ту-334 сделал новый руководитель ВПК “МАПО” Николай Никитин. Известный производитель истребителей “МиГ” принял решение организовать производство “туполевского” авиалайнера на московском заводе “Знамя Труда” и профинансировать на 50% работы, необходимые для получения самолетом сертификата летной годности.

В отличие от Ту-334, украинский Ан-140 уже выполнил большую часть программы сертификации. К началу салона два прототипа самолета налетали более 720 ч. В октябре должна завершиться постройка первой серийной машины на авиазаводе в Харькове. Первые серийные Ан-140 будет эксплуатировать национальная авиакомпания “Авиалинии Украины” уже в следующем году.

На рынке стран СНГ Ан-140 конкурирует с Ил-114 разработки АК им. С.В. Ильюшина. Новый вариант самолета Ил-114-100 с канадскими двигателями PW127 сейчас проходит испытания. Узбекская национальная авиакомпания “Узбекистон Хаво Йуллари” намерена приобрести три Ил-114-100 в дополнение к двум машинам с российскими двигателями ТВ7-117С, уже работающим на воздушных линиях республики. Еще два Ил-114-100 заказаны “Пермскими Авиалиниями”.

На “МАКС-99” была широко представлена легкомоторная авиация. В воздухе и на земле демонстрировалось несколько Ил-103. Самолет сертифицирован по российским и американским нормам летной годности и уже поставляется заказчикам. У него есть шанс найти спрос на западном рынке, где уже эксплуатируются сотни легких машин конструкции ОКБ им. А.С. Яковлева и П.О. Сухого. В список российского экспорта может попасть и Як-112И, производство которого налажено на ИАПО. Самолет демонстрировался на “МАКС-99” наряду с другими “яковлевскими” машинами, в т.ч. Як-54 и Як-58.

А вот легкого двухмоторного амфибийного самолета Бе-103 на выставке не было. По словам представителей КнААПО, программа Бе-103, как и С-80, была “отложена до лучших времен” (при этом, однако, было заявлено о наличии заказов на 10 Бе-103). Завод сконцентрировал свои ресурсы на создании новых вариантов истребителей семейства Су-27, в том числе двухместного многоцелевого Су-30МКК для КНР. Два прототипа самолета уже построены и проходят летные испытания. Подписание “китайского контракта” на несколько десятков таких машин ожидается в ближайшее время.

ЭМЗ им. В.М. Мясищева показал модернизированный вариант самолета М-101Т “Гжель” с турбовинтовым двигателем и герметизированной кабиной. Он отличается увеличенными размерами хвостового оперения и наличием двух дополнительных подфюзеляжных килей. В таком виде самолет предъявлен на сертификацию. Нижегородский завод “Сокол” построил десять “Гжелей”, из которых четыре эксплуатируются авиакомпанией “Феникс”.

Много нового на салоне появилось у вертолетостроителей. В день открытия салона выполнил первый полет длительностью 12 мин вертолет “Ансат”, разработанный специалистами Казанского завода. КВЗ вложил $70 млн в программу “Ансат” и еще $100 млн в проект Ми-38, создаваемый совместными усилиями КВЗ, ММЗ им. М.Л. Миля и фирмой Eurocopter. В ходе салона было подписано трехстороннее соглашение о постройке летного демонстратора Ми-38 с канадскими двигателями PW127. Его первый полет планируется на конец следующего года.

Конкурент Eurocopter американская фирма Sikorsky Aircraft обнародовала информацию о сотрудничестве с МВЗ им. М.Л. Миля по улучшению вертолета S-76. В начале 1999 г. “Миль” получил $20 миллионный контракт на проектирование и организацию выпуска новых цельно композитных лопастей для S-76. Соответствующую оснастку изготовят на ВПК “МАПО”. Новые лопасти появятся на рынке в 2002 г. Как ожидается, ими будут оснащены не только все вновь собранные вертолеты S-76, но и 500 машин, поставленных заказчикам ранее. Sikorsky Aircraft изучает возможность организации сборки модернизированного варианта вертолета S-76R в России. Ориентировочная стоимость проекта - $150 млн.

Фирма “Камов” представила на “МАКС-99” новый ночной вариант ударного вертолета Ка-50 с бортовым номером “014”. В его кабине установлены цветные многофункциональные индикаторы, в носовой части – аппаратура ночного видения. Рядом с “014” расположился “летающий радар” Ка-31. Ведутся переговоры о поставке 10 таких вертолетов Индии. Кроме того, на статической стоянке демонстрировался второй экземпляр Ка-226 в раскраске МЧС и вертолет нового поколения Ка-60 “Касатка”, а в павильоне – полноразмерный электрический макет перспективного Ка-115.

Двигателестроители показали на “МАКСе” макет двигателя ПС-90А2. С целью повышения надежности и межремонтного ресурса на нем используются компоненты зарубежного производства. Пермский ОАО “ПМЗ”, часть акций которого принадлежит американской фирме Pratt & Whitney, уже получил заказы и заявки на 282 ПС-90А2. Они будут устанавливаться на строящиеся и уже находящиеся в эксплуатации Ил-96, Ил-76 и Ту-204. На стенде московских двигателестроителей (ММПП “Салют”) демонстрировались двигатели семейства АЛ-31 и перспективный АЛ-55 для УТС следующего поколения.

К сожалению, на “МАКС-99” было представлено только пять ЛА западного производства (“Грэнд Кэрэвэн”, “Браво” и “Сайтейшн-Икс” американской фирмы Cessna Aircraft, “Фалкон 50” и “Фалкон 2000” французской Dassault Aviation), причем только на земле. Но это не убавило зрелищности программе летного показа, заслуженно считающейся лучшей в мире. Помимо уже упоминавшихся ЛА, в нем участвовали амфибийные самолеты Бе-200 и Бе-12П-200 (они показали сброс воды на условный очаг огня), пилотажные группы “Русские Витязи”, “Стрижи” и “Русь” на Су-27, МиГ-29 и Л-39 соответственно.

Салоны “МАКС” стали настоящим праздником для российских авиаторов. А если есть праздник, то должны быть и подарки. Прекрасный подарок устроителям выставки преподнесло “ОКБ Сухого”. Им стали рекордные полеты фронтового бомбардировщика Су-32МФ. 19 августа самолет, пилотируемый летчиками-испытателями “ОКБ Сухого” И. Соловьевым и В. Шендриком, установил два мировых рекорда в классе ЛА со взлетной массой 35-45 т. Cу-32МФ достиг высоты 16150 м с грузом в 1 и 2 т, а масса груза поднятого на высоту 15000 м составила 2300 кг.