[НАЗАД]


СЕРТИФИЦИРОВАННОЕ ПРОИЗВОДСТВО - ЭТО ВЫСОКИЙ АВТОРИТЕТ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ, ГАРАНТИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

Юрий Елисеев,
генеральный директор ФНПЦ ММПП"Салют",
кандидат технических наук

Качество продукции – один из важнейших показателей эффективности производства. Достижение установленного уровня качества ГТД является решающим условием обеспечения безопасности их эксплуатации, снижения затрат на изготовление и эксплуатацию и, что не менее важно, повышения конкурентоспособности.

Для решения проблемы качества на предприятии необходимо обеспечить гармоничное сочетание новейших технологий и высокоэффективного оборудования с современной организацией производства, основу которой составляет система качества (СК), отвечающая требованиям прежде всего международных стандартов (МС) ИСО серии 9000.

С этой целью в 1994 г. был проведен анализ соответствия действующей КСУКП требованиям к системам качества, предусмотренным международными стандартами ИСО серии 9000, Авиационными правилами АП-21, государственными, отраслевыми стандартами и нормативными документами, определяющими порядок и требования к качеству изготовления, поставки, обслуживания и ремонта ГТД, а также по безопасности, эксплуатации и охране окружающей среды. По результатам анализа потребовалась корректировка более 100 стандартов КСУКП и разработка 60 новых стандартов предприятия и Руководства по качеству.

Для координации и контроля работ на предприятии по разработке, внедрению новой системы качества и подготовке к сертификации СК и серийного производства ГТД была создана рабочая группа под руководством главного инженера.

Весь объем работ по подготовке СК и производства к сертификации был выполнен в течение 1995-1996 г.г. в четыре этапа:

1 этап
Разработка системы качества (Руководства по качеству, 160 СТП)

2 этап
Обучение и аттестация персонала предприятия (ИТР, рабочих, служащих)

3 этап
Внедрение системы качества в документацию и в производство конкретного типа двигателя

4 этап
Самопроверка готовности предприятия к сертификации системы качества производства

В соответствии с руководящим указанием МС ИСО 9000-1-94 система качества предприятия разработана в соответствии с требованиями МС ИСО 9002-94 "Системы качества. Модель обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании". При разработке структуры системы качества и ее элементов, были учтены рекомендации МС ИСО 9004-1-94 и реализованы следующие положения и принципы:

· система качества функционирует наряду с другими видами деятельности на предприятии, влияющими на качество продукции;
· создание и функционирование системы качества определяется целями и задачами политики предприятия в области качества;
· обеспечение системного подхода к управлению качеством;
· управление качеством на всех этапах жизненного цикла двигателя и видах деятельности осуществляется в рамках действующей системы управления предприятием;
· непосредственное и заинтересованное участие всех работников предприятия от генерального директора до рабочего в обеспечении и управлении качеством;
· обеспечение четкого установления полномочий и ответственности каждого члена коллектива за выпуск качественной продукции;
· проведение предупредительных мероприятий, исключающих возникновение проблем по качеству изготавливаемых двигателей;
· документальное оформление системы качества, обеспечивающее однозначное понимание ее требований и процедур их реализации, доступность и контроль;
· проведение систематического анализа и оценки со стороны руководства предприятия эффективности функционирования системы качества.

Важнейшим условием успешного внедрения разработанной СК и эффективности ее функционирования является глубокое знание ее требований руководящим, исполняющим, контролирующим персоналом. С этой целью была разработана и реализована система обучения всех работников предприятия, которая предусматривает:

· обучение по пяти уровням ответственности (1-й уровень – руководители предприятия; 2-й – главные специалисты, руководители отделов; 3-й - начальники производственных цехов и их заместители; 4-й – ИТР отделов и цехов; 5-й – рабочие и контролеры). Программы убучения персонала 1-го, 2-го и 3-го уровней согласованы с Центральным институтом повышения квалификации (ЦИПК) отрасли и Авиарегистром МАК;
· привлечение к обучению лекторов и специалистов АР МАК, ЦИПК, ЦИАМ, ВИАМ, НИИСУ;
· аттестацию руководителей отделов и цехов и их заместителей с учетом фактического состояния с внедрением и соблюдением требований системы качества в руководимых подразделениях с вручением удостоверений на право работать в условиях действия сертифицированной системы качества.

На этапе внедрения требований и процедур системы качества в документацию и производственные процессы были реализованы следующие дополнительные мероприятия:

· поэтапное внедрение стандартов предприятия, при этом на первом этапе предусматривалось внедрение стандартов, не требующих специальных организационно-технических мероприятий;
· проведены анализ соответствия документации и производительных процессов требованиям стандартов, отработка и реализация необходимых организационно-технических мероприятий;
· организован действенный контроль за внедрением стандартов предприятия в подразделениях со стороны руководства предприятия, рабочей группы по сертификации, авторов-разработчиков стандартов;
· проведена внеочередная аттестация директивных, специальных технологических процессов и процессов неразрушающего контроля;
· дополнительно проведена проверка оборудования на геометрическую и технологическую точность, в результате часть оборудования была подвергнута ремонту или замене;
· проведена поверка и проверка всех стандартных и нестандартных средств измерений, переаттестация оснастки;
· было предусмотрено обязательное оформление доказательной документации (приказов, актов), подтверждающих полноту и качество внедрения стандартов.

После завершения этапа внедрения СК с целью подготовки ее к сертификации была проведена самопроверка по разработанной программе, предусматривающей два этапа:

I. Проверка реализации требований МС ИСО 9002-94, Авиационных правил АП-21, "Руководства по сертификации" (АР МАК), "Временного положения о сертификации системы качества" (Система "Оборонсертифика"), НД (ГОСТов, ОСТов) Российской Федерации по обеспечению качества и безопасности эксплуатации ГТД в документации разработанной системы качества, в конструкторской и технологической документации и устранение выявленных "несоответствий";

II. Проверка выполнения требований системы качества с учетом доработок ее по результатам самопроверки по первому этапу в производстве при выполнении технологических процессов на рабочих местах, проведении технического контроля качества и испытаний деталей, сборочных единиц и двигателей в целом.

Положительные результаты самопроверки дали возможность в марте-апреле 1998 г. провести сертификационные аудиты СК на соответствие требованиям МС ИСО 9002-94 уполномоченными органами по сертификации Системы "Оборонсертифики", "Центросерт" и "Союзсерт", на основании которых предприятию были выданы Сертификаты соответствия.

С целью получения международного Сертификата на СК был заключен договор на проведение сертификации с фирмой TUV СERT (Германия), в соответствии с которым в мае 1998 г. был проведен с положительными результатами сертификационный аудит аудиторами ООО "Интерсертифика TUV". В июле 1998 г. фирма TUV СERT выдала предприятию Сертификат соответствия СК требованиям МС ИСО 9002-94.

Для обеспечения и повышения качества продукции необходимо не только совершенствование системы качества, но и внедрение высококачественных средств измерений и диагностики, обновление парка оборудования. Приобретено 300 ед. нового оборудования, в том числе ведущих станкостроительных фирм Европы и Японии, проведена реконструкция производственных цехов и участков. Только при этих условиях возможно освоение в сжатые сроки новых видов продукции и обеспечение заданного уровня качества.