[НАЗАД]


АНТК им. О.К. АНТОНОВА - ЛИДЕР УКРАИНСКОЙ АВИАПРОМЫШЛЕННОСТИ

Петр Балабуев,
генеральный конструктор АНТК им. О.К. Антонова

АНТК им. О.К. Антонова является одним из наиболее передовых во всех отношениях предприятием авиационной промышленности СНГ, и, наверное, самой знаменитой фирмой Украины, известной буквально всей планете. "Антонов" - это мощный авиационный комплекс, объединяющий конструкторское бюро, множество испытательных лабораторий, опытный завод и летную испытательную базу. Это позволяет в значительной мере автоматизировать расчетно-проектные и конструкторские работы; производить аэродинамические испытания моделей самолетов; испытывать на прочность все типы самолетов, вплоть до гигантских "Руслана" и "Мрии", определять их ресурс; завершать цикл создания самолетов летными испытаниями; подтверждать соответствие самолетов нормам летной годности и требованиям заказчиков.

За 52 года деятельности фирмой разработано более 100 типов и модификаций самолетов, собран мощный творческий коллектив специалистов мирового уровня, основана своя школа создания транспортных самолетов. Основные достоинства антоновских машин - отличные взлетно-посадочные характеристики, простота и надежность конструкции, способность базироваться на грунтовых аэродромах, высокая рентабельность и невысокая, по мировым стандартам, цена.

Авиация во все времена являлась предметом национальной гордости и способствовала укреплению авторитета государства на международной арене. Именно поэтому создание высокоэффективной авиационной техники - главный вклад АНТК им. О.К. Антонова в экономику Украины. Ведь в современном мире самолетостроительная отрасль приносит колоссальные доходы, кроме того, она способствует развитию национальной науки, внедрению передовых технологий, созданию большого количества рабочих мест. Постройкой самолетов "Ан" заняты киевский и харьковский авиазаводы, комплектующие к ним производятся на десятках других предприятий Украины.

Кроме того, свои самолеты "Антонов" создает в широкой кооперации с предприятиями стран ближнего и дальнего зарубежья. В отношениях с ними он выступает в роли равноправного партнера, экспортера "ноу-хау", передовых технологий и научных идей. "Аны" тиражируются в других странах, а Украина получает дивиденды с каждого произведенного экземпляра, что является привилегией высокоразвитых государств.

Производство Ан-3, Ан-74, Ан-38, Ан-70, Ан-124 развернуто в Омске, Новосибирске, Самаре, Ульяновске. К числу перспективных совместных проектов прежде всего надо отнести программу среднего военно-транспортного самолета короткого взлета и посадки Ан-70, развиваемую усилиями украинских и российских предприятий. Однако в последнее время значительный интерес к машине проявляют и другие государства. На АНТК им. О.К. Антонова постоянно проходят переговоры представителей авиакосмической промышленности и министерств обороны стран Европы, в результате чего все большее число фирм выражает готовность присоединиться к программе среднего транспортного евросамолета на базе Ан-70, называемого Ан-7X.

Соответствующее предложение подано на европейский тендер в начале 1999 г., и за прошедшее время самолет приобрел прочную репутацию первого претендента на эту роль. Ан-7X внимательно изучается европейцами и находит положительную оценку среди специалистов министерств обороны нескольких государств. Стороны планируют совместные шаги, направленные на создание единой промышленной структуры по производству этого самолета. В последнее время прошли переговоры между руководителями украинско-российского консорциума "Средний транспортный самолет" и высокопоставленными представителями министерств обороны Германии, Испании, Португалии, Дании, Италии, Чехии и Югославии, а также министерств торговли и транспорта Франции. В результате представители Дании и Португалии выразили намерение приобрести по 3-5 самолетов Ан-7X, а представители других стран получили необходимую информацию для более точного определения своей позиции в тендере. Важные переговоры состоялись и с консорциумом AirTruck, объединяющим 8 немецких аэрокосмических фирм - участников программы Ан-7X. Предметом их стала подготовка к подписанию правительствами Украины, России и ФРГ контракта и трехстороннего соглашения о поставках самолетов Ан-7Х вооруженным силам этих стран. Суммарный госзаказ, предусмотренный этими документами, составляет 305 самолетов Ан-7X. Реализация этого проекта даст Украине возможность еще больше укрепить свой престиж на международной арене.

Многие предприятия Украины, России и западноевропейских государств активно помогают АНТК им. О.К. Антонова осуществлять программу 52-местного пассажирского самолета региональных авиалиний Ан-140. Этот самолет заменит ветерана Ан-24, но при этом будет на 50% экономичнее, обладать на 100 км/ч большей скоростью и, что немаловажно, значительно тише. От зарубежных аналогов "стосороковку" выгодно отличает неприхотливость в эксплуатации, возможность работы не только с бетонных ВПП, но и с грунтовых и галечных аэродромов. В настоящее время продолжаются

сертификационные испытания самолета, в которых участвуют 3 его летных экземпляра. Выполнено более 700 полетов, часть которых прошла в условиях обледения в районе российского побережья Северного Ледовитого океана, а также в условиях высоких температур (до +45° С) в Узбекистане. В начале сентября с.г. закончена программа испытаний на высокогорных аэродромах Киргизии. Программа сертификационных испытаний Ан-140 должна быть завершена к концу 1999 г., получение сертификата планируется на начало 2000 г.

Помимо создания новых самолетов, фирма проводит большую работу по модификации машин семейств Ан-72/74 и Ан-124; развивает компьютерный комплекс по проектированию и испытаниям новой техники; сохраняя опытные кадры, воспитывает молодых специалистов; занимается развитием летно-испытательной базы и аэродромного комплекса в Гостомеле, а также созданием на этой базе грузового международного аэропорта; работает над осуществлением аэрокосмических международных программ под общим названием "Воздушный старт".

АНТК им. О.К. Антонова занимается также решением проблем перевозок на земле. С использованием авиационных технологий и применением композиционных материалов здесь созданы единственный в странах СНГ и Восточной Европы низкопольный трамвай, семейство комфортабельных и надежных троллейбусов.

Отдельно нужно выделить такое направление деятельности АНТК, как осуществление международных авиаперевозок. За 10 лет самолеты авиатранспортного подразделения АНТК, именуемого "Авиалинии Антонова", в различных регионах мира перевезли более 200 тыс. т грузов гражданского и специального назначения. Именно создание такого подразделения позволило предприятию выжить в тот трудный период, когда государство почти забыло о его работниках и сохранить для Украины конструкторский коллектив, которому позавидует любая авиационная держава.

Занимаясь решением неотложных текущих проблем, "Антонов" ни на минуту не забывал о необходимости технического перевооружения предприятия. Ведь чтобы не отстать от Запада, необходимо постоянно совершенствовать процесс проектирования и производства самолетов, переходить на компьютерные технологии, современные дорогостоящие материалы и оборудование. Часть средств АНТК потратил на закупку мощных вычислительных комплексов. Значительные средства были выделены на приобретение технологического оборудования, в том числе для создания конструкций из композиционных материалов. Фактически современный украинский потенциал в сфере самолетостроения создан на эти деньги. Новые "Аны" создаются на новом техническом уровне, с полным использованием накопленного фирмой потенциала. Их высокая конкурентоспособность является залогом того, что и в будущем комплекс "Антонов" будет для Украины устойчивым источником валютных поступлений, развития передовых технологий, занятости значительной части населения и одним из источников укрепления национального престижа. Это позволяет с оптимизмом смотреть в XXI век - век, который подарит Украине новые крылатые машины с логотипом "Ан".

ГП АНТК им. О.К. Антонова
Украина, 252062, г. Киев, ул.Туполева, д.1.
Тел.: (044) 442-7096, факс: (044) 443-0005.
Телекс: 131309 ОЗОН.