[НАЗАД]


Эксплуатация

АЭРОПОРТ У ПОЛЯРНОГО КРУГА

Аэропорт Салехард является воздушной гаванью одного из самых северных городов России, административного центра Ямало-Ненецкого автономного округа.

О истории, настоящем и будущем аэропорта рассказывает генеральный директор, заслуженный работник транспорта России Алексей Скорый.

"АП": Алексей Федорович, мне известно, что Вы более четверти века отдали гражданской авиации в Тюменском регионе, в том числе в Ямало-Ненецком автономном округе. Какие изменения в развитии гражданской авиации произошли за последние десятилетия на севере Тюменской области?

А.С.: Когда говорят о Ямало-Ненецком автономном округе, то прежде всего возникают ассоциации с самым большим в мире западносибирским газовым месторождением, что, безусловно, естественно. Роль гражданской авиации в освоении этого месторождения трудно переоценить. Мне кажется, читателям будет интересно в связи с этим узнать историю развития аэропорта Салехард, где, собственно, и зарождались воздушные перевозки в нашем регионе.

В феврале 1931 г. впервые в Обдорске (старое название Салехарда) на лед реки Обь приземлился самолет АНТ-9, который выполнил несколько рейсов с пушниной. В 1935 году начались регулярные полеты, в основном в Тюмень. Одновременно была завершена организация аэропорта.

Важный этап в развитии аэропорта наступил в послевоенные годы, когда в Салехарде был расположен авиаотряд Полярной авиации. В то время основным парком самолетов были Ан-2 и Ли-2.

В 1969 г. вводится в эксплуатацию одна из немногих в СССР металлическая взлетно-посадочная полоса, пригодная для приема самолетов Як-40 и Ан-24. Хотел бы добрым словом вспомнить Владимира Васильева, проработавшего более 17 лет в должности командира Салехардского объединенного авиаотряда, немало сделавшего для развития аэропорта.

"АП": Я слышал, что в этот же период у Вас летал Геннадий Зайцев, в недавнем прошлом директор Федеральной авиационной службы России.

А.С.: Действительно, Зайцев в 1973 г. выполнил первый рейс на самолете Як-40 на Тюмень. В 1974 г. был открыт рейс Салехард - Москва. В эти годы нарастают темпы роста перевозок - до 30 - 40% в год. Растет парк базирующихся в аэропорту воздушных судов - Ан-26, Як-40, Ми-8, Ми-6.

Вертолеты нашего авиаотряда обслуживали практически все экспедиции и удовлетворяли потребности в авиаперевозках в период освоения газовых месторождений на полуострове Ямал, в районах Надыма и Нового Уренгоя до постройки в этих городах собственных аэропортов. Развитие нашего аэропорта существенно ограничивалось отсутствием современной взлетно-посадочной полосы (ВПП), строительство которой неоднократно откладывали из-за нехватки средств.

Второе рождение аэропорта пришлось на 1994 г., когда была уложена первая плита в основании новой ВПП с искусственным покрытием. В августе 1997 г. мы приняли первый Ту-154 на новую ВПП длиной 2720 м и шириной 46 м.

"АП": Что сегодня собой представляет аэропорт Салехард?

А.С.: Наш аэропорт в 1995 г. был выделен из состава авиакомпании "Тюменьавиатранс" и получил статус открытого акционерного общества "Аэропорт Салехард. В структуре аэропорта предусмотрены и действуют все службы, необходимые для осуществления его производственной деятельности, - перевозок, спецавтотранспорта, авиационной безопасности, ГСМ и другие. Создается своя инженерно-авиационная служба с высококвалифицированным инженерно-техническим составом, имеющим допуск на обслуживание всех воздушных судов, летающих в Салехард, в том числе Ту-154, Ту-134, Ил-76, Ан-74. Планируем переучивание наших специалистов на обслуживание самолетов Ту-204 и Ил-86. Я бы хотел отметить важную роль в решении этих вопросов Юрия Болдырева – руководителя инженерно-авиационной службы аэропорта, специалиста высокого класса.

"АП": Каков уровень технического оснащения аэропорта?

А.С.: Естественно, мы стремимся к тому, чтобы развитие инфраструктуры аэропорта соответствовало уровню авиатехники, которая летает в Салехард. Новая ВПП оснащена современным светотехническим оборудованием и навигационными системами, в частности светосистемой "Идман", системой посадки (СП-90, ВОРДМЕ, БПРМ и другим оборудованием. В комплексе с новой ВПП расширяется перрон, строятся магистральные рулежные дорожки, вертодром на 10 стоянок. В 2000 г. планируется сдать электростанцию на 5 тыс. кВт, ведется монтаж системы посадки СП-90 со второго направления. . Со сдачей электростанции аэропорт будет сертифицирован по первой категории ИКАО с обоих направлений.

Безусловно, важнейшей для нас задачей является завершение строительства аэровокзала – одного из самых красивых и современных сооружений в Западной Сибири. Мы планируем сдать его в эксплуатацию в 2000 г. В новом аэровокзале предусмотрены все виды услуг для местных и транзитных пассажиров, в том числе международный сектор. Ввод нового аэровокзала существенно увеличит пропускную способность аэропорта и повысит уровень сервисного обслуживания пассажиров. В нашей службе перевозок много классных специалистов, для которых новый аэровокзал станет местом реализации их профессиональных возможностей. Я бы выделил Ирину Засохину, начальника смены службы перевозок, более 30 лет отдавшей гражданской авиации.

"АП": Какие авиакомпании пользуются услугами аэропорта? С какими городами связан воздушными путями Салехард?

А.С.: На территории аэропорта базируется авиакомпания "Ямал". Это достаточно мощная авиакомпания, имеет большой собственный парк воздушных судов: Ту-154М, Ту-154Б, Ту-134, Ан-74, Як-40, Ми-8. Летает не только в города и поселки округа, но и в Москву, Тюмень, Екатеринбург, Омск, Белгород, Сочи. В наш аэропорт летают и другие авиакомпании, которые связывают Салехард с Новосибирском, Санкт-Петербургом, Нижним Новгородом, Казанью, Краснодаром, Донецком, Симферополем и другими городами.

"АП": Алексей Федорович, какие перспективы дальнейшего развития аэропорта?

А.С.: Здесь несколько направлений. Имея в 2000 г. первоклассный аэровокзал, мы сможем расширить географию полетов, в том числе выполнять чартерные рейсы на Кипр, в Турцию, Италию, Германию.

В рамках международных проектов аэропорт Салехард может рассматриваться как запасной для заправки воздушных судов, выполняющих полеты через Северный полюс из Канады и США.

Мы надеемся, что наш аэропорт будет более привлекательным как транзитный для многих российских авиакомпаний, выполняющих рейсы из восточных районов страны в европейскую часть. Этому способствуют, наряду с вводом в строй нового аэровокзала, невысокие аэропортовые ставки за обслуживание, бесперебойное обеспечение авиационным топливом и другие факторы. Мы с оптимизмом смотрим в будущее нашего аэропорта.

Беседу вел Илья Вайсберг

ОАО "Аэропорт Салехард"
625603, Ямало-Ненецкий
автономный округ,
г. Салехард, аэропорт.
Тел./факс: (34591) 4-3012,