[НАЗАД]

“ФРЕГАТ”: НОВЫЙ РОССИЙСКИЙ КОСМИЧЕСКИЙ БУКСИР

Станислав Куликов,
генеральный конструктор,
генеральный директор НПО им. С.А. Лавочкина

Николай Леонтьев,
генеральный конструктор,
генеральный директор КБХМ им. А.М. Исаева

Перспектива значительного увеличения массы выводимой полезной нагрузки (ПН) на околоземные и перелетные орбиты существующими ракетами-носителями среднего и тяжелого классов связана с созданием универсальных разгонных блоков (РБ). Один из таких блоков - высокоэнергетический РБ “Фрегат” создан НПО им. С.А. Лавочкина при участии в качестве разработчика двигательных установок КБХМ им. А.М. Исаева.

Первый квалификационный запуск нового отечественного межорбитального буксира - универсального разгонного блока “Фрегат” состоялся 9 февраля с. г. с космодрома Байконур, второй- 21 марта. С первым его пуском (первые два - квалификационные) начинается реализация одной из важнейших научных программ Европейского космического агентства - программы “Кластер-2”, финансируемой акционерным обществом STARSEM (Франция).

Уже в первом полете “Фрегата” подтверждена возможность многократного включения его маршевой двигательной установки, продемонстрирована возможность обеспечения возвращения ПН на Землю с низких околоземных орбит с использованием новой технологии спуска, основанной на применении надувного тормозного устройства. Разработка новой технологии - ноу-хау НПО им. С.А. Лавочкина - осуществлена при финансовой и маркетинговой поддержке Daimler Chrysler Aerospace (Германия).

РБ “Фрегат” предназначен для решения следующих задач:

В состав “Фрегата” входят две двигательные установки (ДУ): маршевая и стабилизации, ориентации и обеспечения запуска.

Основу маршевой ДУ составляет двигатель С5.92. Его основные характеристики: тяга 2000 кгс, удельный импульс 328.5 с, максимальное число включений 20, компоненты топлива АТ (окислитель) и НДМГ (горючее), рабочий запас топлива (максимальный) 5350 кг.

Основу ДУ стабилизации, ориентации и обеспечения запуска составляет однокомпонентный гидразиновый двигатель с активным катализатором с5.221 тягой 5 кгс. Количество двигателей 12, их удельный импульс 225 с.

Практически полное отсутствие в составе “Фрегата” вновь разрабатываемых узлов, агрегатов и систем позволит обеспечить высокую надежность РБ с самого начала его летной эксплуатации, а также возможность создания на их основе других разгонных блоков.

Успешно осуществленный 20 марта с. г. второй квалификационный запуск “Фрегата” подтвердил его готовность к выполнению программы “Кластер-2”.