[НАЗАД]

Русский шанс “Фэрчайлд-Дорнье”

На протяжении сентября и октября “Базовый Элемент” оставался единственным потенциальным покупателем для фирмы “Фэрчайлд-Дорнье” (Fairchild-Dornier) как единого целого. Несмотря на негативные репортажи в СМИ, которые основывались на утечках информации и, по всей видимости, сделаны третьей стороной с целью срыва переговорного процесса, российский алюминиевый гигант и американо-германская авиастроительная фирма продолжали договариваться.

Российско-французская авиационная конференция, проходившая 18-20 сентября в Москве, дала со-президенту EADS (European Aeronautic Defense and Space) Филиппу Камю (Philippe Camus), который председательствовал на конференции как президент союза французских авиационных фирм GIFAS, возможность встретиться с премьер-министром правительства РФ Михаилом Касьяновым и обсудить российско-европейские кооперационные программы, в том числе и связанные с “Фэрчайлд-Дорнье”. Хотя сама EADS отказалась купить банкрота, соображения по спасению инвестиций, вложенных в программы региональных самолетов 728 и 928 (пассажировместимостью 75 и 90 мест соответственно), ранее сделанных членами EADS и GIFAS, заставили Камю еще раз вернуться к данной теме.

Без участия EADS план “Базового Элемента” не сработает. Помимо финансовых и управленческих вопросов, еще есть соображения высокой политики, занятости, защиты интеллектуальной и реальной собственности в Германии. Только у EADS есть достаточные вес и влияние в Германии, чтобы осуществить этот план.

Рассматривается возможность создания совместного российско-немецкого предприятия, которое управляло бы этим проектом. Частично производство самолетов разработки “Фэрчайлд-Дорнье” может быть перемещено в Россию с целью снижения производственных затрат. Как пишет газета “Ведомости”, для реализации плана потребуется $1,5 млрд. По оценке же самой Фэрчайлд-Дорнье, необходим $1 млрд. В неофициальном порядке российские переговорщики считают и эту цифру “сильно завышенной”.

В прессе появлялись ссылки на слова Председателя наблюдательного совета “Базового Элемента” Олега Дерипаски, из которых следует, что специалисты принадлежащего “Базовому Элементу” самарского самолетостроительного предприятия “Авиакор” посещали завод “Фэрчайлд-Дорнье” в баварском городе Оберпфаффенхофен (Oberpfaffenhofen) неподалеку от Мюнхена.

Есть основания предполагать, что “Базовый Элемент” рассматривает возможность организации сборочной линии самолета 728 в России. Но сначала самолет будет сертифицирован в Германии, где начнется его серийное производство, включая сборку. По мере роста производства российские предприятия будут постепенно осваивать изготовление комплектующих. Это позволит сократить стоимость производства и, таким образом, повысить его рентабельность. Не менее важным для нашей страны будет получение доступа к новейшим западным технологиям. В перспективе российская промышленность может рассчитывать на 2/3 доли в производстве суперсовременного семейства региональных авиалайнеров западной разработки.

В сентябре Иркутское авиационное производственное объединение (ИАПО) (выпускает самолет-амфибию Бе-200 разработки ТАНТК им. Г.М. Бериева и истребители Су-30МКИ ОКБ “Сухого”) и Группа компаний “Каскол” (коммерческая инвестиционная и маркетинговая структура, держатель пакетов акций более чем десяти крупных российских авиационных компаний) объявили о своем участии в переговорах с “Фэрчайлд-Дорнье”. ИАПО, которое уже давно проявляло интерес к расширению кооперационных связей с западной авиационной промышленностью, усмотрело возможность заполучить известную долю в большом международном проекте. Пресс-секретарь “Каскола” заявил, что если “Базовому Элементу” удастся добиться прогресса в реализации своего плана, Касколбудет рад принять участие в проекте 728 как поставщик комплектующих, а может быть, даже и как партнер с разделением рисков”. Кроме готовности задействовать производственные мощности подконтрольных предприятий, “Каскол” предлагает услуги своего московского инженерного центра, который был недавно создан вместе с европейским авиастроительным консорциумом “Эрбас”.

В интервью сА.П., посетившим Оберпфаффенхофен, менеджер программы 728 Майкл Рехмет (Michael Rehmet) и главный инженер 728 Дженс Хенкнер (Jens Henkner) сказали, что план “Базового Элемента” вполне может оказаться работоспособным “при условии, что 5-8 основных поставщиков, держащих интеллектуальные права на разработанные ими компоненты, согласятся на сотрудничество”. Немецкие специалисты считают, что необходимо провести работу по изменению конструкции 728 с целью лучшего использования производственных возможностей российских авиационных предприятий. При этом основные бортовые системы должны сохраниться неизменными. “Самолет 728 был разработан так, чтобы его узлы и компоненты были просты в изготовлении. Большинство частей планера выполняются из обычных материалов. Поэтому мы не ожидаем сложности с освоением их производства в России”, - заявили они.

Немецкие собеседники заявили, что после восстановления “ядра команды 728” в Оберпфаффенхофене останется значительная потребность в квалифицированных инженерах. Помощь российских инженеров потребуется для завершения разработки самолета, его сертификации, постановки серийного производства и наращивания темпов выпуска. “Российские инженеры могут внести значительный вклад в проект 728. Только работая единой командой из русских и немецких специалистов, мы сможем вместе разработать самолет 928, который пока еще не существует в металле”, - сказал Дженс Хенкнер.

Если российский инвестор купит “Фэрчайлд-Дорнье” и выделит достаточные финансовые средства для продолжения работы, то 728 поступит в эксплуатацию в 2005 г. Шесть месяцев после официального “перезапуска” программы потребуется на то, чтобы завершить наземные испытания на первом экспериментальном самолете. Через девять месяцев он сможет подняться в воздух. Планер второго самолета, предназначенного для статических испытаний, уже собран. Требуется лишь установить некоторые бортовые системы. Большинство деталей для планеров самолетов номер 3 и номер 4, в том числе крылья, уже сделаны. Все эти машины соответствуют первоначальному стандарту 728-100. В массовое производство, однако, планируется запустить 728-200, отличающийся увеличенным взлетным весом и дальностью полета, возросшей до 1800 морских миль.

Потребности мирового рынка в региональных самолетах на ближайшие 20 лет оцениваются в 30004500 единиц. Многие авиакомпании еще не преодолели последствий кризиса авиаперевозок, возникшего после 11 сентября 2001г., и не готовы рассматривать конкретные планы по обновлению парка воздушных судов. Выбор нового базового регионального самолета пока еще не сделан такими известными авиакомпаниями. как “Люфтганза”, “Эр Франс”, “Финэйр”, “Бритиш Эрвейз” и “Квонтас”. Если планы покупки “Фэрчайлд-Дорнье” материализуются в ближайшее время, то у фирмы появится реальная возможность получить значительную часть мирового рынка региональных самолетов.

А пока ситуация в Оберпфаффенхофене не радостная. Слушания в суде по делу о банкротстве “Фэрчайлд-Дорнье” начались 1 апреля 2002 г. В начале июля все сотрудники фирмы были разделены на две группы – пассивную (1600 человек, главным образом занятые по программе 728) и активную (1800 человек, в том числе “ядро” команды 728, деятельность которых направлена на производство 30-местного регионального самолета 328JET, капитальный ремонт и техническое обслуживание ранее выпущенных летательных аппаратов, изготовление частей для авиалайнеров “Эрбас”, управление ресурсами, функциональную поддержку производства и проектирования). Считается, что все подразделения компании, кроме проекта 728, являются прибыльными или безубыточными. В случае их выделения из компании в самостоятельные фирмы они могут продолжать работу в нормальном режиме.

Если вопрос о покупке “Фэрчайлд-Дорнье” не решится в самое ближайшее время, то “пассивная” группа будет ликвидирована. Уже идет поиск новых рабочих мест для бывших работников “Фэрчайлд-Дорнье”, и “пассивная” группа буквально тает на глазах. Вместе с ней тает и надежда на возобновление проекта 728. А сама “Фэрчайлд-Дорнье”, лишенная “балласта”, продолжает жить в ожидании инвесторов, способных обеспечить ее будущее, которое до сих пор связывается с проектами 728 и 928.

Владимир Карнозов



Hosted by uCoz