В середине 60-х годов ВТС между нашими странами в силу осложнения взаимоотношений было практически
полностью свернуто и вновь возобновилось после подписания 14 июня 1990 г. межправительственного соглашения,
предусматривающего осуществление взаимных поставок вооружений и военной техники (ВВТ) и продажу лицензий
на их производство. В 1992 г. Китай закупил у России около тридцати истребителей Су-27, а в 1996 г. заключил
контракт на приобретение второй партии самолетов со значительным количеством УР класса "воздух - воздух"
и приобрел лицензию на производство более 100 Су-27 без права реэкспорта в третьи страны. В настоящее время
рассматривается вопрос о поставке еще одной партии Су-27 (порядка 50 самолетов). Закуплено 10 военно-транспортных
самолетов Ил-76 и подписан контракт на двести комплектов усовершенствованных РЛС "Жук" для установки на
китайских истребителях "Цзянь-8-II". Осуществлялись поставки и гражданской авиатехники. В 1990-1993 гг. Китай
закупил 15 пассажирских самолетов (Ту-154 и Як-42) и 34 вертолета (Ми-8 и Ми-17).
Рассматривая долгосрочные перспективы экспорта российской военной авиационной техники (ВАТ) в Китай,
необходимо в первую очередь проанализировать нынешнее состояние военной авиации КНР, планы руководства
страны в области строительства национальных ВВС, наличие финансовых средств на реализацию этих планов, а
также возможности авиапромышленности Китая.
В настоящее время военная авиация рассматривается руководством КНР как важнейший компонент ВС, в
наибольшей степени отвечающий требованиям современной войны. Всего она насчитывает более 9000 самолетов (из
них 6200 боевых) и 540 вертолетов, причем подавляющее количество техники - морально устаревшие авиационные
комплексы (АК) советской разработки 50-60-х гг. Авиационные формирования входят в состав ВВС и ВМС Национально-освободительной
армии Китая (НОАК). Самой многочисленной группировкой (более 90% всего парка) располагают ВВС.
Основной ударной силой ВВС является бомбардировочная авиация - самолеты Н-6 и Н-5, которые могут применять
как обычное, так и ядерное оружие. Самолеты Н-6 являются авиационным компонентом стратегических ракетных
войск Китая.
Штурмовая авиация - самолеты Q-5, J-4 и J-2. Основным вооружением являются бомбы, пушки и неуправляемые ракеты.
Истребительная авиация - самый многочисленный род авиации, включающей более 4000 боевых самолетов в составе
60 истребительных авиационных полков (Су-27, J-5, J-6, J-7, J-8).
Разведывательную авиацию составляют приспособленные для ведения воздушной разведки боевые АК H-5, J-5 и J-6.
На вооружении военно-транспортной авиации (ВТА) находится более 470 самолетов, большинство из которых
составляют легкие 19-местные бипланы Y-5. Другая часть - средние транспортные самолеты Ли-2, Ил-14, Y-7, Y-8, Y-11, и "Трайдент"2Е.
В состав ВТА входит также более 480 вертолетов Z-5, Ми-6, Z-6, Z-9. AS-332, Bell214, S-70.
Учебные самолеты JJ-2, CJ-5 и CJ-6 также входят в состав ВВС.
Численность авиационного парка ВС Китая |
Тип АК |
Назначение |
Количество единиц |
Годы поступления на вооружение |
Авиация ВВС |
Боевые самолеты |
Н-6 (Ту-16) |
Бомбардировщик |
120 |
1968-1981 |
H-5 (Ил-28) |
Бомбардир./развед. |
300 |
НД (нет данных) |
Ту-4 (В-29) |
Носитель БПЛА |
15 |
до 1960 |
Q-5 |
Истребитель-бомб. |
550 |
1970-1981 |
Су-27 |
ПВО |
200 |
1992-2000 |
J-8 |
ПВО |
200 |
1985-1996 |
J-7 (МиГ-21) |
ПВО |
500 |
1967,1979,1984 |
J-6 (МиГ-19) |
ПВО/истр-бомбард./разв. |
3000 |
1963-1975 |
J-5 (МиГ-17ПФ) |
Истребитель-бомб. |
400 |
1956-1960 |
J-4 (МиГ-17Ф) |
Штурмовик |
250 |
1956-1960 |
J-2 (МиГ-15) |
Штурмовик |
100 |
до 1960 |
Военно-транспортные самолеты |
Y-7 (Ан-24) |
Транспортный |
20 |
1984 |
Y-14 (Ан-26) |
–"– |
12 |
1992 |
Ил-18 |
–"– |
7 |
1960 |
Y-8 (Ан-12) |
–"– |
25 |
1980 |
Y-11 |
–"– |
15 |
1978 |
Ли-2 |
–"– |
30 |
до 1965 |
Ил-12/Ил-14 |
–"– |
50 |
до 1965 |
Y-5 (Ан-2) |
–"– |
300 |
1960 |
Trident 2E |
–"– |
16 |
1976 |
Специальные самолеты |
Ан-30 |
Аэрофотосъемка |
8 |
1984 |
Y-12 |
–"– |
2 |
1985 |
Trident 1E |
Административный |
2 |
1970 |
CL-601 |
–"– |
5 |
1988-1989 |
JJ-2 (УтиМиГ-15) |
Учебный |
100 |
НД |
CJ-5 (Як-18) |
–"– |
1000 |
НД |
CJ-6 |
–"– |
1500 |
НД |
Вертолеты |
SA.321 "Супер фрелон" |
Трансп/ПЛО/ПСС |
15 |
НД |
AS.332 "Супер Пума" |
Административный |
6 |
НД |
S-70C |
Транспортный |
24 |
НД |
"Белл" 214 ST |
–"– |
4 |
НД |
Ми-8 |
–"– |
30 |
1984-1985 |
Ми-17 |
–"– |
24 |
1990-1991 |
Z-5 (Ми-4) |
–"– |
300 |
НД |
Z-6 (Ми-8) |
–"– |
30 |
НД |
Z-9 (SA.365N) |
–"– |
50 |
НД |
Авиация ВМС |
Боевые самолеты |
H-5 (Ил-28) |
Торпедоносец |
150 |
НД |
Q-5 |
Истребитель-бомб. |
300 |
1981-1982 |
J-6 (МиГ-19) |
ПВО/истр-бомбард. |
100 |
1962-1963 |
J-5 (МиГ-17ПФ) |
ПВО |
100 |
1956-1959 |
Военно-транспортные самолеты |
Y-7 (Ан-24) |
Транспортный |
2 |
1984 |
Ли-2 |
–"– |
9 |
до 1960 |
Y-5 (Ан-2) |
–"– |
24 |
1960 |
Специальные самолеты |
SH-5 |
Разведка/Противолод. |
4 |
1986 |
Бе-6 |
–"– |
12 |
НД |
Вертолеты |
SA.321 "Супер фрелон" |
Трансп/ПЛО/ПСС |
13 |
НД |
Z-5 (Ми-4) |
Транспортный |
40 |
НД |
Z-9 (SA.365N) |
–"– |
6 |
НД |
Военно-морские силы НОАК располагают 650 самолетами и 60 вертолетами, выполняющими ударные (H-6, J-6 и Q-5),
истребительные (J-5, J-6), транспортные (Y-5, Y-7, Ли-2, Z-5, Z-9) и противолодочные (SH-5, Бе-6) задачи. К 2000 г. КНР планирует
заменить около половины самолетов разработки 50-60-х гг., ориентируясь при этом на закупку новой АТ
собственного (J-8-IIM, "Цзянь-Хун"-7, FC-1, J-10) и российского (Су-27) производства. Кроме того, планируется
модернизировать до 200-300 истребителей J-7.
Переоснащение авиационного парка ВВС и ВМС тесно увязано с проведением реформы ВС Китая, которая по
времени разделена на три этапа: 2000 г.; 2021 г. (столетие образования КПК) и 2049 г. (столетие образования КНР). На
первом этапе предполагается сократить численность личного состава и устаревшей техники, активизировать
НИОКР по модернизации существующих и разработке новых образцов ВВТ. Задача второго и третьего этапов -
выйти на уровень ведущих стран мира.
В соответствии с военной доктриной Китая конечной целью военной реформы является создание вооруженных
сил, гарантирующих сохранение "жизненного пространства" в "стратегических границах". При этом "стратегические
границы" этого "жизненного пространства" должны перемещаться адекватно росту "комплексной мощи
государства", главными составляющими которой являются экономика и военная мощь.
Для выполнения поставленной задачи китайское руководство планирует выделять значительные финансовые
средства. Военные расходы выросли за последние 5 лет более чем на 70%. Переживая бурный экономический рост (за
последние 10 лет ВНП КНР вырос в 3 раза, а валютные резервы увеличились с 9 до $86 млрд), Китай может не скупиться
на военные расходы, в том числе и на импорт.
Однако в планах перевооружения китайских ВВС основной упор делается не на импорт иностранной авиатехники,
а на производство современных АК на более чем 100 предприятиях национальной авиапромышленности, на которых
занято около 200 тыс. человек.
В КНР успешно осуществлялся выпуск по лицензии советской авиационной техники, создавались серийные
модификации советских самолетов (например, штурмовик Q созданный на базе МИГ-19). В то же время попытки
создать чисто китайские типы боевых самолетов заканчивались либо безрезультатно ("Ветер Востока" 10,
"Ветер Востока" 13, J-12), либо ограничивались малосерийным производством (построено в общей сложности 200
истребителей J-8, J-8-I и J-8-II). Слабым местом остается производство бортового радиоэлектронного оборудования и
авиационных двигателей.
Авиапромышленность страны располагает сравнительно развитой производственной базой, способной
обеспечить НОАК всеми видами боевых самолетов и вертолетов (к началу 90-х гг. было выпущено 12 тыс. АК более чем
20 типов). Авиапромышленность КНР способна выпускать в мирное время более 300 самолетов и 50-70 вертолетов в год.
Необходимо отметить, что возможности Китая по производству современных АК существенно возрастут с
возвращением в 1998 г. под юрисдикцию КНР бывшей британской колонии Гонконг, обладающей значительным
промышленным и экономическим потенциалом.
В ближайшее время начнется поступление в войска бомбардировщика среднего радиуса действия H-7,
оснащенного двигателями национального производства WS-6. Ожидается, что всего для ВВС будет поставлено 500
машин.
Осуществляется модернизация истребителя J-7, получившего наименование J-7M. На нем устанавливается
современное радиоэлектронное оборудование западного производства, включающее бортовую РЛС, дисплей
отображения обстановки и применения управляемого вооружения. Предполагается переоборудовать около 250
самолетов.
Начато серийное производство самолета морского патрулирования Y-8X CUB (на базе Ан-12) и вертолета ПЛО Z-9 (на
базе вертолета SA.365N "Дофин" фирмы Eurocopter).
Продолжается разработка самолета J-8-IIM, оснащенного двумя двигателями WP-13AIII китайского производства,
российской многофункциональной РЛС "Жук-8-II" и ракетами P-77 и P-27P российского производства.
В настоящее время проходят летные испытания модернизированного истребителя-бомбардировщика Q-5M,
оснащенного современным прицельно-навигационным комплексом итальянской фирмы Alenia. Командование ВВС
намерено в текущем году начать дальнейшую модернизацию данного самолета (получит наименование Q-5K). На нем
будет установлен новый двигатель национального производства WP-6A3 с увеличенным ресурсом и аппаратура РЭП
фирмы Alenia.
Проводятся летные испытания китайско-пакистанского учебно-тренировочного самолета K-8, оснащенного
радиоэлектронным и навигационным оборудованием западных фирм. Предусматривается его использование в
качестве легкого штурмовика и самолета целеуказания. Командование ВВС Китая намерено приобрести до 1000
таких машин.
В 1994 г. канадская фирма "Венга" и китайская металлургическая компания "Баошан" подписали
соглашение о создании совместного предприятия по производству легкого штурмовика/учебно-тренировочного
самолета TG-10 "Брашфайр" с использованием композиционных материалов.
В 1996 г. планировалось приступить к летным испытаниям перспективного истребителя XJ-10, разработанного
совместно с Израилем. В основу его конструкции заложены технологии, созданные для израильского истребителя
Lavi. На нем предполагается использовать китайские или российские двигатели (АЛ-З1Ф или РД-ЗЗ) и РЭО, созданное
для самолета Lavi.
В настоящее время ведется разработка
перспективного тактического транспортного самолета Y-7, выполненного на базе Ан-24. Он будет иметь несколько
большие размеры и перевозить 38 военнослужащих с полной боевой выкладкой.
На базе транспортного самолета Y-11 продолжается создание самолета Y-12 с двигателями PT-6A американской фирмы
Pratt&Whitney.
Проведенный анализ планов развития военной авиации и состояния авиапромышленности Китая позволяет
сделать вывод о решимости руководства КНР проводить перевооружение своих ВВС, опираясь на национальный ВПК
и закупки АТ иностранного производства. При этом основные усилия в области военно-технического
сотрудничества с иностранными государствами будут сосредоточены прежде всего на импорте передовых
технологий, а не готовых образцов и систем.
Необходимо отметить, что до 1989 г. Китай успешно сотрудничал с ведущими государствами Запада в этой области.
Однако после подавления студенческих выступлений в 1989 г. этими странами было введено эмбарго на поставки
ВВТ в Китай, что вынудило КНР переориентироваться на приобретение российских вооружений и технологий.
Можно предположить, что до 2000-2005 гг. основным направлением развития ВТС в области военной авиации между
Россией и Китаем останется приобретение КНР лицензий, совместная разработка и закупка экспортных образцов
ВАТ. Так, в частности, Китай рассчитывает получить от России лицензии на выпуск вертолета Ми-28 (или отдельных
его компонентов), двигателей (АЛ-31Ф или РД-ЗЗ), РЛС к различным образцам военной авиационной техники и
отдельных компонентов управляемого авиационного вооружения.
Прогнозируемые объемы импорта Китаем готовых самолетов и вертолетов военного назначения, скорее всего,
останутся на уровне 1993-1995 гг. и составят 20-30 АК в год. Возможно приобретение военно-транспортных Ил-76 для
производства на его основе самолетов ДРЛО.
Завершая разговор о перспективах экспорта российской ВАТ в Китай, необходимо отметить следующее:
дальнейшее продолжение и расширение ВТС России с КНР в области военной авиации, особенно в направлении
передачи лицензий и передовых технологий, потребует крайне взвешенного подхода к будущим поставкам и
всесторонней оценки возможных последствий для России.
Александр Касатин кандидат технических наук; Михаил Собкалов ЦНИИ
МО |