В 1993 году по инициативе МВЗ им.М.Л.Миля было учреждено
АОЗТ НПО "Легкие вертолеты Ми", преобразованное через два года в ОАО ПО "Легкие вертолеты Ми".
Учредителями последнего наряду с МВЗ им.М.Л.Миля стали крупнейшие предприятия авиационной промышленности:
Арсеньевская авиационная компания (ААК) "Прогресс", Вятское машиностроительное предприятие "Авитек",
"Агрегат" (г.Ульяновск), НИАТ (Москва), Казанский НИАТ, Гипронииавиапром (Москва), петербургский
Гипроавиапром. Предметом деятельности фирмы является разработка и серийное производство вертолетов Ми-34С
и их модификаций; организация продажи, гарантийного и послегарантийного обслуживания и ремонта легких
вертолетов "Ми"; обучение летного и инженерно-технического состава; проведение работ по созданию новых
типов легких вертолетов.
Основная продукция - легкий 4-х местный многоцелевой
вертолет Ми-34С. Он предназначен для выполнения широкого круга задач: перевозки 1-3 пассажиров или грузов до 240
кг, патрулирования, обучения и тренировок летного состава, мониторинга окружающей среды, разведки
аварийных объектов, решения оперативных задач в интересах муниципальных и региональных служб. Первый
российский легкий вертолет Ми-34С освоен в серийном производстве и вполне конкурентоспособен на
отечественном и зарубежном рынках.
Участники программы по Ми-34С обладают многолетним опытом изготовления гражданской и военной авиационной
техники и имеют в связи с конверсией незагруженные производственные площади, испытательные стенды и
оборудование, квалифицированные кадры рабочих и специалистов. Сборка Ми-34С организована на серийном
авиационном заводе ААК "Прогресс", мощности которого позволяют выпускать до 350 вертолетов в год.
В 1995 году Ми-34С сертифицирован Авиарегистром Межгосударственного авиационного комитета в соответствии с
требованиями норм летной годности FAR-27 (США) и получил 3 сертификата типа: на вертолет № 72-34C, на двигатель № 71-Д,
по шуму на местности N56. На него выдано свидетельство о регистрации гражданского судна с внесением в
Государственный реестр воздушных судов РФ.
Ми-34С оснащен поршневым девятицилиндровым
двигателем воздушного охлаждения М-14В26В мощностью 325 л.с., отличающимся высокими надежностью и
экономичностью. Кабина с большой площадью остекления обеспечивает хороший обзор. Вертолет оборудован
полозковым шасси. Использование в конструкции композитных материалов позволило увеличить ресурс несущего
и хвостового винтов. Ми-34С в настоящее время единственный в мире гражданский вертолет, способный
маневрировать с перегрузкой более 3 g, что обеспечивает хорошие характеристики устойчивости и
управляемости: он "ходит за ручкой", выполняет фигуры высшего пилотажа, включая "бочку" и "петлю
Нестерова", и допускает посадку в режиме самовращения несущего винта (авторотации).
Ми-34С имеет пилотажно-навигационное, радиосвязное и приборное оборудование, установленное на приборной
доске и центральном пульте. Для записи полетной информации оборудован бортовым регистратором ("черный
ящик").
Вертолет может эксплуатироваться при температурах от -35°С до +35°С как на базе существующих
авиапредприятий и аэродромов, так и индивидуальными владельцами с бетонированной или грунтовой площадки
размером 20х20м. Общие эксплуатационные расходы на час полета - $ 86-113. Ми-34С отличается высокой степенью
транспортабельности. В частности, может быть доставлен на Ан-124 (до 8-ми одновременно), Ил-76 (до З-х) в
отдаленные районы и в течение 15-20 минут подготовлен к полетам.
Помимо высоких летно-технических характеристик Ми-34С отличается принятыми на западном рынке стандартами
по экономичности, удобству обслуживания и надежности.
|
Вертолеты |
Характеристики |
Ми-34С |
R-44 (США) |
Bell 206B (США) |
Двигатель |
поршневой M-14B26B |
поршневой Lycoming 0-540 |
газотурбинный Allison 250-C20 |
Мощность, л.с. |
325 (370) |
260 |
435 |
Число мест |
4 |
4 |
6 |
Крейсерская скорость, км/ч |
175 |
208 |
204 |
Дальность полета, км |
360 |
364 |
555 |
Скороподъемность, м/с |
7,4 |
5,1 |
7,8 |
Расход топлива, кг/ч |
50 |
50 |
85 |
Затраты на горюче-смазочные материалы, $/летный час |
36 |
31 |
45 |
Затраты на ремонт двигателя, $/летный час |
13 |
18 |
35 |
Прямые эксплуатационные расходы на 1 пассажира и летный час, $ |
26 |
26 |
56 |
С 1994 года Ми-34 проходили опытную эксплуатацию в ГАИ Москвы. Одна машина с 1996 года эксплуатируется в
Хорватии. В 1997 году 6 Ми-34С проданы АО "Баштрансгаз" и подготовлено соглашение на поставку в
Башкортостан за полтора года еще 25 машин. В дальнейшем предполагается продажа в этот регион в течение 3-5 лет
до 200 легких вертолетов для коммерческих и муниципальных нужд. В рамках совместной программы между ОАО "Легкие
вертолеты Ми", Международным коммерческим банком и ОАО "Башкирские авиалинии" в июне с.г. достигнута
договоренность о создании в Уфе "Центра технического обслуживания "Легкие вертолеты".
Потенциальный объем продаж Ми-34С на отечественном и зарубежном рынках оценивается в 200-250 вертолетов в год.
Для него разработана и внедряется система эксплуатации по техническому состоянию, которая позволяет
отказаться от капитального ремонта. Регламентные работы проводятся через каждые 100, 200 и 400 ч, а после каждой
1000 - контрольно-восстановительные. Обслуживание вертолетов предполагается производить как в местах
базирования, так и в технических центрах. С учетом ресурса основных агрегатов и двигателя на Ми-34С
установлен первоначальный ресурс 5000 ч при календарном сроке службы 25 лет.
Приоритетным стратегическим направлением работ ОАО "Легкие вертолеты Ми" считается создание серии
2-6-местных вертолетов в качестве недорогих в эксплуатации и простых в обслуживании массовых транспортных
средств. Это предусматривает разработку, испытания, сертификацию и организацию серийного выпуска легких
вертолетов "Ми" с поршневыми, роторно-поршневыми и газотурбинными двигателями. Принятая концепция
является составной частью программы "Малая авиация России", восстановления региональных и местных
авиалиний, создания широкой сети воздушных перевозок.
Михаил Гринис Генеральный директор ОАО ПО "Легкие вертолеты Ми" |