Предпосылки модернизации
АНПК "МиГ" имеет достаточно большой опыт глубокой
модернизации самолетов. Так, после перелета в 1976 г. в Японию новейшего для того времени перехватчика МиГ-25П,
было принято решение о разработке МиГ-25ПД, а на его базе - модернизации всего ранее выпущенного парка. По
заказу ВВС модифицировали практически все МиГ-25. Ныне завершается работа по модернизации МиГ-21бис в МиГ-21-93,
обеспечивающая существенный рост боевых возможностей при относительно небольших затратах.
Работа по модернизации прежде всего массовых боевых самолетов, состоящих на вооружении многих стран,
вызвана следующими основными обстоятельствами:
- по большинству летных характеристик эти машины не уступают истребителям 4-го поколения;
- сроки службы могут быть продлены, как минимум, до 2010-2015 гг.;
- самолеты освоены летным и техническим составом;
- полностью имеются необходимые системы логистики (системы наземной поддержки);
- по боевой эффективности модернизированные самолеты уже сравнимы с самолетами 4-го поколения;
- возможно обеспечение многофункционального применения самолетов.
Особенности подхода к модернизации МиГ-21 и МиГ-23
Выбор рационального варианта модернизации достаточно сложен по причине того, что МиГ-21 и МиГ-23
выпускались в течение длительного времени в качестве истребителей, перехватчиков, учебно-боевых, а МиГ-23 -
еще и ударных самолетов. В каждом семействе несколько раз менялись тип двигателя, радиолокатора (конструкция
планера), объем внутреннего топлива, и в результате это не 2, а, скорее, все 22 типа самолетов. При этом
практически все страны хотели бы предварительно ознакомиться с демонстратором, на котором можно было бы
убедиться в соответствии характеристик заявленным и определить уровень технического и финансового риска.
АНПК "МиГ" сформировал новую комплексную стратегию модернизации, опирающуюся на
следующие принципы:
- Пакетный метод модернизации, предполагающий:
- изменение архитектуры бортового комплекса и информационно-управляющего поля, новых или
модернизированных РЛС, оптико-электронных систем и вооружения;
- доработки по самолету и самолетным системам;
- установку новых систем бортовой авионики;
- установку систем логистики;
- установку национальной или западной авионики и вооружения.
Между пакетами и внутри пакетов имеются связи, которые могут быть отражены в виде соответствующих матриц.
- Выбор базовых вариантов модернизации. Для истребителей предлагается по два варианта - с максимальной
боевой эффективностью и с минимальной стоимостью при обеспечении применения новых типов ракет "воздух -
воздух". Для МиГ-23Б - вариант "растянутой модернизации", т.е. обеспечение окончательного состава
оборудования и вооружения на последующих этапах.
- Одновременное предложение покупателю как комплекса работ по модернизации АТ, так и мероприятий по
профилактике и ремонту самолетов, продлению срока службы и ресурса, а также создание совместных
предприятий по обеспечению эксплуатации, производству и поставок запасных частей и расходных материалов.
- Программа финансового обеспечения офсетных программ и встречной торговли.
Базовые варианты модернизации самолетов МиГ-21:
МиГ-21-93. Этот вариант предусматривает установку на МиГ-21бис новой системы
управления вооружением (СУВ) на базе многофункциональной РЛС "Копье". Самолет вооружается ракетами "воздух
- воздух" средней дальности семейства Р-27, РВВ-АЕ и ближней дальности Р-73Е. Для действий по наземным и
надводным целям - ракетами Х-25М, корректируемыми бомбами КАБ-500КР. Устанавливаются: индикация на лобовом
стекле, нашлемная система целеуказания (НСЦ), многофункциональные дисплеи (МФД), инерциальная навигационная
система (ИНС/КНС), цифровая система воздушных сигналов (СВС), средства РЭП, системы энергоснабжения,
регистрации, западная авионика и оружие (по желанию заказчика) и т.д. Возможен переход на связи по стандарту
MIL-1553B.
МиГ-21-98-1. В этом варианте на МиГ-21М улучшен обзор летчика и устанавливаются
бортовая автоматизированная система управления и диалога с экипажем верхнего уровня (БАСУ) и
малогабаритная РЛС "Москит", потребляемая мощность которой ниже, чем у "Копья". Состав вооружения
и остального оборудования близок к МиГ-21-93. Доработка коробки приводов и установка новых генераторов не
требуются.
МиГ-21-98-2. Этот вариант обеспечивает применение ракет Р-73Е на всех МиГ-21.
МиГ-21УМ-97. Вариант модернизации самолетов МиГ-21УМ, обеспечивающий подготовку и
тренировку летчиков самолетов МиГ-21-93 и МиГ-21-98-1.
По всем МиГ-21 предлагаются работы по снижению заметности в радиолокационном
диапазоне, установке новых средств связи, навигации, контейнеров с аппаратурой и т.д.
Базовые варианты модернизации самолетов МиГ-23:
МиГ-23-98-1. Вариант модернизации всех типов истребителей МиГ-23, предполагающей
установку БАСУ, многофункциональной РЛС с дальностью обнаружения цели типа "истребитель" 90...100 км, ИНС,
СВС, новых средств радионавигации и средств РЭП. Вооружен ракетами "воздух - воздух" семейства Р-27, РВВ-АЕ,
Р-73Е (при сохранении ракет с ИК-головками самонаведения Р-24Т, Р-23Т, Р-60); управляемым оружием по наземным целям,
кораблям и работающим РЛС: КАБ-500КР, Х-31А/П, Х-29Т/ТД, а также ракетами семейства Х-25М.
МиГ-23-98-2. Модернизация РЛС "Сапфир-23" на МиГ-23, которая обеспечивает
применение ракет РВВ-АЕ и Р-73Е и одновременно резкое повышение точности навигации.
МиГ-23Б-98. Установка на МиГ-23БН приемника космической навигационной системы, БАСУ
и новых средств РЭП. Обеспечение применения ракет Р-73Е, Х-29Т/ТД, корректируемых бомб КАБ-500КР. Проект во
многом, особенно по интерьеру кабины, унифицирован с проектом модернизации самолета МиГ-27М, действующий
макет кабины которого демонстрировался на нескольких международных выставках.
АНПК работает также над двумя вариантами модернизации учебно-боевого самолета МиГ-23УБ.
По всем самолетам МиГ-23 предлагается комплекс мероприятий, включающий снижение
заметности, установку системы дозаправки в воздухе, новой авионики, большого набора аппаратурных
контейнеров, обеспечивающих расширение номенклатуры оружия. Так, на МиГ-23Б-98 и МиГ-27М станет возможной
установка контейнера с многофункциональной РЛС, многократно увеличивающая (при соответствующем оружии)
эффективность действий как по наземным, так и по воздушным целям.
Пакетный метод модернизации самолетов "МиГ":
I пакет:
- Изменение архитектуры бортового комплекса: установка БАСУ, МФД, цифровых вычислителей, мультиплексных
каналов информационного обмена.
- Обеспечение применения управляемого оружия: Р-27Р1/ЭР1, Р-27Т1/ЭТ1, РВВ-АЕ, Р-73Е, Х-31А, Х-31П, Х-25МП, Х-29Т, Х-25МТ, КАБ-500КР,
КАБ-500Л, Х-29Л, Х-25МЛ.
- Установка:
- новых и модернизация старых РЛС; - датчиков ИНС/КНС, СВС-Ц; - оптико-электронных прицелов; -
авиационных подвесных контейнеров с аппаратурой; - новых АПУ, АКУ, адаптеров.
- Доработка планера, систем управления оружием.
II пакет:
- Продление срока службы и ресурса.
- Установка систем дозаправки в воздухе и обеспечения встречи.
- Обеспечение снижения заметности в РЛ-диапазоне.
- Увеличение боевой живучести.
- Доработка систем энергоснабжения, охлаждения и т.д.
III пакет:
- Установка:
- средств РЭП (станций предупреждения об облучении, станций активных помех, систем выброса помех,
дополнительных сенсоров); - новых средств радионавигации, госопознавания и ответчиков УВД, аварийных
самописца и радиомаяка.
- Доработка планера.
IV пакет:
- Создание:
- центров планирования, анализа, РЭП, разведки; - совместных предприятий по обеспечению эксплуатации.
- Поставка технической позиции по подготовке оружия.
- Изготовление дополнительного оборудования.
Рост боевой эффективности
Результативность модернизации характеризуется ростом интегрального показателя - коэффициента боевого
потенциала при действиях по воздушным целям, наземным целям и суммарно для истребителей.
Особо важен рост за счет дальнего ракетного боя, обеспечиваемый РЛС и ракетами РВВ-АЕ. При этом по своим
возможностям модернизированные "МиГи", особенно МиГ-23-98-1, превосходят F-16C и "Мираж" 2000-5.
Использование НСЦ, РЛС в режимах "вертикаль", ракет Р-73Е и средств РЭП значительно повышают возможности
истребителя в ближнем маневренном бою.
Новые прицельные системы и управляемое оружие, более эффективное неуправляемое оружие (С-8, РБК с
самонаводящимися боевыми элементами), повышение точности навигации и прицеливания приводят к заметному
увеличению боевого потенциала при действиях по наземным целям.
АНПК "МиГ" готов к совместной работе по формированию облика модернизируемых самолетов и
подчеркивает, что выполнить полный объем работ с конкретным заказчиком с сохранением ответственности за
безопасность модернизированных самолетов (летные ограничения, календарные сроки эксплуатации, ресурс)
может только разработчик с участием производителя самолетов. Без этого невозможны и качественная
эксплуатация, ремонтные, профилактические и восстановительные работы, поставка сертифицированных
запасных частей и расходных материалов.
Юрий Полушкин, начальник отделения АНПК "МиГ", кандидат технических наук |