Эксплуатируемый в странах Восточной Европы и
других регионах одноместный сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик Су-22М4 решает задачи поражения
наземных и надводных целей, ведения маневренного воздушного боя и выполнения комплексной разведки.
Предлагаемая программа модернизации авионики и вооружения направлена на постепенную адаптацию Су-22М4 к
европейским стандартам с одновременным расширением боевых возможностей в следующих областях:
- управление и коммуникация;
- средства радиоэлектронного противодействия и разведки;
- противотанковая борьба;
- противовоздушная оборона;
- повышение мобильности на земле и в воздухе.
Предлагаемое к установке на Су-22М4 современное бортовое оборудование обеспечивает:
- увеличение объема решаемых задач и повышение надежности прицельно-навигационного комплекса самолета, в
том числе за счет реализации дополнительного программного обеспечения;
- автоматизированную наземную подготовку с последующим вводом полетного задания в бортовой вычислитель;
- интегрирование в состав авионики новых систем с цифровым интерфейсом.
- Расширение боевых возможностей самолета осуществляется за счет новых видов боевого применения и
современного вооружения:
- круглосуточного в любых метеоусловиях точного бомбометания по наземным целям с заранее известными
координатами без визуального контакта с ними (навигационное бомбометание);
- в ночных условиях точного выхода на цель с последующим обнаружением, распознаванием и целеуказанием ее
летчиком;
- ночью в простых метеоусловиях применения управляемых ракет с лазерными головками самонаведения (ЛГСН);
- поражения замаскированных, хорошо укрепленных наземных целей;
- применения ракет ближнего боя российского и западного производства.
Пакет предложений АО "ОКБ Сухого" по модернизации самолетов Су-22М4:
1. Установка системы спутниковой навигации GPS. Сопряжение приемника GPS с прицельно-навигационным
комплексом ПрНК-54 самолета Су-22М4 гарантирует высокую точность навигации и обнаружение
запрограммированных на маршруте полета целей, а также повышение точности круглосуточного бомбометания по
объектам с заранее известными координатами независимо от погодных условий и времени суток.
2. Установка радиотехнической системы навигации и посадки VOR/ILS. Для работы с
радиомаяками западной системы ближней навигации VOR и системы инструментальной посадки ILS предлагается
установка навигационно-посадочной аппаратуры типа VIM-95.
3. Доработка штатной или установка новой радиостанции УКВ-диапазона.
Модернизация радиосвязного оборудования предполагает замену пульта управления на универсальную
радиосвязную вставку, обеспечивающую программирование необходимого количества каналов связи в МВ- и ДМВ-диапазонах,
а также оперативный набор частот связи с сеткой 25 кГц, или, как альтернативный вариант, установку новой
станции "Сигнал-805" с сеткой 8,33 кГц (либо аналогичную радиостанцию западного производства).
4. Совершенствование средств радиоэлектронного противодействия. Для повышения
живучести самолетов решающая роль принадлежит совершенствованию средств РЭП, в связи с чем предлагается
установка новой станции активных помех, размещаемой в двух контейнерах диаметром 0,3 м и длиной 4,2 м. Станция
имеет расширенный диапазон частот постановки следующих видов помех:
- уводящая по скорости и шумовая в диапазоне доплеровских частот;
- шумовая прицельная;
- шумовая прицельная импульсным РЛС;
- маскирующий высокочастотный шум.
5. Введение в эксплуатацию мобильного носимого комплекса МК-54. Переход на
современный технологический уровень подготовки самолетов Су-22М4 к полету обеспечивается сопряжением
комплекса ПрНК-54 с мобильным носимым комплексом МК-54, который позволяет значительно уменьшить время на
подготовку, запись и ввод полетного задания в бортовой вычислитель с 3...4 ч до 10...12 мин и, кроме того,
расширить функциональные возможности инженерно-технической и штурманской служб.
6. Подвеска контейнера с системой FLIR. Установленный на самолете Су-22М4 комплекс
ПрНК-54, разработанный с учетом обеспечения наращивания решаемых боевых задач, имеет в своем составе
достаточно мощный вычислитель, лазерную станцию дальнометрирования и подсвета "Клен-54", расположенный
в кабине дисплей ИТ-23М с выводом на него телевизионного изображения. Межсистемный интерфейс в ПрНК-54
осуществляется по стандарту ARING 429.
Такая структура комплекса позволяет при подвеске контейнера с тепловизионной системой FLIR существенно
расширить боевые возможности самолета в ночных условиях. Особенно важно, что в этом случае впервые на
самолете подобного класса решается задача стрельбы ночью управляемыми ракетами Х-29Л, Х-25МЛ, С-25Л с ЛГСН.
Система FLIR позволяет летчику в ночных полетах ориентироваться в пространстве и на местности и обеспечивает
приемлемые дальности обнаружения и распознавания наземных объектов.
7. Применение новых видов вооружения. Модернизированный комплекс ПрНК-54
позволяет без проблем обеспечить применение на самолете Су-22М4 корректируемой авиабомбы КАБ-500КР -
эффективного средства поражения хорошо укрепленных наземных целей, сочетающего высокую точность
попадания, мощную боевую часть и относительно низкую стоимость. Она оснащена телевизионной ГСН
корреляционного типа, запоминающей взаимное расположение различных оптически контрастных ориентиров и
наводимой на условную точку по первоначальному целеуказанию летчика с помощью дисплея ИТ-23М.
Из других новых видов вооружения на Су-22М4 возможно применение французской ракеты ближнего боя "Мажик-2".
Все предложения по модернизации самолета Су-22М4, в том числе и замена системы госопознавания, проработаны
разработчиком самолета - АООТ "ОКБ Сухого" как с российскими, так и западными фирмами.
Александр Слезев, главный конструктор АООТ "ОКБ Сухого"
Игорь Пащинский, ведущий конструктор АООТ "ОКБ Сухого" |