Создателю первого отечественного турбореактивного двигателя Архипу Михайловичу Люльке
23 марта исполнилось бы 90 лет
Перспективу развития авиационных двигателей многие весьма маститые ученые 30-х годов видели в
паротурбинных силовых установках. Молодой специалист, пришедший на кафедру двигателей Харьковского
авиационного института в 1933 году, взял на себя смелость утверждать: это направление бесперспективно.
Паротурбинный двигатель не пригоден для авиации. Будущее авиации - очень большие скорости полета, а их не
может дать ни поршневой, ни паротурбинный мотор. Дать самолету сверхскорость может только двигатель
завтрашнего дня - реактивный, которого сегодня нет. Но он, молодой инженер Архип Люлька, берется его создать.
Увлеченность и настойчивость новичка так велика, что к нему начинают прислушиваться. У него появляются
единомышленники. Но противников все-таки больше. Авиационный двигатель без винта? Это казалось невероятным,
фантастичным. Это сейчас кажется просто. Но в то время реактивный двигатель не так легко было осмыслить и
еще труднее осуществить. "Многие, - говорил Архип Михайлович, - просто не понимали, как струя,
входящая во "что-то" и выходящая из "чего-то", способна двигать самолет. Большинство
авиаконструкторов негативно отнеслись к нашему проекту, считая нас утопистами". Поэтому кроме больших
технических трудностей создатели реактивного двигателя (РД) встретили много психологических барьеров. И
вообще риск был немалый, ведь шел 1937 год...
И все-таки Люльке удалось пробиться к наркому авиационной промышленности и отстоять свой проект. Его
назначили техническим руководителем проекта РД, перевели из Харькова в Ленинград на Кировский завод,
создали на его территории небольшое КБ. Там реактивщики строили и испытывали стендовый экземпляр двигателя
РД-1. Все приостановила внезапно разразившаяся война. Она разметала коллектив создателей первого
отечественного реактивного двигателя по разным городам Урала. Но уже в 1943 году, когда стало известно о
создании в Германии самолетов с реактивными двигателями, Москва издала приказ разыскать всех
разработчиков опытных тем в авиации. Одним из первых, кого искали, был Архип Люлька. Однако у его двигателя
по-прежнему немало противников. Занимавший тогда ведущее положение среди моторостроителей главный
конструктор А.А. Микулин, например, утверждал неоднократно: "На наш век и поршневых моторов хватит!"
Люлька смело доказывает преимущество нового двигателя на совещании в наркомате авиапромышленности в
феврале 1944 года и получает разрешение на возобновление работ. В марте 1944 года двигатель ТР-1 начинают
готовить к производству.
Первый отечественный турбореактивный
двигатель ТР-1
Неизведанные процессы в новом двигателе преподносят ежедневные сюрпризы: детонация, помпажи, разрушения
подшипников, лопаток. Все это первым встречает коллектив реактивщиков Люльки и первым преодолевает. В конце
февраля 1947 года ТР-1 прошел государственные испытания на ресурс в 20 часов, а 3 марта 1947 года пришла
правительственная телеграмма за подписью И.Сталина: главный конструктор и весь коллектив получили
поздравления с успешным завершением государственных испытаний и созданием первого отечественного
реактивного двигателя...
Первый полет самолета с первым турбореактивным двигателем назначен на 28 мая 1947 года. На аэродроме в
Жуковском - главный конструктор самолета Су-11 Павел Сухой и главный конструктор двигателя Архип Люлька. В
кабине - летчик-испытатель Георгий Шиянов. Двигатели ТР-1 запущены. "Знакомый для моего слуха свистящий
звук. После короткого разбега самолет в воздухе. А я так волнуюсь, что просто дрожу от страха, - вспоминал
Архип Михайлович. - Когда, сделав несколько кругов, самолет заходит на посадку и плавно касается дорожки,
меня охватывает волна счастья и восторга. Свершилось. Десять лет мы шли к этому моменту".
Вдохновенная, но очень тяжелая работа над новыми двигателями продолжалась. В последующие годы в КБ А.М.
Люльки были созданы: двигатели ТР-2, ТР-3, АЛ-5. В середине 50-х был создан АЛ-7 и его форсажные модификации: АЛ-7Ф,
АЛ-7Ф-1 и АЛ-7Ф-2, которые устанавливались на самолеты Ил-54, Ту-110, Ла-250, Су-7Б, Су-9, Су-11, Ту-128 и гидросамолет М-10. В
1965-1970 годах был создан турбореактивный АЛ-21Ф, модификация которого АЛ-21Ф-3 пошла в крупносерийное
производство. Двигатель изготавливается до сих пор и успешно эксплуатируется на самолетах типов Су-17М, Су-20
и Су-24 как в России, так и в некоторых зарубежных странах.
"Архип Михайлович с особой заботой относился к работе испытателей, принимал близко к сердцу все удачи и
неудачи испытаний, он просто "жил машиной", - говорит Герой Советского Союза, Заслуженный летчик-испытатель
генерал-майор Владимир Сергеевич Ильюшин. - Замечания летчика Архип Михайлович выслушивал всегда
внимательно и быстро на них реагировал. Замечательные самолеты "Су" - результат совместной творческой
работы ОКБ генеральных конструкторов П.О. Сухого и А.М. Люльки, озаренной, несомненно, огромным талантом и не
менее огромным трудолюбием и видением перспективы развития авиации. Думаю, что самолеты П.О. Сухого с
двигателями А.М. Люльки - лучшие в мире".
Хотя авторского свидетельства на изобретение одноконтурного турбореактивного двигателя в нашей стране
никому не выдавали, но бесспорно, что первый отечественный ТРД создал именно Архип Михайлович Люлька.
И все-таки приоритетное авторское свидетельство на конструкцию двухконтурного турбореактивного
двигателя у него есть. И вручили его Люльке 22 апреля 1941 года. Самое удивительное, как пришла в голову идея
двухконтурного ТРД (ТРДД) в 1939-м, когда даже одноконтурный ТРД не воспринимался всерьез! Схема ТРДД выглядит
на фотографии с авторского свидетельства совсем просто, вполне доступно и понятно, но это та самая простота
всех гениальных изобретений. Она в принципе с тех пор почти не изменилась. Архип Михайлович еще тогда
заглянул даже не в завтрашний, а в послезавтрашний день авиатехники, ибо двухконтурные двигатели стали
создавать в нашей стране, да и во всем мире, после того как научились строить одноконтурные.
С середины 60-х, спустя четверть века после того, как Люлька придумал ТРДД, их широко начали применять в
мировой авиации. Но сам конструктор свой двухконтурный двигатель начал создавать позже других. Ведь
разработанная им конструкция одноконтурного "АЛ" оказалась настолько перспективной, гибкой, удобной (особенно
для военных самолетов), что на ее основе КБ создавало все новые модификации, "выжимая" из проверенной на
опыте конструкции все больше тонн тяги.
И только спустя более тридцати лет после получения патента на свою схему двухконтурного турбореактивного
двигателя Архип Михайлович приступил в 1973 году к его созданию в своем КБ. Новую конструкцию назвали АЛ-31Ф.
Этот уникальный двигатель - огромное достижение выдающегося авиаконструктора. Два таких двигателя
установили на самолете Су-27. Первым поднял в воздух
Су-27 с двигателем АЛ-31Ф 23 августа 1979 года Владимир Ильюшин. Именно благодаря этим двигателям Су-27 произвел
ошеломляющее впечатление своей маневренностью на авиасалоне в Ле Бурже, а о "кобре" Виктора Пугачева,
наверное, знает весь мир.
Руководителями проекта на различных стадиях разработки и доводки были: А.В. Воронцов, С.П. Кувшинников, В.К.
Кобченко. Большую роль в создании двигателя сыграли главные конструкторы Э.Э. Лусс, Ю.Н. Бытев, М.М.
Гойхенберг, Ю.П. Марчуков, А.В. Андреев, главный инженер Г.И. Зуев, директор завода А.М. Хартов.
Основатель и бессменный руководитель коллектива Архип Михайлович Люлька скончался 1 июня 1984 года.
Моторостроительная фирма, становление и успехи которой неразрывно связаны с многолетней деятельностью
академика А.М. Люльки, носит его имя. Руководит ею преемник Архипа Михайловича - генеральный конструктор,
академик, лауреат Ленинской премии Виктор Михайлович Чепкин. Он рассказывает: "Своими уникальными
летными качествами истребитель-перехватчик Су-27, произведший сенсацию в Ле Бурже, во многом обязан двум
нашим двигателям
АЛ-31Ф. Это турбореактивные двухконтурные двигатели модульной конструкции, развивающие суммарную тягу 25 000
кгс. Их возможности были продемонстрированы еще в 1986 - 1988 годах на рекордном Су-27. Они позволили перекрыть
достижения скороподъемности и высоты полета и установить 32 мировых рекорда. Наш уникальный АЛ-31Ф мы
называем базовым, так как видим немалые резервы его развития. Во всем мире срок от зарождения замысла нового
реактивного двигателя до его окончательного воплощения не менее 10-12 лет. Наши конструкторы в считанные годы
создали двигатель XXI века".
На базе Су-27, развивая его успех, создано целое семейство уникальных по своим качествам летательных
аппаратов с рекордными характеристиками. "Создание многоцелевого сверхманевренного истребителя Су-37
стало очередным логическим шагом в последовательной реализации программы создания для ВВС России
семейства многоцелевых тактических самолетов четвертого и пятого поколений на основе технологий
истребителя Су-27. Ведущие эксперты полагают, что до 2020 года новый истребитель может быть одним из самых
покупаемых в мире", - утверждает генеральный конструктор и директор АООТ "ОКБ Сухого" Михаил
Симонов.
Силовая установка Су-37 состоит из двух ТРДДФ АЛ-31ФП с управляемым вектором тяги. Двигатель разработан АО
"А. Люлька - Сатурн" под руководством генерального конструктора Виктора Чепкина и является
модификацией двухконтурного ТРДДФ АЛ-31Ф для истребителя Су-27.
Традиции прославленных коллективов сохраняются. Плодотворное творческое содружество двух КБ успешно
продолжается. Впереди будут новые замечательные двигатели "АЛ" и новые лучшие в мире самолеты "Су".
* * *
На территории АО "А. Люлька - Сатурн" в окружении голубых елей установлен памятник выдающемуся
авиаконструктору и прекрасному человеку. Взгляд его, как и при жизни глубокий и проницательный, обращен к
одному из главных его творений - к конструкторскому бюро. Архип Михайлович гордился своим коллективом,
объективно оценивая его роль в создании новейшей реактивной техники. Он говорил: "Сложнейшая техника
авиатурбостроения немыслима без большого слаженного коллектива. Один человек не сделает турбореактивный
двигатель, точно так же как и одно конструкторское бюро без помощи других КБ, институтов и производств не в
состоянии справиться с современной техникой. Мы объективно не можем работать в отрыве друг от друга.
Поэтому, хотя нашим изделиям присвоена марка "АЛ", никогда не считал и не считаю, что двигатель,
созданный нашим КБ, - мой. Он - наш! Говорю это искренне, считаю для себя почетным делом - быть ответственным
руководителем, генеральным конструктором такого слаженного и работоспособного коллектива, как наше КБ".
Архип Михайлович Люлька, первый генеральный конструктор КБ, носящего сейчас его имя, создатель первого
отечественного турбореактивного двигателя, всегда будет вместе с прославленным коллективом. Дело Архипа
Михайловича продолжается в мыслях и делах его учеников и последователей. Коллектив единомышленников,
возглавляемый энергичным генеральным конструктором Виктором Михайловичем Чепкиным, бережет новаторские
традиции первых реактивщиков. Творческое развитие их на новом техническом уровне - гарантия сохранения за
ОКБ лидирующего положения в мировом авиадвигателестроении.
Лидия Кузьмина |