[НАЗАД]


Архив

Александр Медведь,

начальник ВНГ ВВИА им. проф. Н.Е.Жуковского

САМОЛЕТЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ АВИАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ

(Продолжение, начало в № 1, 1999 г.)

Истребители-бомбардировщики

Способность нести несколько малокалиберных бомб потенциально превращала почти любой истребитель в истребитель-бомбардировщик. Однако на практике успех приходил лишь тогда, когда летно-технические характеристики машины были подкреплены соответствующим уровнем подготовки экипажей, правильно выбранной тактикой и благоприятным соотношением сил в воздухе. 

Англичане первые опыты с истребителями-бомбардировщиками “Харрикейн” предприняли на Ближнем Востоке еще в 1941 г., но по-настоящему значимый успех пришел после того как в 1943 г. бомбами и реактивными снарядами удалось оснастить новый истребитель “Тайфун”. Его мощнейший двигатель “Сейбр” позволял без труда отрывать от земли самолет с парой 227-килограммовок. Кроме того, в крыле он нес четыре 20-мм пушки, позволяющие эффективно поражать личный состав, автомобили и гужевой транспорт. Еще более мощное бомбардировочное вооружение имел двухмоторный “Москито” FB.VI. Большая скорость полета в сочетании с неплохой маневренностью позволяли этим машинам в случае необходимости, сбросив бомбы, вступать в бой с немецкими истребителями. Примерно аналогичными характеристиками обладала американская пара Р-47 “Тандерболт” - Р-38 “Лайтнинг”. В первые недели после вторжения во Францию англо-американские истребители-бомбардировщики буквально парализовали железнодорожные перевозки противника. Во всей оккупированной стране практически не осталось ни одного целого паровоза, а узловые станции были забиты нагромождениями разбитых составов. Истребители-бомбардировщики разрушили множество мостов, больших и малых, чрезвычайно затруднив немцам переброску резервов.

Успеху способствовало полное отсутствие сопротивления их действиям со стороны немецких истребителей, сосредоточенных на борьбе со тяжелыми бомбардировщиками союзников. Летчики истребительно-бомбардировочных подразделений американских 9-х тактических ВВС отмечали, что, выполнив по 50-60 вылетов, они ни разу не вступали в воздушный бой с противником.

Совершенно в других условиях на заключительном этапе войны пришлось сражаться пилотам германских штурмовых эскадр. Их “рабочей лошадкой” являлся FW190F, вооруженный 250-килограммовой бомбой, парой 20-мм пушек и еще одной парой 13-мм пулеметов. Подобно большинству истребителей бомбардировщиков, “фоккеры” не имели прицелов для бомбометания с горизонтального полета. Их пилоты пользовались заранее отработанным приемом, атакуя цель с малой высоты и строго выдерживая скорость в момент отделения бомбы. После того как объект атаки скрывался под капотом, следовало вслух посчитать: “Айн, цвай” - и нажать на боевую кнопку. Промедление на долю секунды давало перелет, поспешность - недолет. Заметно лучшие результаты обеспечивало выполнение бомбометания с пологого пикирования, однако для того чтобы спикировать следовало сначала набрать высоту, где немецкие самолеты уверенно обнаруживались истребителями союзников. Попав под удар, “фоккеры” немедленно освобождались от бомб, в противном случае у них не оставалось шансов спастись.

В советских ВВС истребители активно привлекались к выполнению ударных задач главным образом в начальный период войны. Позднее было сочтено, что их бомбовая нагрузка мала, а точность бомбометания оставляет желать большего. Начиная с 1943 г. наши истребители лишь изредка привлекались к подавлению зенитной артиллерии и борьбе с железнодорожными перевозками, да и то с использованием стрелково-пушечного вооружения. Подвеска реактивных снарядов, широко практиковавшаяся на истребителях в первый период войны, также постепенно сошла со сцены из-за недостаточной кучности “эрэсов”. Зато в 1944 г. отечественные ВВС получили на вооружение небольшую партию уникальных истребителей-бомбардировщиков Як-9Л, отличавшихся от всех известных одномоторных аналогов внутренней подвеской бомб. Впрочем, решение оказалось не слишком удачным: центровка машины с бомбовым грузом слишком сильно смещалась назад. Это делало самолет неустойчивым, доступным только для очень опытных летчиков.

Англичане, американцы и немцы нередко использовали свои истребители-бомбардировщики для борьбы с танками. Широкую известность получил “Харрикейн” IID, вооруженный двумя 40-мм пушками. Однако гораздо больше огорчений немцам принесли “Тайфуны” и “Тандерболты”, ощетинившиеся реактивными снарядами. Немецкие FW190F боролись с танками, применяя обычные 250-кг бомбы или кассеты с мелкими противотанковыми бомбами SD 4, хотя существовали и экзотические варианты со стреляющими строго вниз пушками и “эрэсами”.

Резюмируя, можно утверждать, что в Советском Союзе истребитель-бомбардировщик по итогам войны не получил заметного признания, а у наших западных союзников так и не появился на вооружении бронированный штурмовик. Опыт поверженных противников был проигнорирован. И у нас в стране, и у англичан с американцами возобладало мнение, что в области нереактивной авиации учиться у немцев, и тем более японцев, не имело смысла. При выборе послевоенного типа самолета непосредственной авиационной поддержки каждая из сторон осталась при своих предпочтениях, хотя во многих западных послевоенных публикациях советскому штурмовику Ил-2 давалась довольно высокая оценка.