[НАЗАД]


Политика, экономика

 

РОССИЯ АКТИВИЗИРУЕТ УЧАСТИЕ В РАБОТЕ ИКАО

Международная организация гражданской авиации (ИКАО) является межправительственным специализированным учреждением ООН, созданным для организации сотрудничества государств в целях обеспечения безопасности, регулярности и экономической эффективности международных воздушных сообщений. Об основных направлениях деятельности ИКАО и об участии России в ее работе рассказывает исполнительный секретарь Комиссии Российской Федерации по делам ИКАО Юрий Романенко.

“АП”: Юрий Федорович, расскажите, пожалуйста, об истории создания ИКАО, ее задачах, структуре, составе?

Ю.Р.: В 1944 г. представители 52 государств подписали в Чикаго Конвенцию о международной гражданской авиации и создали Международную организацию гражданской авиации, рассматривая ее как средство достижения необходимого международного взаимопонимания и согласия. В настоящее время членами ИКАО являются 185 суверенных государств. Кроме штаб-квартиры в Монреале, имеются региональные бюро в Бангкоке, Дакаре, Каире, Лиме, Мехико, Найроби и Париже. Если сказать кратко, то главной задачей ИКАО является обеспечение безопасного, регулярного и экономического воздушного транспорта государств мира. Единообразное применение стандартов и рекомендованной практики, разработанных на основе изучения передового международного опыта и изложенных в Приложениях ИКАО, являются залогом выполнения поставленных перед ИКАО задачах.

Чтобы выполнить эти задачи, ИКАО поддерживает тесные связи с правительственными органами членов - государств ИКАО, каждое из которых берет на себя обязательство выполнять и внедрять в свои нормативные документы, регламентирующие деятельность гражданской авиации, стандарты и рекомендуемую практику ИКАО.

Высшим полномочным органом ИКАО является Ассамблея, которая собирается на сессию один раз в три года, рассматривает проделанную работу в технической, экономической, юридической, финансовой областях и в сфере оказания технической помощи, дает руководящие указания органам ИКАО относительно их будущей деятельности в этих направлениях.

Постоянным рабочим органом ИКАО является Совет, состоящий из представителей 33 государств, избираемых Ассамблеей на 3 года и возглавляемой президентом Совета (в настоящее время Ассад Котайт, гражданин Ливана). Совет реализует решения ИКАО через рабочие структуры, Аэронавигационную комиссию, Авиатранспортный комитет, Финансовый комитет, Юридический комитет и др. органы ИКАО. Совет утверждает стандарты (и изменения к ним), которые изложены в 18 Приложениях ИКАО, охватывающих все направления деятельности международной гражданской авиации. Совет также может выступать в качестве арбитра между государствами по вопросам их авиационных взаимоотношений и расследовать любые ситуации, угрожающие безопасности и регулярности эксплуатации международного воздушного транспорта.

“АП”: Какое участие принимает Российская Федерация в деятельности ИКАО?

Ю.Р.: В 1970 г. в ИКАО вступил СССР и сразу занял в Организации одно из ведущих мест, избираясь постоянно в члены Совета. В декабре 1991 г. Президент Б.Н. Ельцин направил руководству ИКАО послание, в котором уведомил о сохранении в полной мере ответственности России за все права и обязательства бывшего СССР в ИКАО, включая финансовые обязательства.

Постановление правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. №147 “Об утверждении Положения о Комиссии Российской Федерации по делам ИКАО и ее состава” определяет задачи и функциональную деятельность Комиссии. В настоящее время Комиссию Российской Федерации по делам ИКАО возглавляет директор Федеральной авиационной службы Г.Н. Зайцев.

Министерства и ведомства, участвующие в работе Комиссии по делам ИКАО, призваны перенимать зарубежный авиационный опыт, получаемый через ИКАО, и внедрять его в отечественную практику, что даст возможность поддерживать отечественную авиацию, персонал, средства навигации, связи, воздушного движения, аэродромного оборудования, другие службы, связанные с обеспечением полетов и обслуживанием пассажиров, включая службы безопасности, на уровне международных стандартов. В свою очередь, участие нашей страны в различных мероприятиях под эгидой ИКАО позволяет избегать принятия таких стандартов, которые могут принести материальный и финансовый ущерб отечественной авиации.

Использование передового международного опыта, обобщенного в ИКАО, позволило получить существенный экономический эффект, значительно сократить сроки и материальные затраты на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Требования ИКАО, регламентирующие работу авиационного транспорта, учитываются в отечественных нормативных документах по различным видам деятельности гражданской авиации.

“АП”: Юрий Федорович, прокомментируйте, пожалуйста, наиболее важные решения ИКАО последних лет.

Ю.Р.: Одним из последних значительных достижений ИКАО является разработка концепции систем спутникового базирования в целях удовлетворения будущих потребностей гражданской авиации в связи, навигации, наблюдении, организации воздушного движения (CNS/ATM). Эта концепция предусматривает использование современных высоких технологий в спутниках и компьютерах, линиях передачи данных и бортовой электронной техники. Она позволит добиться экономии средств, повысить эффективность и обеспечить большую безопасность полетов. Концепция систем CNS/ATM, которая была одобрена государствами – членами ИКАО, в настоящее время находится в стадии реализации. Эта крупнейшая задача включает разработку стандартов, рекомендуемой практики и инструктивного материала, которые будут применяться в течение долгого времени в XXI веке. Проводимая в России модернизация аэронавигационной системы с использованием спутниковых технологий основана на разработанной ИКАО концепции внедрения систем CNS/ATM.

Одним из высших приоритетов в деятельности ИКАО является постоянное рассмотрение и применение мер по вопросам авиационной безопасности, в том числе по предотвращению попыток захвата воздушных судов в полете, в связи с чем даны рекомендации по усилению контроля и досмотра пассажиров и багажа, контроля за пассажирами с агрессивным поведением и т.д.

Наша страна всегда уделяла самое серьезное внимание вопросам обеспечения защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства. Российские специалисты принимают активное участие в деле дальнейшего совершенствования международных требований к обеспечению авиационной безопасности. На передний план в настоящее время выдвинут вопрос обучения, тренировки и переподготовки персонала служб авиационной безопасности по единым программам, разработанным ИКАО. Так, в прошлом году в Москве на базе Государственного центра “Авиационная безопасность” с помощью ИКАО и Программы развития ООН (ПРООН) был создан субрегиональный учебный центр ИКАО по авиационной безопасности, который проводит обучение специалистов по АБ российских международных аэропортов и российских авиакомпаний. Обучение проводится по программам ИКАО с привлечением преподавателей ИКАО. Слушатели, успешно окончившие эти курсы, получают сертификат ИКАО. Уже проведено четыре учебных курса, на которых прошли обучение около 80 специалистов из России и стран СНГ.

В последнее время принято также ряд рекомендаций, связанных с улучшением экологических требований и нормативов к эксплуатации воздушных судов.

Важное место в работе ИКАО занимают правовые вопросы деятельности гражданской авиации, в частности разработка международных конвенций и дополнений к ним. В период с 10 по 28 мая с.г. созывается Дипломатическая конференция ИКАО по вопросам модернизации Варшавской конвенции 1929 г., определяющей пределы ответственности авиаперевозчика за ущерб, причиненный пассажирам, багажу и грузам. В частности, предусматривается принятие двухуровневого режима ответственности перевозчика перед пассажирами при объективной ответственности перевозчика в пределах возмещения ущерба до $150 тыс. США, и неограниченной ответственности перевозчика при доказанности его вины в причинении вреда жизни и здоровья пассажиру.

В разработке важнейших решений и документов ИКАО активное участие принимают российские специалисты, которые представлены практически во всех структурных подразделениях ИКАО. Это является залогом того, что рекомендации и стандарты ИКАО будут своевременно внедряться в гражданской авиации России.

Беседу вел Илья Вайсберг