НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МОТОРОСТРОЕНИИ
Акционерное общество “Авиационные технологии” образовано в 1996 г. с целью реализации научного потенциала, производственных и технологических возможностей отечественных предприятий, в том числе авиационной промышленности. Об основных направлениях деятельности организации рассказывает генеральный директор Сергей Чуклинов.
“АП”: Сергей Владимирович, в авиационной отрасли десятки лет функционируют НИИ и КБ, занимающиеся в том числе проектированием и внедрением технологического оборудования. Чем объясняется целесообразность создания Вашей организации – АО “Авиационные технологии”?
С.Ч.: Сложившаяся ситуация в российской экономике привела к нарушению межотраслевого взаимодействия, отсутствию четкой координации усилий, в том числе и финансовых, при реализации долгосрочных проектов. Доля отечественных конкурентоспособных технологий и оборудования на рынке явно не соответствует имеющемуся научно-техническому потенциалу. Востребованность результатов научных исследований и опытно-конструкторских работ промышленностью резко сократилась. Это приводит к ощутимой утрате научно-технического потенциала, а иногда и безвозвратной потере российской интеллектуальной собственности (в том числе некоторых технологических приоритетов), разрушению кадровой основы и в итоге – отсутствию возможности развития в реальном секторе экономики – производстве. На наших глазах происходила интенсивная потеря способности отечественной промышленности производить наукоемкую, конкурентоспособную продукцию, да еще в условиях невысокого платежеспособного спроса.
Как известно, разработка и изготовление новой авиационной техники предполагает технологическое перевооружение производства, которое возможно только при условии проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Отсутствие бюджетного финансирования и инвестиционной привлекательности, прогрессирующий рост задолженности у самих предприятий требовали совершенно новых форм организации работ, адекватных сложившимся условиям. В переходный период мобильность, четкая адаптация к условиям рыночной экономики позволяют создать зоны успеха и добиться конкретных результатов в реализации проектов с чисто экономических и прагматических позиций.
Одной из главных задач нашей организации мы считаем активизацию инновационных процессов на принципах экономической эффективности коммерческих проектов по разработке и внедрению современного технологического оборудования.
Стратегическое управление проектами с персональной ответственностью, гибкая реакция системы менеджмента на изменение конъюнктуры рынка, активное использование рыночных механизмов заимствований и инвестиций, жесткий экономический подход по всем принимаемым решениям и обеспечение безусловного соблюдения обязательств является основой реализации конкретных проектов.
Необходимость инициировать создание и развитие новых структур и форм организации научно-технической деятельности, нестандартных способов финансирования научных работ особенно актуальна в связи с выходом Указа Президента РФ № 851 от 16.06.98 г. “О неотложных мерах по обеспечению финансовой стабильности в стране”, запрещающего закупки импортного оборудования, аналоги которого изготавливаются предприятиями РФ.
Указанные принципы удалось реализовать при проектировании и изготовлении уникального автоматизированного комплекса электронно-лучевой сварки ЭЛУР-1АТ.
“АП”: Почему был выбран именно этот проект? В чем уникальность комплекса ЭЛУР-1АТ?
С.Ч.: Внедрение оборудования типа автоматизированного комплекса ЭЛУР-1АТ позволяет освоить на крупнейшем моторостроительном предприятии России “Рыбинские моторы” серийное производство мощных газотурбинных установок для энергетического комплекса и авиадвигателя пятого поколения. Значительно расширяются технологические возможности применения электронно-лучевой сварки в сложных изделиях, а соответственно формируется потенциальный спрос и рынок заказов для предприятия. Все это предопределило инвестиционную привлекательность проекта. Особенность комплекса ЭЛУР-1АТ в технических возможностях его применения, позволяющих обрабатывать изделия диаметром до 3,2 м, высотой до 1,8 м и массой до 10 т.
Предусмотрена максимальная автоматизация как подготовительных, так и технологических процессов в целом, на основе компьютерных программ. Используется система управления параметрами режимов сварки, устройство числового программного управления с шестью управляемыми осями, две системы для слежения за стыком с визуализацией процесса сварки, электромеханический станочный комплекс, обеспечивающий перемещение рабочего стола установки и электронных пушек в автоматическом и ручном режимах управления. Две одновременно работающие “пушки” электронной установки, расположенные друг против друга, обеспечивают высокое качество сварных соединений, позволяющее повысить ресурс изготовленного изделия в 1,5–2 раза.
Интегрированная система управления определяет и многофункциональность установки: помимо сварки она позволяет реализовывать такие процессы, как пайка, термоупрочнение, локальный обжиг, наплавка, модифицирование поверхностей деталей и узлов. На установке предусматривается возможность групповой обработки унифицированных деталей. В результате сокращается технологический цикл, экономятся энергоресурсы и рабочее время. По сути, наш проект аккумулировал все лучшее, что было сделано в области электронно-лучевой обработки за последние два десятилетия.
“АП”: Как организован процесс проектирования и изготовления установки, какие научные и производственные силы в нем задействованы?
С.Ч.: В рамках реализации проекта при активном участии академика, доктора технических наук, профессора И.С. Омельченко принимают участие свыше 100 ведущих специалистов из нескольких НИИ. В настоящее время изготовление комплекса ЭЛУР-1АТ завершается. Сроки внедрения установки от чертежа до готового изделия составили около 2-х лет, что по сравнению с традиционными методами внедрения новой технологии примерно в 2 раза быстрее. В этом значительная заслуга коллектива конструкторов под руководством С.И. Глазова, Заслуженного изобретателя СССР, известного специалиста в области электронно-лучевой сварки. В процессе проектирования и изготовления комплекса использовано более десяти авторских изобретений и патентов. Формирование иновационной инфраструктуры осуществлялось под руководством доктора экономических наук, профессора А. Г. Куликова.
Хотел бы сказать и о важном социальном значении той работы, которую мы реализуем в нашем проекте. Несколько сот рабочих и инженеров завода-изготовителя обеспечены работой и заработной платой. Научные работники, конструкторы, технологи реализуют свой высокий творческий потенциал, получая при этом зарплату и испытывая профессиональное удовлетворение. Этот момент для нас не менее важен, чем экономическая эффективность проекта.
“АП”: Сергей Владимирович, имеет ли Ваша продукция международные перспективы? Над какими проектами Вы работаете?
С.Ч.: Установки подобного класса выпускаются в США, Германии, Франции и Японии, однако ряд технических параметров нашего комплекса, в частности эффективность использования объема вакуумной камеры и системы контроля за процессом сварки, не имеют аналогов, при этом его себестоимость существенно ниже. Интерес к нашим разработкам проявляют Индия и Китай, динамично развивающие национальную авиапромышленность. Завершены работы по модернизации серийных установок ЭЛУ-9, ЭЛУ-10, ЭЛУ-20, ЭЛУ-21.
В настоящее время ведутся опытно-конструкторские работы по созданию новых видов вакуумно-термического оборудования, разрабатываются технологические процессы термической и электроэрозионной обработки конструкционных материалов. Завершаются опытно-конструкторские работы в области изотермической штамповки. В перспективе - формирование инновационно-промышленного комплекса “Современные технологии”.
Мы уверены в востребованности наших новых проектов, имеющих экспортный потенциал.
Беседу вел Илья Вайсберг
АО “Авиационные технологии”
103051, Москва,
ул. Петровка, д. 24.
Тел./факс: 278-60-67.