Александр Яворский
КнААПО. ЗАПАХ МОРЯ
То, что Амур в конечном итоге впадает в Охотское море знает большинство населения нашей страны еще со школьной скамьи. А вот почему июль месяц в истории авиации так пахнет морем и какое к этому имеет отношение Комсомольское-на-Амуре производственное объединение (КнААПО), знают немногие.
4 июля отмечается как День рождения морской авиации России. В этот день самолеты с балтийского авиатранспорта “Орлица” одержали первую победу над немецкими самолетами в 1916 г. На тот же месяц приходится День авиации ВМФ России, 65-летний юбилей КнААПО, день рождения П.О. Сухого, 60-летие ОКБ Сухого, и целый ряд других “оморяченных” дат.
Следующий месяц август дает ответ на связь указанных дат. В нем отмечаются в один день, 17 августа, первый полет палубного истребителя Су-33 (Су-27К) и первый полет этого серийного самолета, построенного в КнААПО. И было это совсем недавно - в 1987 и 1989 годах соответственно.
Вклад ОКБ Сухого и КнААПО в дело развития авиации ВМФ РФ поистине бесценен. Особенно с учетом общеизвестных трудностей при создании палубной машины и того, что на сегодняшний день Су-33 является единственным палубным боевым самолетом, строящимся серийно и состоящим на вооружении авиации ВМФ России. Так распорядилась судьба, что именно этот самолет (в то время еще называвшийся Су-27К) был выбран в качестве основной ударной силы авиационной группировки, базирующейся на борту авианосца “Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов”. Адмирал и самолет стоят друг друга во многих отношениях. Правда, путь, пройденный Су-33 на корабль, пожалуй все-таки легче, чем у Николая Герасимовича Кузнецова, адмирала флота Советского Союза.
Самолет вместе с кораблем успел побывать в Баренцевом, Средиземном и Адриатическом морях. Как знать, как бы сложилась нынешняя ситуация в Югославии, если бы в водах Адриатики в нужное время был этот боевой корабль с его авиагруппой. И хотя история не терпит сослагательного наклонения, но видевшие в тех водах корабль и самолет американцы в очередной раз “зауважали” наших корабелов и самолетостроителей, создавших общими усилиями такой боевой комплекс, атака которого чревата очень неприятными последствиями.
В целом об этом самолете написано достаточно много, хотя по известным причинам остается еще много белых пятен, касающихся его боевых возможностей. Самолет изготавливается КнААПО серийно в соответствии с государственным заказом. Согласно заявлению генерального конструктора АООТ “ОКБ Сухого” Михаила Симонова, к концу 1998 г. Был завершен выпуск первой партии “корабелок” общим количеством несколько десятков и начались плановые работы по сборке второй партии.
Указом Президента РФ в 1998 г. Су-33 был официально принят на вооружение авиации ВМФ. На пресс-конференции по поводу этого события, М.Симонов на вопрос о планах ОКБ Сухого по созданию более совершенного палубного истребителя, ответил, что такая работа действительно ведется и речь идет о создании модификации Су-33 с улучшенными характеристиками.
Не успели просохнуть чернила на Указе, как в апреле 1999 г. действительно поднялся в воздух новый палубный истребитель Су-27КУБ, о котором и говорил М.Симонов. Финансирование постройки самолета осуществлялось КнААПО, там же и была изготовлена кабина этого самолета, доставленная позднее в Москву, где и был собран первый прототип Су-27КУБ. Самолет обладает рядом принципиальных отличий от базового Су-33, что может в дальнейшем способствовать созданию на его основе целого семейства палубных самолетов различных назначений (см. журнал “Авиапанорама”, № 3, с.7).
В интересах нашего государства сделать так, чтобы аромат моря долго не выветривался из производственных цехов КнААПО на благо укрепления обороноспособности страны, которой есть, что и от кого защищать.