Александр Яворский, Сергей Барков
Палубные самолеты России
В начале XX века развитие тактики и стратегии Военно-Морских Сил, качественный рост возможностей авиации, привели к идее “посадить” самолет на надводный корабль. К реализации этого проекта приступили Соединенные Штаты Америки, Великобритания и Япония.Вместе с ними начинала и Россия, а затем дороги разошлись на многие годы.
Первый успешный взлет самолета с колесным шасси палубы корабля был выполнен 14.11.1910 г. американским летчиком Ю.Эли с крейсера “Бирмингем”; он же осуществил первую успешную посадку самолета на палубу (крейсер “Пенсильвания”) 18.01.1911 г. В этот же период создавались и гидросамолеты, приспособленные к взлету с палубы с помощью катапульты и посадке на воду вблизи корабля с последующим подъемом их на палубу. Во время первой мировой войны в русском и английском флотах успешно использовались гидросамолеты такого типа с боевых кораблей класса “крейсер”. В качестве носителей самолетов с колесным шасси применялись переоборудованные пассажирские лайнеры и транспорты.
Военно-политическое руководство царской России правильно оценивало роль и значение корабельной авиации и авианесущих кораблей в вооруженной борьбе на море. Уже в первую мировую войну крейсеры “Император Николай I”, “Император Александр I”, “Алмаз” были оборудованы катапультами для запуска гидросамолетов, два грузовых транспорта были переоборудованы в плавбазы “Румыния” и “Орлица”, на которых базировались 4-6 гидросамолетов М-5, М-9.
В 1922 г. в Японии был спущен на воду авианосец (АВ) “Хосе” - первый в мире корабль этого класса, имеющий специфические признаки и оборудование: полетную палубу, встроенный ангар, “заваливающиеся” дымовые трубы, гироскопический успокоитель бортовой качки.
В Советском Союзе освоение нового корабельного направления двигалось крайне медленными темпами. В 20-е гг. существовали планы переоборудования недостроенного линкора “Измаил” в АВ на 40-50 самолетов, но по ряду причин они не были реализованы. Работы 30-40-х гг. по созданию советских АВ (проекты 71 и 72) также не получили продолжения. В то же время к началу второй мировой войны АВ состояли на вооружении флотов США, Великобритании и Японии. Последняя, обладая мощным авианосным флотом, с помощью палубной авиации с четырех АВ 7 декабря 1941 г. практически уничтожила американский Тихоокеанский линейный флот в Пирл-Харборе. Потеря линейного флота заставила США пересмотреть планы строительства своего флота. Всего в течение 1929-1945 гг. США построили 143 АВ, включая 28 тяжелых и легких; 115 - эскортных (конвойных).
В послевоенный период в США началось строительство наиболее современных многоцелевых АВ. До 1959 г. были введены в строй четыре АВ типа “Форрестол”, а к 1968 г. - четыре новых АВ типа “Китти Хок”.
Проектные проработки отечественных АВ в начале и конце 50-х гг. в очередной раз были отвергнуты. И только в начале 60-х гг. началось проектирование, а затем и строительство первых самобытных отечественных кораблей с групповым базированием вертолетов, отнесенных к классу “противолодочный крейсер” (“Москва”, “Ленинград”). На этих кораблях размещалось по 12 противолодочных вертолетов Ка-25.
К 1961 г. в США был создан первый атомный АВ (АВА) “Энтерпрайз”, на основе опыта которого был построен новый базовый АВА “Честер У. Нимитц”. В 1995 г. в строю уже находилось семь АВА этого типа. Помимо АВ в состав ВМС некоторых стран входят авианесущие корабли десантного назначения, способные нести до 30 самолетов вертикального взлета и посадки (СВВП) типа “Хариер”.
Первым отечественным кораблем, имевшим наибольшее сходство с АВ, стал авианесущий корабль проекта 1143 - головной корабль “Киев” (корабли “Минск”, “Новороссийск” и “Баку”), получивший “экзотическую” классификацию - “противолодочный крейсер с авиационным вооружением”. Принятие решения о строительстве кораблей по этому проекту было связано с необходимостью увеличения численности авиагруппы и выбором в качестве авиационного вооружения СВВП. Наиболее продвинутым в этом направлении было ОКБ А.С.Яковлева.
Командование ВМФ заинтересовалось показанным в 1967 г. на воздушном параде СВВП Як-36, который был в дальнейшем доработан с учетом морских требований и получил обозначение Як-38. Испытания по взлету и посадке Як-38 (Як-36МП - морской палубный) с надводного корабля проводились на дооборудованном крейсере “Москва”. Первый взлет самолета Як-38 с палубы крейсера состоялся 18 ноября 1972 г. Эту дату можно с полным основанием считать знаменательной, мало с чем сопоставимым событием в истории нашего флота.
Самолет Як-38 стал вторым в мире (после английского “Хариера”), боевым реактивным СВВП, принятым на вооружение. Основным назначением машины стало ведение разведки, атака небольших кораблей, ПВО соединений флота от морских разведывательных самолетов и борьба с вертолетами противника палубного базирования. Боевые возможности самолета были крайне ограничены дозвуковой (хотя и достаточно высокой) скоростью полета, небольшой боевой нагрузкой и малым радиусом действия. Использование обычного (не вертикального) взлета не намного улучшало его основные тактические характеристики. Вооружение, размещаемое на пяти точках подвески, включало подвесные установки с пушками ГШ-23 калибра 23 мм, неуправляемые реактивные снаряды (НРС), бомбы калибра до 500 кг, противокорабельные ракеты (ПКР) Х-23 малой дальности, управляемые ракеты (УР) с бронебойными сердечниками, УР Р-60 класса “воздух - воздух” и подвесные топливные баки (ПТБ).
Самолет Як-38 был включен в состав авиавооружения кораблей проекта 1143. Другим элементом такого вооружения явились вертолеты Ка-25/Ка-27. Типовой состав авиагруппы включал 15 одноместных Як-38, один двухместный Як-38 и 18 вертолетов Ка-25/Ка-27. Всего в 1974-1989 гг. на Саратовском авиационном заводе был построено 231 самолет Як-38.
Несмотря на свои крайне ограниченные боевые возможности, эксплуатация Як-38 дала бесценный опыт применения самолетов на палубе корабля. В 1991 г. Як-38 был снят с вооружения.
Дальнейшим развитием СВВП стала разработка самолета Як-141, начавшаяся в конце 70-х гг., - первого в мире сверхзвукового СВВП корабельного или внеаэродромного базирования, самолета воздушного боя и ударного назначения. Планировавшееся к применению вооружение включало УР Р-27 и Р-73 класса “воздух - воздух”, бомбы и НРС.
Всего было построено четыре самолета, два из которых находились на летных испытаниях с 1989 г. Полеты планировалось проводить до 1995 г. Самолет прошел испытания по подъему и посадке в вертикальном режиме с палубы авианесущего крейсера “Адмирал Флота Советского Союза Горшков” (бывший “Баку”). Машина выполнила ряд полетов с бомбами и ракетами, но до отработки их применения дело не дошло.
Начал разрабатываться новый вариант самолета - Як-141М с увеличенными несущими поверхностями и большим числом точек подвески вооружения. В нем предусматривалось применение элементов снижения радиолокационной заметности и ИК-излучения. Однако в начале 90-х гг. в связи с недостатком финансирования разработка самолета и дальнейшие испытания прекратились. Официально программа была прекращена после неудачной посадки Як-141 на палубу “Адмирала Горшкова” осенью 1991 г. Свой последний полет Як-141 выполнил уже после закрытия программы на авиасалоне “Фарнборо-92”, шокировав авиационный мир своими необыкновенными пилотажными возможностями... на деньги спонсоров.
Так российский флот лишился возможности иметь на вооружении сверхзвуковой СВВП. Зато демонстрация возможностей Як-141 подтолкнула США (которые располагают несоизмеримо большим количеством авианесущих кораблей) к разработке ударного истребителя короткого/вертикального взлета и посадки по программе JSF (Joint Strike Fighter). После Фарнборо представители ВМФ США предложили яковлевцам совместную с фирмой Lockheed работу по созданию ее варианта самолета JSF. Прагматичные американцы прониклись чужой идеей. Один из опубликованных вариантов поразительно напоминает Як-141...
(Окончание следует)