Эксплуатация
ВТОРАЯ ПРОФЕССИЯ АВИАДВИГАТЕЛЕЙ
может приносить российскому ВПК $2-3 млрд. ежегодно
Стремительное развитие газовой промышленности в России в 70-80 г. привело к такому же стремительному росту количества газоперекачивающих агрегатов (ГПА) на основе поршневых, электрических и впоследствии газотурбинных двигателей.
В настоящее время основу парка ГПА РАО "Газпром" составляют 20 типов двигателей, изготовленных в России и на Украине, причем 85% из них являются газотурбинными установками (ГТУ) мощностью от 2,5 до 25 МВт с коэффициентом полезного действия (КПД ) от 23 до 30%. Однако этот парк нуждается в модернизации и реконструкции из-за больших наработок ГПА, их низких параметров по мощности и КПД, что приводит к повышенному расходу и потерям перекачиваемого газа.
Кроме того, в такой же модернизации и реконструкции нуждается и РАО ЕС, где также могут найти применение современные ГТУ. В частности, в настоящее время оборудование большинства российских ГРЭС находится в состоянии значительного износа. Для модернизации этих электростанций необходимо более 140 новых парогазовых установок, разработанных на основе ГТУ. Для осуществления модернизации и реконструкции Единой системы газоснабжения РФ и РАО ЕС, по оценкам западных и российских экспертов необходимо $2-3 млрд ежегодно. Эти деньги могли бы получить двигателестроительные предприятия российского ВПК, потому что в поставках ГПА, в частности с газотурбинным приводом, доля зарубежных компаний при модернизации Единой системы газоснабжения РФ составляет всего 12%.
Одним из старейших поставщиков ГПА является Самарское ОАО "Моторостроитель" - одно из крупнейших предприятий авиационного и космического моторостроения. Оно производило и производит моторы и мощные турбовинтовые двигатели для авиалайнеров Ту-114, Ту-144, Ан-22 "Антей", реактивные двигатели для авиации, космических ракет, морских и речных катеров, а также двигатели НК-12СТ для газоперекачивающих агрегатов магистральных газопроводов. В настоящее время предприятие освоило и начало производство более мощных и экономичных двигателей: НК-14СТ, НК-36СТ, НК-38СТ для привода центробежного нагнетателя газоперекачивающих агрегатов мощностью от 8,6 до 25 МВт (КПД от 32% до 38%) и силовых установок НК-14Э, НК-37Э для привода электрогенераторов блочно-модульных электростанций и парогазовых установок мощностью от 9,5 до 25 МВт.
Кроме того, на предприятии разработан проект создания теплоэлектростанции на базе ГТД НК-37, который позволит иметь новое семейство высокоэффективных и экономичных двигателей для привода электрогенераторов тепловых электростанций. Высокие параметры термодинамического цикла, оригинальные конструкторские решения, модульность конструкции, малый вес и габариты, автоматическая система запуска и предпусковая надежность и готовность, возможность работы как на природном газе, так и на жидком топливе, низкая цена позволяет конкурировать на мировом рынке. Общая стоимость проекта - $116 млн. Срок реализации - 5 лет, срок окупаемости - 4,5 года. Погашение долга планируется осуществить за счет прибыли от реализации продукции в течении 5 лет. В настоящее время разработан бизнес-план, проведены маркетинговые исследования рынка сбыта продукции, глубоко изучены предполагаемый спрос и уровень цен.
ОАО "А. Люлька-Сатурн", ведущий разработчик авиадвигателей для российских истребителей и истребителей-бомбардировщиков, до конца 1999 г. поставит ОАО "Газпром" 15 газотурбинных энергоприводов АЛ-31СТ для ГПА мощностью 16 Мвт. АЛ-31СТ спроектирован на базе авиадвигателя АЛ-31, устанавливаемого на суперистребителях Су-27. Стоимость жизненного цикла этого двигателя (по сравнению с НК-16СТ разработки Самарского научно-технического комплекса им. Н.Д. Кузнецова) на 15% будет меньше. За счет более высокого КПД (более 35% ) и большей экономичности АЛ-31СТ позволит сэкономить 7 тыс. м3 газа в год (как известно, ГПА работают на том же топливе, которое перекачивают).
Кроме того, АЛ-31СТ, по мнению генерального директора ОАО Виктора Чепкина потребляет в три раза меньше масла, чем НК-16СТ, а срок его работы до первой остановки для планового осмотра составляет 3000 ч, что в 6 раз больше, чем у НК-16СТ. Срок окупаемости АЛ-31СТ составляет 3 г., а ресурс - 30-50 тыс. ч. Цена аналогичных агрегатов превышает $3 млн.
С 2000 г. по утверждению Виктора Чепкина, на основе решения, подписанного ОАО и "Газпромом", ОАО “А. Люлька-Сатурн" будет поставлять последнему по 50 АЛ-31СТ. Серийное производство АЛ-31СТ будет организовано в Уфе и Москве.
Виктор Чепкин не исключил возможности участия своего предприятия в тендере на поставку оборудования для газопровода “Россия - Китай”. В настоящее время по этому вопросу "Газпром" ведет переговоры с Китаем о возможной поставке газа. Однако, как подчеркнул заместитель председателя правления ОАО "Газпром" Сергей Дубинин, "пока не будет определен необходимый объем газа для Китая, "Газпром" не начнет инвестиции в данный проект, так как он требует многомиллиардных вложений”. Сергей Дубинин подчеркнул, что "Газпром" технически готов совместно с инвесторами начать работу и довести "трубу" в Китай.
ОАО "Пермский моторный завод" (ПМЗ) и ОАО "Газпром" подписали в июне этого года новую программу "Урал-Газпром-2" по созданию, производству, поставкам и обслуживанию ГТУ для ГПА и газотурбинных электростанций (ГТЭС) нового поколения.
На основе этой программы ПМЗ построит и поставит "Газпрому" в течение 1999-2006 гг. около 400-х ГТУ, созданных на базе авиадвигателей Д-30 и ПС-90. Эти установки превосходят западные аналоги по характеристикам, но стоят на 30-50 проц дешевле. Так, в частности, цена западных ГТУ Mars 100 составляет $3,06 млн, PGТ16 - $4,46 млн.
В реализации программы "Урал-Газпром-2" также участвуют пермские предприятия ОАО "Авиадвигатель", ОАО "НПО Искра", ОАО "Стар", ОАО "Мотовилихинские заводы", ОАО "Камкабель", а также ОАО "Привод" (г. Лысьва Пермской области).
В предыдущую аналогичную программу, завершенную в 1998 г., ОАО "Газпром" вложил более $70 млн. В результате ее выполнения в Перми был создан центр по производству ГТУ промышленного назначения, ГПА и ГТЭС.
Кроме того, ОАО ПМ и ОАО "НПО Искра" (также Пермь) совместно с двумя японскими фирмами Nissho Iwai Corporation и Mitsubishi Heavy Industries выиграли в конце апреля этого года объявленный ОАО "Газпромом" международный тендер на поставку 30 газоперекачивающих агрегатов (ГПА-12 и ГПА-16) для двух газопроводов "Голубой поток" (РФ - Турция) и "Ямал - Европа".
Тендер, в котором участвовали итальянские, американские и украинские фирмы, был выигран ОАО ПМ по трем причинам. Во-первых, ПМ и "НПО Искра" выступали в составе российско-японского консорциума, один из японских членов которого - Mitsubishi Heavy Industries - планирует поставлять нагнетатели для российских ГПА.
Во-вторых, российские предприятия предложили гораздо лучшие по характеристикам и значительно более дешевые агрегаты ГПА-12 и ГПА-16. В частности, аналогичная итальянская ГПА PGT16 обойдется в $4,46 млн, что почти в 1,5 раза дороже российской. В третьих, Nissho Iwai Corporation предложила лучшие условия по кредитованию сделки.
ОАО "Рыбинские моторы" и украинское научно-производственное предприятие (НПП) "Машнопроект" успешно завершили в декабре этого года испытания первого газотурбинного двигателя ГТД-110 сверхбольшой мощности, составляющего основу парогазовых установок ПГУ-325, создаваемых совместно двумя предприятиями.
По словам первого заместителя начальника департамента стратегии развития и научно-технической политики РАО "ЕЭС России" Анатолия Берсенева, энергетические установки типа ПГУ-325, сопоставимые по мощности с небольшой гидроэлектростанцией, способной обеспечить электроэнергией, например, город с населением в 500 тыс. человек, не имеют аналогов в отечественном энергетическом машиностроении. Разработка ПГУ-325, подчеркнул Анатолий Берсенев, ведется по заказу РАО "ЕЭС России" в рамках целевой федеральной программы "Топливо и энергия".
До 2010 г. на российском энергетическом рынке потребуется 27 таких установок или 54 двигателя ГТД-110. Потенциальный рынок стран СНГ еще больше - около 140 установок. ПГУ-325 примерно на 30% дешевле зарубежных аналогов. Один из его основных компонентов - ГТД-110 - имеет в 2,5 раза меньшую массу по сравнению с зарубежными аналогами. КПД установки составляет 51,1%. Цена ГТД-110 в настоящее время определена в $14,5 млн, а ПГУ-325, создаваемый на его основе, - $47,5 млн. Окупаемость установки составляет 8-10 лет.
Ввод первой установки ПГУ-325 в опытную эксплуатацию, заявил Анатолий Берсенев, будет осуществлен на Ивановской ГРЭС в начале следующего года. После завершения испытаний аналогичные установки намечается поставить на Конаковскую, Щекинскую и Краснодарскую ГРЭС, Калининградскую и Кировскую ТЭЦ, Элистинскую ПГС и некоторые другие объекты РАО "ЕЭС".
Для серийного производства ПГУ-325, возможно, в ближайшее время будет создано совместное российско-украинское предприятие, которое позволит решать любые производственные и организационные вопросы, в частности, снизить таможенные пошлины при перевозе через границу отдельных деталей и агрегатов установок.
Кроме того, предприятие планирует расширить выпуск газотурбинных электростанций мощностью 2,5 МВт.
Валерий Агеев