[НАЗАД]


МАКС-99

“АНГАРА” - ВЫСОКОКОНКУРЕНТНОЕ СЕМЕЙСТВО РАКЕТ-НОСИТЕЛЕЙ

Анатолий Киселев,
генеральный директор ГКНПЦ им. М.В. Хруничева
Александр Медведев,
первый заместитель генерального директора ГКНПЦ им. М.В. Хруничева

Разрабатываемое на основании указа Президента и постановления правительства РФ Государственным космическим научно-производственным центром им. М.В. Хруничева семейство высококонкурентных перспективных ракет-носителей (РН) “Ангара” охватывает носители от легкого класса с грузоподъемностью на низких опорных орбитах от 1,7 до 4 т до тяжелого, с грузоподъемностью до 30 т. Строгий учет мировых тенденций при создании этого семейства позволит гарантировать им долгую “трудовую жизнь”.

В основу этих носителей положен универсальный ракетный модуль (УРМ) с кислородно-керосиновым маршевым двигателем РД-191М (номинальная тяга у Земли до 196 т), являющимся “родным братом” РД-170, 171 (1 ступень РН “Зенит”), и РД-180 (1 ступень РН “Атлас III”, “Атлас V”). УРМ имеет высокую степень преемственности этих двигателей. Его параметры выбраны с учетом имеющихся в ГКНПЦ оборудования и технологической оснастки для изготовления и испытаний.

Один такой модуль является первой ступенью двух носителей легкого класса: “Ангара 1.1” (с разгонным блоком “Бриз-М”) и “Ангара 1.2” (с блоком типа “И”, создаваемым для модернизированной РН “Союз-2” в качестве второй ступени).

Носитель среднего класса образован путем добавления четырех УРМ (в качестве первой ступени) к ракете-носителю легкого класса с блоком “И”.

РН тяжелого класса образована четырьмя универсальными модулями в качестве первой ступени и одним параллельно расположенным и запускаемым с земли ракетным блоком второй ступени с водородно-кислородным двигателем (РД-0120) или с трехкомпонентным двигателем, работающим сначала на топливе “водород + керосин + кислород”, а затем на водороде и кислороде.

На этих носителях в зависимости от конкретных задач предусмотрено использование дополнительных ступеней - разгонных блоков типа “Бриз”, “Бриз-М” и кислородно-водородного разгонного блока.

Для исключения падения отработавших модулей первой ступени по трассе полета РН прорабатываются их возврат в район космодрома без промежуточной посадки с использованием крыла и турбореактивных двигателей, а также мероприятия по сокращению потребных площадей для падения отработавших частей (последние мероприятия вводятся с первого этапа).

Старты всех РН семейства “Ангара” предполагается осуществлять на космодроме Плесецк с пусковой установки, созданной ранее для РН “Зенит”. Начало запусков РН намечено на следующие сроки: “Ангара 1.1” - III кв. 2000 г., “Ангара 1.2” - I кв. 2002 г., “Ангара А5” - I кв. 2003 г., “Ангара А4” - II кв. 2005 г.

По своим технико-экономическим показателям РН семейства “Ангара” будут превосходить своих конкурентов примерно в 1,5 раза.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РН “АНГАРА”

  Легкий класс Средний класс Тяжелый класс
Характеристики РН “Ангара 1.1” “Ангара 1.2” “Ангара А5-И” “Ангара А4-Э”
Стартовая масса, т

Масса полезной нагрузки на орбите, т:

- низкой околоземной

(Плесецк/Байконур);

- геопереходной орбите (i=70), (Плесецк/Байконур);

- геостационарной орбите (Плесецк/Байконур).

145

2,0 (630)/2,1

(~ 51,60)

_

_

170

3,7 (630)/3,8

(~ 51,60)

_

_

700

21/21,5

5,7 (6,8* )/6,2 (7,5* )

3,5 (4,0* )/3,9 (4,7* )

766

30/31

7,8/8,8

5.2/5,9

* - вариант ракеты-носителя с доработанным блоком “И”

Государственный космический научно-производственный
центр им. М.В. Хруничева
121087, Москва, ул. Новозаводская, д. 18.
Тел.: (095) 145-9802, факс: (095) 142-5900.
Телекс: 412-427 MIR SU.