МАКС-99
“АНГАРА” - ВЫСОКОКОНКУРЕНТНОЕ СЕМЕЙСТВО РАКЕТ-НОСИТЕЛЕЙ
Анатолий Киселев,
генеральный директор ГКНПЦ им. М.В. Хруничева
Александр Медведев,
первый
заместитель генерального директора ГКНПЦ им. М.В. Хруничева
Разрабатываемое на основании указа Президента и постановления правительства РФ Государственным космическим научно-производственным центром им. М.В. Хруничева семейство высококонкурентных перспективных ракет-носителей (РН) “Ангара” охватывает носители от легкого класса с грузоподъемностью на низких опорных орбитах от 1,7 до 4 т до тяжелого, с грузоподъемностью до 30 т. Строгий учет мировых тенденций при создании этого семейства позволит гарантировать им долгую “трудовую жизнь”.
В основу этих носителей положен универсальный ракетный модуль (УРМ) с кислородно-керосиновым маршевым двигателем РД-191М (номинальная тяга у Земли до 196 т), являющимся “родным братом” РД-170, 171 (1 ступень РН “Зенит”), и РД-180 (1 ступень РН “Атлас III”, “Атлас V”). УРМ имеет высокую степень преемственности этих двигателей. Его параметры выбраны с учетом имеющихся в ГКНПЦ оборудования и технологической оснастки для изготовления и испытаний.
Один такой модуль является первой ступенью двух носителей легкого класса: “Ангара 1.1” (с разгонным блоком “Бриз-М”) и “Ангара 1.2” (с блоком типа “И”, создаваемым для модернизированной РН “Союз-2” в качестве второй ступени).
Носитель среднего класса образован путем добавления четырех УРМ (в качестве первой ступени) к ракете-носителю легкого класса с блоком “И”.
РН тяжелого класса образована четырьмя универсальными модулями в качестве первой ступени и одним параллельно расположенным и запускаемым с земли ракетным блоком второй ступени с водородно-кислородным двигателем (РД-0120) или с трехкомпонентным двигателем, работающим сначала на топливе “водород + керосин + кислород”, а затем на водороде и кислороде.
На этих носителях в зависимости от конкретных задач предусмотрено использование дополнительных ступеней - разгонных блоков типа “Бриз”, “Бриз-М” и кислородно-водородного разгонного блока.
Для исключения падения отработавших модулей первой ступени по трассе полета РН прорабатываются их возврат в район космодрома без промежуточной посадки с использованием крыла и турбореактивных двигателей, а также мероприятия по сокращению потребных площадей для падения отработавших частей (последние мероприятия вводятся с первого этапа).
Старты всех РН семейства “Ангара” предполагается осуществлять на космодроме Плесецк с пусковой установки, созданной ранее для РН “Зенит”. Начало запусков РН намечено на следующие сроки: “Ангара 1.1” - III кв. 2000 г., “Ангара 1.2” - I кв. 2002 г., “Ангара А5” - I кв. 2003 г., “Ангара А4” - II кв. 2005 г.
По своим технико-экономическим показателям РН семейства “Ангара” будут превосходить своих конкурентов примерно в 1,5 раза.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РН “АНГАРА”
Легкий класс | Средний класс | Тяжелый класс | ||
Характеристики РН | “Ангара 1.1” | “Ангара 1.2” | “Ангара А5-И” | “Ангара А4-Э” |
Стартовая масса, т
Масса полезной нагрузки на орбите, т: - низкой околоземной (Плесецк/Байконур); - геопереходной орбите (i=70), (Плесецк/Байконур); - геостационарной орбите (Плесецк/Байконур). |
145
2,0 (630)/2,1 (~ 51,60) _ _ |
170
3,7 (630)/3,8 (~ 51,60) _ _ |
700
21/21,5 5,7 (6,8* )/6,2 (7,5* ) 3,5 (4,0* )/3,9 (4,7* ) |
766
30/31 7,8/8,8 5.2/5,9 |
* - вариант ракеты-носителя с доработанным блоком “И”
Государственный космический научно-производственный
центр им. М.В. Хруничева
121087, Москва, ул.
Новозаводская, д. 18.
Тел.: (095) 145-9802, факс: (095) 142-5900.
Телекс: 412-427 MIR SU.