[НАЗАД]


МАКС-99

БАЛЛОНЫ ВЕСОМ С ПЕРО

Владимир Буковский,
генеральный директор НПО “Фаздаг” и НПО “Оверхол-сервис”

На борту современного истребителя установлены десятки баллонов высокого давления. Более тяжелые и специальные самолеты имеют на борту значительно больше емкостей для сжатого газа, а если к этому прибавить ракеты (бортовые системы которых также комплектуются баллонами высокого давления), то цифра получится весьма внушительная. На борту космических кораблей и орбитальных станций картина еще более впечатляющая. Надо ли говорить о том, как важна там экономия веса и безопасность.

Баллонами высокого давления комплектуют также средства индивидуальной защиты (дыхательные аппараты) для аварийно-спасательной и противопожарной служб, они применяются во многих отраслях промышленности.

Улучшение эксплуатационных качеств и создание производства облегченных, высокопрочных и безопасных баллонов новой конструкции - задача сегодняшнего дня. Особенно важно ее решение для отраслей, где проблема веса конструкции стоит весьма остро, например, в авиации и особенно в космической технике. И конечно же - для людей, у которых лишний килограмм за спиной в крайне экстремальной ситуации может стать попросту роковым - спасателей, пожарных, альпинистов.

В научно-производственном объединении “Фаздаг” на основе обобщения опыта и достижений ведущих российских фирм разработаны конструкции нескольких типов облегченных баллонов высокого давления, изготовляемых методом специальной намотки из полимерных композиционных волокон. Используемые ныне традиционные металлические баллоны имеют, по современным понятиям, весьма ограниченные технико-эксплуатационные характеристики. Так отношение массы к объему при заданном коэффициенте прочности составляет у них 1,3 - 2,0 кг/л. У баллонов нашей разработки соотношение массы и объема при более высоких прочностных характеристиках составляет 0,2 - 0,8 кг/л, что обеспечивает снижение веса изделия в 3-5 раз. Фаздаговский семилитровый баллон, выдерживающий давление до 300 атм, вместе с металлическим щтуцером весит не больше полутора килограмм. С таким снаряжением российские альпинисты покоряли Джомолунгму. Правда эти баллоны были сделаны из дорогого кевларового волокна. Однако при их использовании в авиационно-космической отрасли затраты на кевларовое волокно являются незначительными. Существенно более дешевое стекловолокно дает некоторую прибавку в весе, но не более 25%.

Кроме того, преимущества баллонов новой конструкции и технологии производства заключаются в:

· максимальной реализации прочностных характеристик композитных материалов;

· безосколочности при разрыве;

· высокой технологичности и компактности производства, позволяющих в короткий срок развернуть выпуск больших партий продукции;

· рентабельности производства, обеспеченной, прежде всего, невысокой себестоимостью продукции.

Важной особенностью конструкции баллона является тонкостенный лейнер из нержавеющей стали или пластика. Его роль - обеспечить герметичность. Прочность обеспечивают намотанные нити волокна (стекла, кевлара или углепластика).

На две модификации баллонов из композитов получен сертификат соответствия Госстандарта России, а технология изготовления и конструкция защищены отечественными патентами, зарегистрированными в Государственном реестре изобретений. Отдельные операции технологического процесса изготовления представляют собой “ноу-хау”.

Рынок баллонов сегодня широк и разнообразен. При этом постоянно растущий спрос на облегченные баллоны не удовлетворяется существующим мировым производством, структура которого выглядит сегодня следующим образом: баллоны из углеродистой стали - 70%, баллоны из легированной стали - 12%, титановые, алюминиевые - 10%, металлокомпозитные 7%, композитные - 1%.

На российском рынке ежегодная потребность в баллонах высокого давления оценивается в 1 млн единиц. Спрос на баллоны совершенно не обеспечен из-за того, что основные производители остались в ближнем зарубежье.

“Фаздаг” уже имеет заявки на баллоны из композитов от государственных ведомств и организаций России, крупнейших предприятий добывающей промышленности и ряда частных фирм. В настоящее время завершается программа организации и развития серийного производства баллонов новой конструкции, предусматривающая к 2000 г. выход на уровень производства 100 тыс. баллонов в год в два этапа.

Уже сегодня мы уверенно можем выполнять широкий спектр заказов на различные модификации баллонов, и беремся изготовить партию под конкретные требования наших клиентов. Мы готовы к сотрудничеству с аэрокосмическим комплексом и уверены, что на высоте наши баллоны также окажутся “на высоте”.

НПО “Фаздаг”
111250, Москва, 2-я ул. Синичкина, д. 1.
Телефон / факс: 918-1219.