[НАЗАД]


Политика

ЕСТЬ ЛИ ПЕРСПЕКТИВЫ У РОССИЙСКОЙ ДЕЛОВОЙ АВИАЦИИ?

(Продолжение. Начало в № 3, 1999 г.)

Борис Буланов,
независимый эксперт по проблемам деловой авиации России и СНГ

Становление деловой авиации (ДА) как в России, так и в государствах СНГ затруднено, наряду с другими причинами, отсутствием сети наземных терминальных комплексов.

В Европе и на американском континенте практически во всех мегаполисах и крупных промышленных центрах, где есть спрос на деловые авиаперевозки, созданы Центры ДА - аэропортовые комплексы, имеющие, как правило, самостоятельную инфраструктуру международного аэропорта, позволяющую качественно и быстро выполнить полное обслуживание рейса со строгим соблюдением всех элементов технологии обслуживания, включая техническое обслуживание и ангарное хранение воздушных судов (ВС).

Неискушенные могут сказать, что особой специфики в подготовке и обслуживании рейса ДА нет. Однако это не так, и, увы, это почувствовали все российские авиакомпании ДА, особенно в московских аэропортах, где длительное время не видели и не хотели понимать специфику работы ДА, поскольку относительно не частые ее рейсы терялись на фоне большого количества регулярных и чартерных перевозок, выполняемых линейными ВС. Последние традиционно и вполне естественно являлись первоочередной заботой этих аэропортов. В результате постоянно давали сбои отдельные элементы технологической цепочки обслуживания рейсов ДА. То не успевали вовремя появиться на регистрации таможенники, то вовремя не заправлялся самолет, особенно транзитного рейса. Шли бесконечные согласования при изменении плана полета с ЦДС аэропорта и ЦПДУ, неожиданно исчезал микроавтобус, обслуживающий пассажиров VIP-класса, а о допуске персонального автомобиля даже первого пассажира к борту самолета служба авиационной безопасности (АБ) аэропорта и слушать не хотела. Бухгалтерия АТБ или аэропорта может требовать оплату за обслуживание рейса ДА только наличными и, естественно, не принимает валюту, а обменный пункт, в лучшем случае, находится в дальнем конце аэропорта и не всегда работает ночью и т. д. и т. п. В итоге всего этого задерживается вылет, ломая график работы пассажиров рейса ДА.

Итак, особенностью обслуживания рейса ДА является безусловное, своевременное и качественное выполнение всех элементов обслуживания, т. е. жесткое соблюдение технологической дисциплины персоналом всех служб аэропорта и авиакомпании ДА, что позволяет обеспечить необходимый уровень безопасности полета (при этом сведя до технологического минимума время подготовки рейса), а также своевременно выпустить самолет в рейс с учетом всех требований заказчика и надлежащего уровня комфорта пассажиров.

Поэтому самостоятельные терминальные Центры ДА в аэропортах специально спроектированы для предоставления полного комплекса услуг по обслуживанию одновременно двух-трех рейсов ДА (каждый - на 8-10 пассажиров VIP), оборудованы и оснащены по западным стандартам для терминалов такого класса (FBO). Они обеспечивают эффективное функционирование авиакомпании ДА в аэропорте, обслуживание и работу экипажей ВС ДА, их кратковременный отдых, имеют высококомфортные помещения для приема и регистрационного обслуживания пассажиров со всеми видами регистрационных услуг (таможенного, пограничного, санитарного и досмотрового контроля), небольшой бизнес-центр для проведения совещаний, презентаций и кратковременной работы пассажиров с предоставлением всех офисных организационных услуг вплоть до каналов служебной связи, электронной почты и др.

Такие терминальные комплексы ДА предусматривают наличие перрона и стоянок ВС в непосредственной близости от Центра ДА, оборудованных, как правило, централизованной заправкой ГСМ. Они имеют свою службу АБ, обеспечивающую охрану ВС ДА, отдельный охраняемый въезд на перрон с подачей автомобиля к борту ВС, охраняемую стоянку автомобилей пассажиров и экипажей в непосредственной близости от Центра ДА. Кроме того, Центр должен иметь возможность предоставления дополнительных услуг, как правило не предусмотренных технологией деловой авиационной перевозки. К ним относятся аренда автотранспорта класса “люкс”, ресторанное обслуживание и предоставление высококачественного бортового питания по заявке пассажиров (за последнее обычно отвечает авиакомпания ДА), предоставление характерного для мегаполисов вертолетного обслуживания на вертолетах-салонах, выполнение представительских и агентских функций для авиакомпаний ДА.

На первых порах российские авиакомпании ДА пользовались и пользуются в настоящее время услугами “VIP-залов” или “залов для официальных делегаций” в аэропортах. И только некоторые из них позволили себе создание собственных терминалов, таких как: “АВКОМ” в Шереметьево, “Аэролизинг-Украина” в Борисполе, аэропорт “Атырау” в Республике Казахстан, аэропорт “Домодедово”, ангар для технического обслуживания и хранения ВС ДА авиакомпании “Мост” в аэропорте “Внуково”.

В середине 90-х гг. в Москве предпринимались попытки создания Центров ДА на базе аэродромов “Тушино”, Центрального аэродрома им. В.П. Чкалова на Ходынке, в Астафьево. Однако ряд из них планировался без учета реализации стандартных требований, выработанных международной практикой создания аналогичных западных Центров ДА.

Концепция этих Центров проста - обеспечение эффективной деятельности ДА без ущерба окружающей среде и населению прилегающей территории. Подробнее - реализация полной технологии обслуживания рейсов ДА без ее упрощения, обусловливаемого местными условиями аэропорта (аэродрома).

Обобщая опыт создания подобных Центров ДА, можно сформулировать основные требования к ним следующим образом:

· аэропортовый комплекс ДА должен быть расположен от центра города в 20-30 мин езды на автомобиле (или в 20-30 мин полета на вертолете в крупных мегаполисах);

· круглосуточный для ВС ДА режим работы аэродрома и аэропорта;

· наличие удобных и отработанных схем взлета и посадки ВС с двух и более направлений;

· обеспечение взлета и посадки всех типов ВС ДА в любое время суток и при любой погоде (вплоть до IIIА категории ИКАО);

· наличие средств централизованного обслуживания ВС на стоянке, в том числе заправки ГСМ;

· наличие современной эффективной системы АБ аэропорта (аэродрома), обеспечивающей надежную охрану ВС, пассажиров и экипажей;

· наличие эффективной системы очистных сооружений.

Несоответствие этим требованиям и ряд других существенных недостатков выявили неэффективность проектов Центров ДА в Тушино и на Ходынке. Поэтому Россия, повторяя опыт европейских стран, пошла по пути первоначального обустройства Центров ДА в крупных аэропортах: “Шереметьево” (реализация проекта “Шереметьево-3”), “Внуково” (реконструкция аэропорта со строительством терминальных Центров ДА), “Домодедово” (открытие терминального Центра ДА в 1999 г.), имеющих развитую инфраструктуру высококачественного аэродромного и аэропортового обслуживания, достаточно мощные ТЗК, комплексы наземного оборудования и оснастки для оперативного обслуживания ВС ДА, квалифицированную ИТС в центрах ТОиР и возможность организации на собственной базе Центров ТОиР ВС ДА.

Поэтому регионам России и государств Содружества, собирающихся эффективно использовать преимущества ДА, необходимо, прежде всего, использовать отечественный и зарубежный опыт создания Центров и авиакомпаний ДА.

Характерна в этой связи оценка возможности развития ДА в регионе Среднего Поволжья на базе международного аэропорта Нижнего Новгорода, что отмечалось в предыдущей статье.

Нижний Новгород - третий по величине и значимости город России, крупнейший промышленный и торговый центр Поволжья в новых экономических условиях становится чрезвычайно привлекательным для представителей крупного мирового и российского бизнеса и обладает значительным количеством “своих” бизнесменов, готовых пользоваться услугами ДА.

ГП “МАНН” и городская инфраструктура обладают разрозненными элементами различной степени готовности для становления на профессиональную основу ДА в регионе, быстрого и качественного освоения своей ниши деловых авиационных перевозок в регионе Поволжья. Поэтому, основной задачей периода подготовки к началу интенсивных деловых авиаперевозок в регионе является увязка всех этих элементов в единую технологию и определение путей ее скорейшего доведения до принятого в мировой практике стандарта обслуживания и обеспечения авиаперевозок ДА.

Международный аэропорт Нижний Новгород отвечает практически всем требованиям, предъявляемым к аэропортам ДА:

• Центр города достигается за 20-30 мин. езды на автомобиле;

• Режим работы аэродрома - круглосуточный;

• По своему расположению и “розе ветров” аэродром открыт около 360 дней в году;

• Свободная воздушная зона УВД с развитым и достаточным обеспечением;

• Две ВПП, способные принимать все современные типы ВС ДА, в том числе и по первой категории 1САО;

• Система АБ аэропорта способна обеспечить надежную охрану ВС ДА;

• Развитая инфраструктура аэродромного обслуживания с возможностью выделения стоянок ВС ДА с централизованной заправкой топлива вблизи аэровокзального комплекса и наличие места для возможного последующего размещения терминала ДА в аэропорту;

• Аэровокзальный комплекс имеет хорошо оснащенный международный сектор с УТР - залом и сектор официальных делегаций. Последний, с отдельными входом с привокзальной площади и выходом на перрон, наилучшим образом на первом этапе мог бы быть приспособлен с наименьшими затратами под технологии обслуживания одновременно 10-15 пассажиров VI? - рейсов ДА. Достаточно дооборудовать его постом спецконтроля, таможенным и паспортно-пограничным контролем по временной схеме.

Наличие в 7-10 мин. езды от аэропорта 4-х звездочной гостиницы “Стригино” -обеспечит на должном уровне полноценный отдых как экипажам ВС, так и пассажирам рейсов ДА, при их желании. Для высокопоставленных лиц рейсов ДА в контур обслуживания могут быть включены 4-х звездочная гостиница “Волна” (15 мин. езды на автомобиле из аэропорта) или отдельные комфортабельные гостиницы в центре города. 

На первом этапе представляется целесообразным создание хендлинговой компании для обслуживания рейсов ДА в аэропорту ГП “МАНН”, в том числе, с представлением коммерческих интересов авиакомпаний ДА в аэропорту, для привлечения последних в регион.

Для дополнительного привлечения транзитных рейсов ДА и организации “отстоя” ВС ДА, выполняющих рейсы в соседние регионы (города), целесообразно, совместно с администрацией аэропорта, разработать льготный режим сверхнормативного базирования (аналогично принятому в ряде стран Ближнего Востока, например, ОАЭ, Европейского региона).

Задачи хэндлинговой компании ДА - организация без задержек стандартного обслуживания рейсов ДА: ВС - в объеме заявок экипажа ВС ДА и стандартного договора 1АТА о наземном обслуживании рейса с предоставлением кредитного расчета за предоставляемые услуги (в том числе, посредством признанных в мире банковских кредитных пластиковых карт). Настоящее примечание является крайне привлекательным для российских и обязательным условием со стороны западных авиакомпаний ДА.

Для предоставления услуг экипажам и пассажирам рейсов ДА компания должна иметь службу супер-вайзеров, владеющими, как минимум, английским языком и обладающими полномочиями от администрации аэропорта на внеочередное обслуживание рейсов ДА и их пассажиров во всех звеньях технологической цепи.

Совместно с туристическими компаниями и культурными центрами города и области компания должна разработать развлекательные программы пребывания в городе экипажей и пассажиров ДА.

На последующих этапах, потребующих привлечения значительных инвестиционных ресурсов, необходимо экономическое обоснование с разработкой бизнес-планов отдельных программ и технических проектов:

• создание Центра деловой авиации с терминалом в аэропорте;

• строительство ангара для хранения и обслуживания как минимум на три самолета;

• создание собственной авиакомпании;

• создание клуба деловой авиации региона Поволжья;

• создание Центра презентации авиационной техники АОН и ДА при участии Нижегородской ярмарки, НАЗ “Сокол”, ГП “МАНН”, администрации Нижегородской области и города.

(Продолжение следует)