МАКС-99
"ФАКЕЛ" НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ
Владимир Светлов,
генеральный конструктор МКБ "Факел" им. академика П.Д. Грушина, академик РАРАН,
доктор технических наук
Серьезность, с которой в нашей стране решались в последние десятилетия вопросы создания средств противовоздушной обороны, хорошо известна. Неоднократно преподанные уроки, которыми было чревато отставание в этом деле, были заучены нами едва ли не наизусть. Постоянное внимание к этим вопросам со стороны руководства страны и поддержка разработчиков в создании новых, еще более эффективных образцов средств ПВО стало основой для возникновения современного феномена - российской ПВО, которая и сегодня отличается завидным для многих стран разнообразием. В ряду этих средств особое место занимают зенитные ракеты, созданные в МКБ "Факел".
Предприятие было создано в ноябре 1953 г. специально для разработки зенитных управляемых ракет (ЗУР), и сегодня оно является одним из признанных мировых лидеров в данном направлении, создав ракеты, которые находились и находятся на вооружении почти 50 государств мира.
Практически каждая из разработанных на "Факеле" ракет становилась эпохой в развитии и совершенствовании этого вида ракетной техники. Ракетами для систем С-75 (SA-2) и С-125 (SA-3) было сбито несколько тысяч самолетов в небе Вьетнама и Ближнего Востока, ракета В-1000 первой в мире уничтожила головную часть баллистической ракеты большой дальности. Не менее известны и другие ракеты, созданные здесь, - РС-2У (АА-1), 4К90 (SA-N-1), 4K60 (SA-N-3), 5B21 (SA-5), 9M33 (SA-8 и SA-N-4), 9M330 (SA-15 и SA-N-9). Особую известность предприятию в последние годы принесли ракеты, которые вошли в состав ЗРК войск ПВО страны С-ЗООПМУ (SA-10) и корабельного ЗРК "Риф" (SA-N-6).
Разработка первой ракеты из этой серии, получившей обозначение 5В55, была начата в середине 60-х гг. Она предназначалась для целой серии ЗРК средней дальности, объединенных обозначением С-300. Создание ракеты, обладающей требуемыми свойствами, заставило пересмотреть уже сложившиеся подходы к проектированию зенитных ракет, провести всесторонний критический анализ этих подходов, использовать ряд принципиально новых технических решений. Одно из центральных мест среди них заняло использование для ракеты транспортно-пускового контейнера (ТПК), в котором проходит длительный цикл ее существования - от сборки на заводе до пуска.
Условия использования 5В55 как в войсках ПВО, так и на боевых кораблях, требования достижения высокого темпа стрельбы также привели к принятию ряда решений, направленных на максимальное сокращение продолжительности предстартовых операций и времени выхода ракеты на траекторию полета к цели. Центральным из них стало использование (впервые для такого типа ракет) "холодного" вертикального старта из ТПК. При создании 5В55 специалистами "Факела" были рассмотрены различные способы реализации "холодного" вертикального старта и после их тщательного сравнения был принят вариант с катапультирующим устройством. Для его работы используется газ от расположенного в контейнере газогенератора.
Но одним из наиболее ценных качеств 5В55 стало то, что впервые в практике ракетостроения при создании ракеты в ее конструкцию был залажен принцип гарантированной надежности, обеспечивающий возможность ее длительной (до 10 и более лет) беспроверочной войсковой эксплуатации. Ракета стала своего рода “унитарным патроном”. Этого удалось добиться за счет претворения в жизнь целого комплекса конструктивных и технологических мер, устраняющих возможность появления в процессе эксплуатации у ракеты каких-либо недостатков с которыми могли бы быть сопряжены отказы или различные аварийные ситуации.
Возможности специалистов "Факела" по проведению отработки ракеты на подобном уровне, о котором совсем недавно не могли и мечтать создатели зенитных ракет, еще более возросли после введения в строй на предприятии уникального испытательного центра. В его лабораториях можно проводить самый широкий спектр испытаний - теплопрочностные, климатические и специальные радиотехнические.
К началу 80-х гг. ракета 5В55 представляла в своем классе одну из самых передовых разработок в мире. Но прогресс, достигнутый к этому времени в области создания радиоэлектронной техники, появление новых материалов сделали возможным существенное повышение характеристик 5В55. При этом особую значимость приобрела возможность почти двукратного повышения дальности ее полета за счет установки более эффективного двигателя. Габариты и стартовая масса ракеты, получившей обозначение 48Н6Е, при этом оставались практически неизменными, и она разместилась в том же контейнере.
Принятые меры по совершенствованию бортовой аппаратуры ракеты и методов ее наведения на цель позволили 48Н6Е с высокой эффективностью поражать цели, летящие со скоростями до 2.8 км/с в широком диапазоне высот их полета. В настоящее время 48Н6Е находится на вооружении войск ПВО страны (в составе модернизированной системы С-300 ПМУ-1) и кораблей ВМФ (в составе системы "Риф").
Дальнейшим развитием этого направления работ стала ракета 48Н6Е2 для ЗРС С-ЗООПМУ2 "Фаворит". Отправной точкой для создания этой ракеты стала "Буря в пустыне", во время которой, вопреки ожиданиям, эффективность борьбы зенитных ракет с иракскими баллистическими ракетами оказалась весьма невысокой.
Создание ракеты для "Фаворита" стало результатом работы МКБ "Факел" в кооперации с рядом предприятий, входящих в состав финансово-промышленной группы "Оборонительные системы".
Развернувшиеся с начала 90-х гг. работы над новой ракетой потребовали проведения многочисленных расчетов и проработок. В 48Н6Е2 сохранены все наиболее привлекательные черты зенитных ракет, созданных на "Факеле" для семейства систем С-ЗООПМУ. К числу новинок можно отнести использование принципиально новых математических алгоритмов ее наведения на цель, использование наиболее выгодных траекторий полета (позволивших довести дальность ее полета до 200 км) и, конечно же, использование нового боевого снаряжения.
Испытания системы "Фаворит" подтвердили все самые оптимистичные ожидания разработчиков. 10 августа 1995 г. навстречу "Скаду", запущенному в сторону позиции, на которой была развернута система "Фаворит", устремилось две зенитные ракеты 48Н6Е2. В точке перехвата был произведен подрыв боевого снаряжения первой зенитной ракеты, в результате чего впервые в мировой практике произошло инициирование в воздухе фугасной боевой части баллистической ракеты. Второй зенитной ракете пришлось самоликвидироваться...
Последние годы стали демонстрацией еще одной тенденции в развитии зенитного ракетного оружия, к которой "Факел" также имеет самое непосредственное отношение. Речь идет о смене поколений зенитных управляемых ракет средней дальности, составляющих основу противовоздушной обороны большинства развитых государств.
Новое поколение этих ракет объединяет ряд ключевых особенностей - сочетание использования на борту активных головок самонаведения с устройствами, обеспечивающими высокую маневренность ракет. Подобные нововведения позволили радикально увеличить точность попадания ракет в цель, сделав их, по сути дела, кинетическим оружием, т.е. оружием, поражающим цель прямым попаданием. Еще одной особенностью ракет нового поколения является значительное (в три-четыре раза) уменьшение их стартовой массы - за счет использования современной элементной базы, высокоточного наведения и реализации режима сверхманевренности, позволяющего уменьшить массу боевой части.
Именно таких решительных усовершенствований потребовал брошенный в последние годы вызов системам ПВО разнообразными высокоточными ракетными средствами (крылатыми, противокорабельными и противорадиолокационными ракетами) и тактическими баллистическими ракетами. Главной особенностью борьбы с подобными целями является необходимость уничтожения их боевой нагрузки. Результатом перехвата должно стать исключение падения боевой нагрузки в районе обороняемого объекта. Исключить эту возможность можно лишь при условии полного разрушения боевой нагрузки цели в процессе перехвата. В свою очередь подобный результат может быть достигнут путем достижения прямого попадания ракеты в отсек боевой части либо при сочетании достаточно малого промаха и использования высокоэффективной боевой части.
Наиболее яркими представителями нового поколения зенитных ракет, создаваемых для подобного вида борьбы, являются ракеты американского ЗРК "Пэтриот" РАС-3, французские ЗРК с ракетами "Астер-15, -30" и разработанные в МКБ "Факел" ракеты 9М96Е и 9М96Е2 для новых модификаций систем ПВО наземного и корабельного базирования.
Начало работ над 9М96Е и 9М96Е2 относится к середине 80-х гг., когда только еще начинали прорисовываться контуры воздушных и ракетных атак нового типа - боевые действия у Фолклендов, "танкерная война" в Персидском заливе, налеты на Сирию и Ливию... Проявившаяся в этих боевых эпизодах невысокая эффективность использовавшихся средств ПВО, а также результаты первого в истории войн "ракетного противостояния", которое состоялось зимой 1991 г. между "Скадами" и "Пэтриотами", стали исходными предпосылками при создании на "Факеле" ракет нового поколения.
На фоне впечатляющих достижений, которые получены разработчиками ракет для РАС-3 и "Астер", ракеты "Факела" заметно выделяются своими характеристиками. Крайне незначительно отличаясь друг от друга по размерам и массе (масса 9М96Е и 9М96Е2 соответственно 330 и 420 кг), эти ракеты могут поражать цели на дальностях соответственно от 1 до 40 и 120 км и высотах от 5 м до 20 и 30 км, что превосходит соответствующие показатели у "Астеров" и ракеты для РАС-3. В отличие от своих зарубежных аналогов 9М96Е и 9М96Е2 используют "холодный" вертикальный старт: перед запуском маршевого двигателя они выбрасываются из контейнера на высоту более 30 м. В процессе подъема на эту высоту ракета склоняется в сторону цели с помощью газодинамической системы, что позволяет достичь минимальной границы ближней зоны поражения. После запуска маршевого двигателя на начальном и среднем участках траектории полета используется инерциально-корректируемое наведение, что позволяет добиться максимальной помехозащищенности, а в процессе перехвата цели - самонаведения. Перед точкой встречи с целью ракета способна реализовать режим "сверхманевренности", для чего используется газодинамическая система управления, которая позволяет за 0.025 с увеличить аэродинамическую перегрузку ракеты на двадцать единиц.
Испытания новых ракет проводятся с использованием самых совершенных программ компьютерного моделирования, в которых используются результаты, получаемые как в ходе наземных, так и летно-стендовых испытаний. Результаты испытаний и исследований показывают, что 9М96Е и 9М96Е2 имеют практически 70-процентную вероятность прямого попадания в боеголовку тактической баллистической ракеты или боевую часть высокоточной ракеты. Во всех остальных случаях промах не превышает нескольких метров. Для того чтобы и в этом случае боевое снаряжение цели было уничтожено, 9М96Е и 9М96Е2 оснащены 24-кг боевой частью с управляемым (за счет применения системы многоточечного инициирования) полем поражения.
Ввиду значительного уменьшения размеров и массы ракет стало возможным их размещение на транспортно-пусковых устройствах - по четыре ракеты в пакете, имеющем аналогичные размеры с контейнерами, в которых находятся ракеты, входящие в различные варианты ЗРС типа С-ЗООПМУ - 5В55Р, 48Н6Е и 48Н6Е2. Подобное увеличение боезапаса предопределяет большую гибкость использования ракет, позволяет эффективно противостоять приему истощения боекомплекта путем использования противником массированных атак или их имитаций дистанционно-пилотируемыми летательными аппаратами.
МКБ “Факел” им. Академика П.Д. Грушина
141400, г. Химки, Московская обл.,
ул. Академика Грушина, д. 33.
Тел.: (095)
571-4494, 572-7777.
Факс: (095) 573-5185.