[НАЗАД]

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ – В ПРАКТИКУ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВИАТЕХНИКИ

Владимир Кривошеев,
председатель Совета управляющих межгосударственной (транснациональной) финансово-промышленной группы "Аэрофин", генеральный директор авиакомпании "Авиатехсервис" и Научно- производственного центра "Авиатехсервис-Юнион"

Одной из основных проблем, стоящих перед авиакомпаниями, является повышение интенсивности эксплуатации воздушных судов (ВС). Поэтому Россия, следуя опыту эксплуатации авиатехники (АТ) в мировом авиационном сообществе, широко переводит агрегаты и комплектующие изделия (А и КИ) ВС на эксплуатацию по техническому состоянию - метод ТЭО. Такая работа проводится по самолетам Ту-154, Ил-86, Ил-62, Як-42, радиоэлектронному оборудованию Ту-134, Ил-76.

Требования Федеральных (ФАП) и международных (JAR, FAR) авиационных правил по обеспечению безопасности полетов и поддержанию летной годности ВС побуждают авиационные власти и авиапредприятия разрабатывать и внедрять современные программы и технологии контроля показателей надежности А и КИ ВС, построенные на автоматизированных средствах обработки информации о надежности, планирования работ по техническому обслуживанию и ремонту (ТО и Р) и принятия корректирующих воздействий.

Практика показывает, что проблема перехода на эксплуатацию по техническому состоянию достаточно сложна как в нормативно-правовом, так и в организационно-техническом плане, т.к. затрагивает создание (переработку) и внедрение нормативно-правовой, методической, технологической, производственной и программной документации эксплуатанта.

Для решения этой проблемы в Научно-производственном центре (НПЦ) "Авиатехсервис-Юнион" разработан комплекс автоматизированных информационных технологий, обеспечивающих эксплуатацию А и КИ ВС по техническому состоянию до безопасного отказа с автоматизированным контролем уровня надежности. Внедрение этих технологий позволяет авиапредприятиям реально осуществлять перевод на метод эксплуатации до безопасного отказа А и КИ, отказы которых в полете не влияют на безопасность полетов. Это сокращает эксплуатационные расходы на ТО и РВС примерно на 50% в зависимости от типа ВС.

Один из вариантов такого комплекса - ЭНАТ 3-154 - разработан для самолетов Ту-154 и успешно эксплуатируется в ряде авиапредприятий ГА . В состав комплекса входят развитые автоматизированные технологии сбора, накопления, хранения информации о надежности А и КИ; технологии контроля текущего уровня надежности и оценки отклонений от нормативного уровня; технологии анализа явлений старения и износа по статистике причин отказов; технологии принятия решения по корректировке содержания, объема и периодичности предупредительных и восстановительных работ. Специалисты НПЦ “Авиатехсервис-Юнион” участвуют в обучении персонала авиапредприятий, эксплуатирующих комплекс ЭНАТ, и осуществляют его эксплуатационное сопровождение.

Кроме того, для Центров ТО и Р, авиационно-технических баз (АТБ), авиационно-технических центров авиакомпаний разработаны автоматизированные средства управления производством работ по ТО и Р АТ (планирование с электронным формированием производственных заданий, гибких пооперационных ведомостей на основе электронных регламентов ТО, ориентированных на конкретную конфигурацию бортового номера ВС; подготовку производства, диспетчеризацию, расстановку специалистов, оперативное управление процессом ТО и Р, ведение в электронном виде эксплуатационной документации и т.д.). Примером может служить информационный комплекс ИКАР, адаптированный к самолетам Ту-154Б,М.

Отмечу, что информационные комплексы ЭНАТ и ИКАР в алгоритмической и программной части могут быть за короткое время адаптированы к любому типу самолета.

Принципиальная особенность разработанных автоматизированных информационных комплексов заключается в том, что их реализация и эффективная эксплуатация основаны на электронном регламенте ТО (РО). Электронный РО наряду с другой организационно-распорядительной документацией является базой для разработки программ ТО и Р и нормативно-правовой документации, которые каждый эксплуатант должен иметь в соответствии с требованиями ФАП-145 (JAR-145), ФАП-ЭКС1 (JAR-OPS 1):

• Руководство по ТО и Р (для АТБ);

• Руководство по процедурам ТО и Р (для авиакомпаний);

• Руководство по производству полетов;

• Руководство по качеству (в соответствии с требованиями ISO серии 9000);

• Программы ТО и Р (по типам ВС) на весь период эксплуатации;

• Программы контроля надежности (по планеру, авиадвигателям, А и КИ);

• Перечни А и КИ, при отказах которых разрешается отправка самолетов в рейс из базового аэропорта и последующая их эксплуатация до очередной формы планового ТО (перечни, аналогичные MEL, MMEL).

НПЦ “Авиатехсервис-Юнион”, имеющий большой опыт разработки указанных документов для авиапредприятий ГА России и стран СНГ, приглашает все заинтересованные организации к взаимовыгодному сотрудничеству по внедрению информационных программ и технологий в практику эксплуатации АТ.