[НАЗАД]

МиГу – 60 лет

Всемирно известный создатель самолетов “МиГ” - ОКБ им. А.И.Микояна - в этом году отмечает свое шестидесятилетие. Днем рождения “фирмы” считается 8 декабря 1939 г., когда вышел Приказ Народного комиссара авиационной промышленности СССР, санкционирующий создание на заводе №1 Авиахима опытно-конструкторского отдела (ОКО) для разработки высотного скоростного истребителя. За все время существования “фирма” разработала около 250 проектов летательных аппаратов. Серийные машины ОКБ носили звонкое имя “МиГ”, полученное путем слияния первых букв фамилий Артема Ивановича Микоян и Миаила Иосифовича Гуревича, первых руководителей прославленного коллектива.

С самого начала своей работы молодое ОКБ стремилось “быть впереди планеты всей”. Первый ее проект – истребитель МиГ-1 и его доработанный вариант МиГ-3 - оказался столь удачным, что стал основным истребителем ВВС РККА (всего было построено более 3 тыс. таких машин). На момент запуска в серию, самолет оказался самым скоростным перехватчиком в мире, опережая основной немецкий истребитель тех лет Мессершмитт Ме-109Е по максимальной скорости почти на 100 км/ч.

Самолеты, спроектированные под руководством А.Микояна и его последователя Ростислава Апполосовича Белякова установили 55 мировых рекорда скорости. Они стали символом воздушной мощи России и ее союзников. К концу 1999 г. было построено более 60 тысяч “МиГов” (не считая “нелицензионных” китайских копий), наиболее современные из которых продолжают нести службу в почти 50 странах мира. За 60 лет прославленное ОКБ не раз меняло свое название. Совсем недавно его еще раз переименовали, назвав Инженерный центр имени А.И.Микояна.

Несмотря на солидный возраст, “фирма” продолжает отличаться неординарностью подходов к созданию новой техники. Множество новаторских конструкторских решений заложено проект боевого самолета пятого поколения – многофункционального истребителя МФИ. Сверхзвуковой крейсерский полет, изменяемый в двух плоскостях вектор тяги, низкая заметность, круговое обнаружение и поражение целей – вот далеко не полный перечень достоинств новой машины, прототип которой поднимется в воздух в начале 2000 г.

Сегодня, однако, по причине системного экономического кризиса в России, ОКБ, как и многие другие предприятия российского оборонного комплекса, находится в трудном положении. Его судьба во многом зависит от того, насколько полно удасться использовать потенциал, заложенный в МиГ-29 - один из лучших на сегодняшний день в мире легких истребителей. Прекрасно зарекомендовавший себя в эксплуатации (а самолет находится на вооружении 25 стран мира), МиГ-29 нуждается в модернизации бортового комплекса. С новой авионикой и средствами поражения, самолет и в следующем веке сможет успешно конкурировать с иностранной техникой на мировом рынке.

Наряду с новыми вариантами самолетов наземного базирования (МиГ-29СМТ и УБТ), определенным экспортным потенциалом обладает и корабельный истребитель МиГ-29К. Как известно, некоторые страны мира, в том числе Индия и Китай, планируют постройку легких авианосцев собственной разработки, способных нести истребители обычного взлета и посадки. Кроме того, Индия уже достигла соглашения с Россией о передаче индийских ВМС тяжелого авианесущего крейсера “Адмирал Горшков”.

Этот корабль (полное водоизмещение 45200 т) вступил в строй КСФ в декабре 1987 г. Перед передачей Индии он пройдет серьезную модернизацию, связанную с планами размещения на нем 30 самолетов типа МиГ-29 и 6 вертолетов. С верхней палубы “Горшкова” будет удалено все вооружение и оборудование, а в носовой части появится трамплин для взлета самолетов. Корабль оборуют системой посадки, включающая в себя светосигнальное оборудование и три троса аэрофинишеров. Ожидается, что работы по модернизация корабля и последующие испытания завершаться в 2002 г.

К тому времени ОКБ Микояна планирует иметь пять летных МиГ-29К (четыре одноместных и один двухместный) в варианте, удовлетворяющем требованиям заказчика - ВМС Индии. Из них два будут получены путем переделки существующих машин. Как известно, в 1989-1991 г.г. МиГ-29К успешно прошел полный цикл испытаний на авианосце “Адмирал Кузнецов” и получил рекомендацию на запуск в серийное производство. “Геометрия” первоначального варианта на индийском самолете остается без изменений, а посему не потребуется заново проводить испытания самолета, в том числе по посадке и взлету с палубы.

За прошедшее десятилетие большой прогресс был достигнут в развитии компьютерных технологий. Для того, чтобы МиГ-29К соответствовал современным требованиям, его бортовой комплекс будет значительно усовершенствован. БРЛС “Жук” с фазированной антенной решеткой и цифровым процессором обработки сигналов, прошедшая проверку в почти 700 полетах опытных МиГ-29К, получит более совершенный вычислитель. При этом аппаратная часть станции, которая в модернизированном варианте называется “Жук-М”, сохраняется.

В кабине летчика появятся цветные жидкокристаллические индикаторы и новый ИЛС. При модернизации авионики МиГ-29К будет учитываться опыт интегрирования БРЭО самолета МиГ-21-93И ВВС Индии, где широко используются комплектующие зарубежного производства, в том числе индийского. Унификация оборудования двух самолетов позволит облегчить вопросы логистики. При этом, однако, специалисты ОКБ Микояна стремятся максимально использовать задел по программам МиГ-29М и МиГ-29СМТ в части систем управления оружием, навигации и приборного оборудования.

МиГ-29К оснащаются двигателями РД-33К третьей серии разработки ГУП “Завод имени В.Я.Климова”. На индийских машинах возможна установка двигателей с бездымной камерой сгорания. В отличие от моторов “сухопутных” самолетов, двигатели “корабелки” имеют дополнительное антикоррозийное покрытие и режим “чрезвычайных форсаж” с увеличенной до 8800 кгс тягой. Использование двигателя с УВТ пока не планируется, так как его установка неизбежно потребует серьезных изменений в существующую конструкцию и аэродинамику самолета.

Новый вариант самолета МиГ-29К должен быть полностью подготовлен к серийному производству не позднее 2002 г. Это будет современный многоцелевой истребитель, способный эффективно решать задачи ПВО авианосца и кораблей охранения, подавления авиационных средств противника в районах действия подводных лодок, обеспечения боевых действий авиации и кораблей ВМС, ведения воздушной разведки, поражение корабельных групп и отдельных кораблей противника, наземных целей, в том числе малоразмерных. В арсенал самолета войдут ракеты РВВ-АЕ, Р-27Р1, Р-27ЭР1, Р-27Э, Р-27ТЭ1 и Р-73 класса “воздух-воздух”, противокорабельные Х-31А и Х-35, противорадиолокационные Х-31П, а также ракеты Х-29Т и корректируемые бомбы КАБ-500КР для поражения наземных целей.

Вслед за введением в строй крупного авианесущего корабля российской постройки, способного нести 36 летательных аппарата, командование ВМС Индии планирует построить на национальных верфях несколько легких авианосцев типа ADS (Air Defense Ship). Главным “калибром” всех этих кораблей будут истребители МиГ-29К. Радиус действия этих самолетов составит до 850 км при ведении и 1150 км при атаке морских целей. К моменту готовности авианосцев ADS боевой потенциал МиГ-29К, вероятно, возрастет за счет новых систем вооружения. Их применение станет возможным без значительных доработок комплекса БРЭО, построенного по принципам открытой архитектуры. В соответствии с этим принципом, дополнительное обзорно-прицельное оборудование (оптико-электронное, радиолокационное, тепловизионное и др.) сможет разместиться в подвесных контейнерах.

Хотя официальные данные об объеме предполагаемых иностранных контрактов на закупку самолетов МиГ-29К отсутствуют, можно предположить, исходя из предполагаемого числа авианосцев в ВМС Индии они составят от 60 до 100 и более единиц. Цифра по нынешним временам не малая. Она внушает надежду на то, что боевые машины разработки прославленного российского ОКБ еще долго будут востребованы если не в собственной стране, то за рубежом.

Владимир Карнозов