АВИАЦИОННАЯ МЕДИЦИНА И БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТОВ
ПРОБЛЕМЫ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГА НА МЕЖГОСУДАРСТВЕННОМ УРОВНЕ
Валентин Власов,
начальник отдела авиационной медицины,
председатель Координационно-консультативного
авиамедицинского
совета МАК,
академик РАЕН,
доктор медицинских наук, профессор
Елена Колесникова,
главный специалист отдела
авиационной медицины МАК,
кандидат медицинских наук
Приоритетным направлением деятельности Межгосударственного авиационного комитета (МАК) является поддержание на высоком уровне безопасности полетов в гражданской авиации (ГА) стран СНГ. Решением данной проблемы занимаются все его подразделения, в том числе отдел авиационной медицины, входящий в состав Комиссии по воздушному транспорту.
В последнее время уровень безопасности полетов в ГА стран СНГ стал уступать развитым странам по основным показателям безопасности. Анализ аварийности в гражданской авиации СССР - СНГ за период с 1988 по 1998 г. свидетельствует о том,что уровень безопасности полетов (количество авиационных происшествий на 100 тыс. ч налета) при регулярных пассажирских перевозках сохранялся практически постоянным до 1995 г. (0,55), а затем улучшился до 0,25 (1996-1998 гг.). В то же время при нерегулярных пассажирских и грузовых перевозках произошло резкое ухудшение показателя безопасности: в среднем с 1,6 (1988-1991 гг.) до 2,9 (1992-1998 гг.).
Число погибших на 1 млн. перевезенных пассажиров в государствах - участниках Соглашения по авиации и об использовании воздушного пространства, особенно в последние пять лет, при регулярных и нерегулярных пассажирских перевозках значительно больше, чем в США (в 17,3 раза), и других странах ИКАО (в 5,7 раза). Этому послужило снижение уровня профессиональной подготовки авиационного персонала, принижение роли медицинского обеспечения полетов и значимости человеческого фактора в их безопасности, а также социального статуса летного состава, падение престижности его профессии, нарушение летной и технологических дисциплин и др., приводящих к авариям и катастрофам. Вопросы обеспечения безопасности полетов необходимо решать объединенными усилиями. Она во многом зависит от состояния здоровья и профессиональной работоспособности авиаспециалистов, обеспечением которых занимается медицинская служба ГА.
К сожалению, процессы распада сложившейся системы медицинского обеспечения полетов, как и всей структуры ГА, снижение оценки и значимости авиационной медицины играют негативную роль в обеспечении безопасности полетов на авиалиниях стран СНГ. Появляются мнения о ликвидации авиамедицинских структур в ГА, продиктованные сиюминутной экономической выгодой. Думается, что в таких ситуациях руководители просто недооценивают роль медицинских служб в обеспечении авиационной безопасности.
Среди причин авиационных происшествий и инцидентов “отказы” по состоянию здоровья членов летного экипажа занимают самое последнее место. Имели место два случая внезапной смерти командиров воздушных судов в полете, которые, к счастью, не привели к авиационным происшествиям благодаря умению вторых пилотов. Это свидетельствует об эффективности сложившейся в течение многих десятилетий системы медицинского освидетельствования и врачебно-летной экспертизы авиационных специалистов. Однако основными причинами ряда авиационных происшествий и катастроф, произошедших за последние семь лет по авиамедицинским причинам, были снижение профессиональной работоспособности, связанное с развитием переутомления из-за превышения норм полетного времени и принятия алкоголя, которое несовместимо с выполнением профессиональных обязанностей авиационных специалистов. Эти данные показывают, что авиационный врач (врач авиакомпании) и другие авиамедицинские специалисты должны играть значительную роль в медицинском обеспечении безопасности полетов.
Авиационная медицина имеет 90-летнюю историю. Дата ее рождения - 14 июля 1909 г., когда на заседании Совета Всероссийского аэроклуба было принято решение о необходимости прохождения его членами медицинского освидетельствования перед полетами. Специальность авиационного врача в нашей стране существует с 1918 г. Однако до настоящего времени она юридически не узаконена и в силу бюрократических волокит не введена в номенклатуру врачебных специальностей Министерства здравоохранения России и других государств Содружества, что подрывает правовые основы работы авиационного врача, особенно при обеспечении международных полетов.
Проблемы медицинского обеспечения полетов в ГА государств - участников Соглашения в по авиации и об использовании воздушного пространства очень схожи. Это связано первую очередь с существующими финансовыми проблемами, отсутствием четкой организации деятельности и структуры авиамедицинских подразделений. После распада СССР произошла децентрализация управления авиамедицинскими службами. Стали появляться руководители, далекие от авиационной медицины, не знающие ее специфики, организационной структуры и роли в обеспечении безопасности полетов. Все это послужило причиной создания при МАК в 1993 г. консолидирующего органа – Координационно-консультативного авиамедицинского совета (ККАМС), образованного по инициативе отдела авиационной медицины МАК и при поддержке Совета по авиации и использованию воздушного пространства. В ККАМС вошли и ежегодно собираются руководители медицинских служб ГА всех государств - участников Соглашения, что доказывает их заинтересованность в сотрудничестве. Члены Координационного совета сообща решают актуальные проблемы авиационной медицины, медицинского обеспечения полетов, врачебно-летной экспертизы, санитарно-эпидемиологического обеспечения на воздушном транспорте и др.
Деятельность авиамедицинских учреждений и врачебно-летных экспертных комиссий ГА стран СНГ должна соответствовать общепринятым стандартам. Такое соответствие оценивается комплексно с учетом специфических условий их функционирования. Оценка должна быть объективной, независимой, действенной и выполняться специалистами с хорошей и всесторонней подготовкой по авиационной медицине, клиническим дисциплинам, врачебно-летной экспертизе, авиационной гигиене и другим специфическим направлениям.
Совет по авиации и использованию воздушного пространства 11 ноября 1994 г. одобрил создание единой системы сертификации медицинских структур в авиации. В связи с этим отделом авиационной медицины МАК подготовлено для заинтересованных стран СНГ “Руководство по сертификации условий осуществления медицинской деятельности в авиации Договаривающихся государств”, которое одобрено ККАМС МАК и тремя профильными научно-исследовательскими учреждениями г. Москвы. Руководство будет представлено на рассмотрение Совета по авиации и использованию воздушного пространства.
Следует считать, что сертификация и лицензирование являются составными частями единого процесса, причем сертификация медицинских структур в авиации может проводиться на государственном и межгосударственном уровнях, а лицензирование – на государственном уровне в соответствии с законодательными документами. Сертификация медицинских структур в авиации, особенно врачебно-летных экспертных комиссий, позволит повысить качество медицинского обеспечения полетов и их безопасность, объективность и эффективность врачебно-летной экспертизы, а также действенность оздоровительных и реабилитационных мероприятий.
Жизнь показывает, что назрела необходимость создания независимой межгосударственной врачебно-летной экспертной комиссии для стран СНГ, в основу деятельности которой должны быть заложены принципы добровольности, взаимопомощи, повышения качества медицинского освидетельствования и ненанесения ущерба правам и обязанностям освидетельствуемых лиц. Заинтересованность в этом проявляют Азербайджан, Армения, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан и др. На заседании Совета по авиации и использованию воздушного пространства стран СНГ 16 марта 1995 г. был одобрен проект Соглашения о создании Независимой комиссии по врачебно-летной экспертизе при МАК и рекомендована его реализация для заинтересованных государств в установленном порядке.
(Окончание следует)