[НАЗАД]

АВИАТЕХСНАБ: 70 ЛЕТ НАДЕЖНОЙ РАБОТЫ

Государственное унитарное предприятие материально-технического снабжения гражданской авиации (ГУП МТС ГА) “Авиатехснаб”, действующее в системе Федеральной службы воздушного транспорта (ФСВТ) России, - ведущее предприятие отрасли по обеспечению авиапредприятий авиационно-техническим и общепромышленным имуществом, оборудованием и запасными частями. Более двадцати лет предприятие возглавляет генеральный директор, почетный работник транспорта Российской Федерации Владимир Ефимов.

“АП”: Владимир Иванович, позвольте начать беседу с поздравления Вашему коллективу с недавним юбилеем - 70-летием органов материально-технического снабжения гражданской авиации. В связи с этим было бы интересно узнать об истории создания Вашего предприятия и его роли в развитии отечественной авиации.

В.Е.: Спасибо за поздравление, тем более приятно его получить от такого авторитетного авиационного издания, как журнал “Авиапанорама”.

Если кратко напомнить историю нашего предприятия, то все начиналось с приказа по управлению Всесоюзного общества “Добролет” от 6 августа 1929 г. “Об образовании центрального склада” как самостоятельной производственной единицы. Небезынтересен и первоначальный штат склада, состоявший из шести человек: заведующий, два кладовщика, счетовод, упаковщик и чернорабочий. В дальнейшем неоднократно менялись структура и названия центральных органов снабжения гражданской авиации. В 1970 г. приказом министра гражданской авиации СССР было образовано объединение “Авиатехснаб”. Это название уже много лет ассоциируется у работников отрасли с работой органов материально-технического снабжения.

Если говорить о роли работников органов материально-технического снабжения в развитии отечественной гражданской авиации, то наш вклад выражался в решении прозаической, но очень важной задачи- своевременно и качественно обеспечивать и доставлять все необходимое имущество в авиапредприятия для обеспечения пассажирских и грузовых перевозок, технического обслуживания и ремонта авиационной техники, проведения арктических и антарктических экспедиций. Я бы особо выделил такое направление в нашей работе, особенно в период так называемого дефицита (в том числе авиадвигателей и запасных частей), как оперативный ввод в строй простаивающих из-за отсутствия запасных частей самолетов и вертолетов, включая оперативную доставку на простаивающую авиатехнику. С другой стороны, в 70-80-е гг. была отработана система по сбору и обобщению заявок авиапредприятий гражданской авиации на все виды авиационно-технического и общепромышленного имущества, по подготовке и заключению договоров с промышленностью на поставки, выполнялось распределение по номенклатуре, упаковка, отгрузка имущества авиапредприятиям. Важным этапом нашей работы было введение в эксплуатацию комплексной автоматизированной подсистемы нормирования расхода авиационно-технического имущества на эксплуатацию самолетов и вертолетов.

Я достаточно подробно остановился на работе “Авиатехснаба” периода централизованного управления отраслью не из-за ностальгических воспоминаний. Я уверен в том, что многие наши наработки, особенно по системным вопросам, работе с авиапредприятиями, являются вполне актуальными и сейчас, в условиях рыночной экономики.

“АП”: Что изменилось в работе “Авиатехснаба” за последние годы, кто является основными Вашими заказчиками?

В.Е.: Наиболее сложный период мы пережили в начале 90-х гг., когда была практически разрушена достаточно стройная система снабжения - как в организационном, так и финансовом отношении. В России и на пространстве бывшего СССР появились сотни авиакомпаний, многие из которых не хотели возвращать долги за поставленное ранее авиационно-техническое имущество. Пришлось все собирать по крохам, восстанавливать разрушенные связи, больше заниматься таможенными делами для обеспечения отгрузки имущества в другие страны. Нам удалось в этот сложный период своевременно расплачиваться с предприятиями-изготовителями, восстановить и отладить договорную систему поставок, сохранить наиболее перспективную часть заводской инспекции на основных предприятиях-изготовителях. В целом можно констатировать, что мы не только выжили, но и стабилизировали деятельность “Авиатехснаба”. С учетом изменившихся условий мы усилили службы, обеспечивающие отгрузку, прохождение таможни и доставку в любую точку России и СНГ.

Пожалуй, стоит привести несколько цифр, иллюстрирующих наши возможности. Если в 1992-1993 гг. мы имели 60 договоров с авиапредприятиями, то в 1998 г. нашими заказчиками являлось уже более 150 авиапредприятий России, СНГ и дальнего зарубежья. Основные наши заказчики - авиапредприятия России, которые, как правило (за исключением нескольких крупнейших авиакомпаний), не имеют возможности самостоятельной работы с многочисленными поставщиками авиационного и общепромышленного оборудования. На наш взгляд, привлекательными факторами для работы с нашим предприятием являются надежность и выгодные экономические условия. В частности, очень важно, что мы сохранили низкие расценки на услуги, которые не превышают 5-16% от стоимости авиационно-технического имущества, в то время как у многих возникших за последние годы фирм эта цифра достигает 25%. Если говорить о надежности и обязательности поставок, то могу сообщить, что на протяжении последних десяти лет на нас ни разу не подавали в суд за нарушения договора поставки.

Я хотел бы особо сказать о наших специалистах - высокопрофессиональном коллективе “Авиатехснаба”. Основные качества наших работников: высокая ответственность и широкий кругозор знаний по всем направлениям деятельности гражданской авиации. Ведь номенклатура поставляемого оборудования огромна - от болтов и гаек до авиадвигателей, от простейших телефонов до радиолокационных станций, от пуговиц к фирменному обмундированию до ангаров и аэропортовых сооружений. Среди многих достойных специалистов нашего предприятия я бы выделил таких профессионалов, как инженера-экономиста Галину Никуленко, начальника отдела Валерия Остапенко, начальника товарного цеха Виктора Глазкова.

“АП”: Владимир Иванович, сейчас много структур занимается поставками авиационно-технического имущества. На Ваш взгляд, руководителя старейшего предприятия отрасли, есть ли здесь проблемы, связанные с совершенствованием этой работы?

В.Е.: Мы считаем очень важной проблему сертификации (лицензирования) такого важного вида деятельности, как материально-техническое обеспечение предприятий гражданской авиации. С 1992 г. мы пытаемся ввести в действие сертификационные требования к организациям, осуществляющим поставку авиационно-технического имущества для обеспечения деятельности авиационных предприятий гражданской авиации, но “воз и ныне там”. А ведь от решения этой проблемы зависят безопасность и надежность летательных аппаратов, а значит - и жизнь пассажиров. Уже немало было случаев поставок разными фирмами агрегатов с поддельными паспортами и отработавших свой ресурс. Внедрение сертификации позволило бы исключить работу на рынке поставок ненадежных и нечистоплотных фирм-поставщиков. К сожалению, в ФСВТ уже несколько лет не решается этот вопрос. На наш взгляд, перспективной формой обеспечения авиакомпаний авиационно-техническим имуществом по определенной номенклатуре могла бы стать аккумуляция заявок в “Авиатехснабе” - держателе договоров на поставку и неснижаемого запаса авиационно-технического имущества. Думается, при ограниченных финансовых возможностях это было бы выгодно как эксплуатантам, так и производителям, в частности, обеспечило бы четкую ценовую политику при заключении договоров на изготовление авиационно-технического имущества, что значительно снизит затраты при технической эксплуатации воздушных судов.

Мы также намерены существенно активизировать внешнеэкономическую деятельность, особенно с Чехией, Румынией, Болгарией, другими странами дальнего зарубежья.

Мы приглашаем к сотрудничеству авиапредприятия России и стран СНГ, наших зарубежных партнеров. 70-летний опыт работы на рынке услуг по авиационно-техническому снабжению, высокопрофессиональный уровень специалистов, развитая складская и транспортная инфраструктура, низкие и гибкие расценки - залог надежного и своевременного выполнения Ваших заявок.

Беседу вел Илья Вайсберг

ГУП МТС ГА “Авиатехснаб”
125167, Москва, ул. Викторенко, д.11.
Тел.: (095) 157-6643.
Факс: (095) 151-3272.