[НАЗАД]

ТКП: ГАРАНТ СТАБИЛЬНОСТИ АВИАПЕРЕВОЗОК

Транспортная Клиринговая Палата (ТКП) - уникальное предприятие, которое играет существенную стабилизирующую роль в авиатранспортном процессе России и в целом на пространстве СНГ. Об основных направлениях работы Транспортной Клиринговой Палаты рассказывает ее президент Сергей Ильичев.

“АП”: Сергей Викторович, какие события явились предпосылкой к созданию ТКП?

С.И.: Ликвидация общесоюзного Министерства гражданской авиации и децентрализация авиатранспортного процесса на пространстве бывшего СССР, внедрение рыночных механизмов на воздушном транспорте поставили авиапредприятия перед необходимостью искать новые формы взаимоотношений, в том числе и финансовые. Вместо единого Аэрофлота, а соответственно и единого рублевого счета, на который собиралась вся выручка с продажи перевозок, появились сотни авиапредприятий (с различной формой собственности) - участников авиатранспортного процесса: авиакомпании, аэропорты, агентства воздушных сообщений, между которыми возникали многочисленные финансовые взаиморасчеты, связанные в первую очередь с выручкой от продажи авиабилетов. Естественно, эти процессы надо было упорядочить, придать им системный характер, создать оптимальную организационную структуру. В конце 1992 г. практически всеми основными участниками авиатранспортного процесса бывшего СССР был подписан генеральный договор о переходе с января 1993 г. на расчеты по выручке между агентствами и перевозчиками и за оказанные услуги в аэропортах.

Генеральный договор содержал основные положения по организации (управлению) новой системы взаиморасчетов и технологию взаиморасчетов по выручке и за оказанные услуги. Мы учли опыт других мировых систем: американской ARC и международной ИАТА. Вместе с тем мы не стали (и не могли) механически копировать этот опыт, а разработали собственную оригинальную систему взаиморасчетов.

Для координации действий участников генерального договора и методического сопровождения системы взаиморасчетов создан Наблюдательный совет авиапредприятий по взаиморасчетам, а для организации, регулирования и контроля за взаиморасчетными операциями с денежными средствами перевозчиков - Клиринговая Палата авиапредприятий, позднее преобразованная в Транспортную Клиринговую Палату.

Не могу не отметить большую роль Главного агентства воздушных сообщений ГА (ГАВС ГА) в организации системы взаиморасчетов, прежде всего заместителя генерального директора Виктора Фурсова - первого руководителя ТКП.

“АП”: Какие основные задачи решает ТКП? Кто является Вашими партнерами?

С.И.: На сегодняшний день договорные отношения с ТКП имеет около 180 регулярных перевозчиков России и стран СНГ, более 230 агентств прошли аккредитацию при ТКП. Тем самым создано правовое поле, регламентирующее порядок и организацию продажи авиаперевозок и взаиморасчетов. Важнейшим элементом работы системы взаиморасчетов стало внедрение новых нейтральных бланков ТКП международного образца как документа, подтверждающего договор между авиапассажиром и авиаперевозчиком. Сегодня более 70% авиаперевозок осуществляется на таких бланках. Для их обработки в рамках ТКП создан Единый центр взаиморасчетов, который не только обрабатывает контрольные купоны бланков, но и следит за движением их использованных и неиспользованных экземпляров. Каждую декаду для всех участников перевозочного процесса готовится информация о продаже перевозок. Они смогут сверить свои данные с данными ТКП - кто продал билет, где, по какому тарифу.

Важным фактором повышения эффективности работы ТКП стало изменение порядка финансирования системы взаиморасчетов, которое мы внедрили в 1998 г. Ранее главной составляющей доходов был процент, отчисляемый от выручки с продажи авиаперевозок, что ставило в неравные условия авиакомпании, выполняющие авиарейсы на дальние, средние и короткие расстояния. Более справедливым и объективным стал принцип финансирования, привязанный к перевозке одного пассажира и оформленный на бланке ТКП.

В целом, если кратко сформулировать цель системы взаиморасчетов, а соответственно и деятельности ТКП, это - достижение эффективного и полномасштабного осуществления взаиморасчетов между участниками и субъектами системы с минимизацией потерь выручки на всех этапах ее движения.

“АП”: Кроме организации и контроля взаиморасчетов - главной задачи ТКП - какой круг проблем Вы решаете?

С.И.: Безусловно, ТКП выполняет значительно больше функций, чем чисто взаиморасчетных. Сообщу кратко лишь о некоторых из них. С 1999 г. на ТКП возложены функции Центра расписания и тарифов, который, на наш взгляд, должен приобрести статус международного и обслуживать расписание авиакомпаний России и стран СНГ. Для этого потребуется разработка новых программ и технологического обеспечения.

ТКП координирует или участвует в координации создания различных систем, разработке стандартов, технологий и процедур, в том числе по оплате услуг в аэропортах, топливозаправочных комплексах, в системе УВД; ведется разработка технологии взаиморасчетов по грузовым перевозкам. Нами осуществляется аккредитация и контроль деятельности центров бронирования авиаперевозок, управление доступом агенств к ресурсам мест перевозчиков в системе резервирования “Сирена”. Важное место в нашей работе занимает координация обучения и переподготовки персонала агентств и авиакомпаний в учебных центрах как по внутренним технологиям систем взаиморасчетов, продажи, бронирования, тарификации, так и по программам ИАТА.

Решение вышеперечисленных и других вопросов возможно только с привлечением специалистов самой высокой квалификации. Именно такие специалисты работают в ТКП, многие из которых прошли школу ГАВС ГА, в том числе и я, проработав там от рядового инженера до заместителя генерального директора. Я бы предложил руководителям наших крупнейших отраслевых вузов - Московского и Киевского университетов гражданской авиации - при подготовке специалистов по организации перевозок и экономике воздушного транспорта учитывать современные требования и подходы в организации взаиморасчетов, бронирования, резервирования и другие аспекты рыночных механизмов в гражданской авиации. ТКП могла бы оказать методическую помощь в подготовке специалистов для овладения современными технологиями по этим направлениям.

“АП”: Сергей Викторович, насколько я знаю, ТКП является владельцем уникальной информации о работе отрасли в целом. Как она используется?

С.И.: Действительно, Федеральная служба воздушного транспорта (ФСВТ) России несколько лет назад поручила ТКП осуществлять функции сбора и обработки статистических данных в отрасли. Это направление возглавляет известный в гражданской авиации специалист, многие годы руководивший экономическим управлением в Министерстве гражданской авиации, - Виталий Соломатин. Обладая уникальными данными о работе отрасли, мы на их основе готовим статистические и аналитические материалы, сводные отчеты, которые направляем в ФСВТ, Госкомстат, ИКАО и другие организации. Наши аналитические материалы используют региональные управления и авиапредприятия. Ежемесячно обрабатываем сведения о перевозках пассажиров и грузов, об объемах перевозок между пунктами полета. Ежеквартально - сведения по объемам перевозок через аэропорты, отправкам пассажиров и грузов, о парке воздушных судов, по финансовой деятельности авиапредприятий. В среднем за год вводим в ЭВМ и обрабатываем около 40 тыс. форм. Перефразируя известное выражение, могу с уверенностью сказать: выдаваемая ТКП статистика знает о воздушном транспорте России все.

“АП”: Какие новые проекты ТКП намечает реализовать?

С.И.: Прежде всего мы будем постоянно совершенствовать систему взаиморасчетов - основное направление нашей работы, в частности, займемся ее новым программным обеспечением, что существенно расширит ее функциональные возможности.

Важное социальное значение может иметь наша совместная работа с Государственным фондом социального страхования, результатом которой будет возможность одновременной продажи на льготных условиях авиаперевозок и путевок в санатории. В планах ТКП - проект продажи гостиничных услуг через систему бронирования, в том числе и в дешевых гостиницах.

Мы приняли активное участие в разработке концепции развития рынка реализации авиатранспортных и туристских услуг в Москве. Мне представляется перспективной и разработка аналогичной концепции на федеральном уровне.

Высокий профессионализм наших специалистов, уникальный опыт работы в условиях действия рыночных механизмов на воздушном транспорте, наличие современной информационной инфраструктуры - все это позволяет коллективу ТКП решать самые сложные задачи.

Я поздравляю всех участников системы взаиморасчетов и читателей журнала “Авиапанорама” с Новым годом, надеюсь на успешное сотрудничество в 2000 г.

Беседу вел Илья Вайсберг

Транспортная Клиринговая Палата
123056, Москва, ул. Большая Грузинская, д. 59/1.
Тел.: (095) 254-4783.
Факс: (095) 254-6900.