[НАЗАД]

РОССИЙСКАЯ АВИАЦИЯ ВО 2-Й ЧЕЧЕНСКОЙ ВОЙНЕ
Предварительный анализ по состоянию на начало ноября 1999 г.

Александр Яворский

Через три года после бесславного завершения 1-й Чеченской войны, в результате которой Россией так и не было принято важное военно-политическое решение, не ликвидированы ни сами бандформирования, ни условия для их существования, чеченские “метастазы” дали осложнение в регионе в еще более серьезной форме, претендующей на начало всеобщей кавказской войны.

В августе 1999 г. отряды чеченских боевиков вторглись на территорию Дагестана. Вторжение происходило по заранее разработанному плану и предусматривало занятие ряда дагестанских населенных пунктов, в которых боевики в течение длительного времени возводили оборонительные сооружения, оборудованные скрытными и сильно укрепленными огневыми позициями.

Параллельно с блокированием и последующим уничтожением групп боевиков на территории Дагестана авиация федеральных войск наносила удары по скоплениям боевиков в Чечне в приграничных с Дагестаном районах. Постепенно действия авиации переключились на цели во внутренних районах Чечни. Основными из них являлись базы боевиков, лагеря по их подготовке, склады боеприпасов и вооружений, опорные пункты и укрепрайоны, элементы топливно-энергетической базы (нефтяные скважины, мини-заводы по переработке нефти, хранилища топлива и ГСМ), элементы ПВО и военная техника, узлы связи, пункты управления и командования.

Военное командование сделало определенные выводы из прошлой Чеченской кампании, а также из боевых действий НАТО в Югославии. В 1-й Чеченской войне федеральные войска понесли большие потери в живой силе и в технике, развивая наступление без предварительной огневой подготовки. Большие потери были и среди мирного населения, когда для достижения результатов срочно потребовалась поддержка ударной авиации.

На этот раз основная роль в воздушно-наземной операции отводится авиации. Предварительно ведется тщательная разведка авиационными средствами, разведывательными подразделениями спецназа, агентурной разведкой. Как следствие, более грамотно производится выбор средств поражения выявленных конкретных целей, что подразумевает уменьшение разрушений гражданских объектов и количества жертв среди мирного населения.

По сравнению с предыдущей войной качественный состав авиационной группировки почти не изменился. Ударная авиация представлена исключительно самолетами разработки “ОКБ Сухого”: фронтовые бомбардировщики Су-24М и штурмовики Су-25. Бомбардировщики Ту-22М пока не вводились в бой. Радиотехническая, воздушная и фоторазведка ведется самолетами МиГ-25РБ и Су-24МР. Для выполнения фото- и воздушной разведки привлекаются самолеты Ан-30Б. Так же, как и во время прошлой Чеченской военной кампании, к ведению тактической воздушной разведки привлечен беспилотный разведывательный комплекс “Строй-П”.

Возможности авиационных средств неоднородны применительно к действиям в сложных метеоусловиях, ночью, по точности навигации и номенклатуре применяемых боеприпасов с точным наведением. Дистанционно-пилотируемые летательные аппараты (ДПЛА) “Пчела-1Т” в составе комплекса “Строй-П” могут вести разведку только в дневное время при хороших метеоусловиях, т.к. оборудованы только телевизионными камерами (т.е. в той же комплектации, что и три года тому назад, в период прошлой войны).

Фронтовые бомбардировщики Су-24М и штурмовики Су-25 в боевых действиях также применяются практически без изменений по составу оборудования и номенклатуре вооружения. Самолет Су-24М отличает всепогодность боевого применения, мощная прицельно-навигационная система и широкая номенклатура управляемого оружия, в состав которой входят управляемые ракеты класса “воздух - поверхность”, корректируемые бомбы КАБ-500, а также тяжелые бомбы КАБ-1500Л и КАБ-1500ТК с лазерным или с телевизионно-командным наведением, предназначенные для поражения высокопрочных целей (бункеров, мостов).

Бронированные штурмовики Су-25, прекрасно зарекомендовавшие себя в Афганской и в 1-й Чеченской войне, из управляемого оружия располагают только тремя типами управляемых ракет класса “воздух - поверхность”. Самолеты этого типа не имеют совершенной навигации и не могут действовать в сложных метеоусловиях и ночью. (Последнее не совсем верно, т.к. в 1-й Чеченской войне “грачи” довольно успешно наносили удары в условиях освещения поля боя светящими авиационными бомбами - САБ.

В боевых действиях в Дагестане и Чечне на прошедших этапах хорошо показали себя самолеты Су-24М и Су-25, вертолеты огневой поддержки Ми-24. Летный и технический состав старается выполнить поставленную задачу, несмотря на слабую подготовку. В значительной степени пока выручают летчики, прошедшие 1-ю Чеченскую войну и даже Афганистан.

В 1998 г., по словам главкома ВВС РФ генерал-полковника Анатолия Корнукова, средний налет на одного летчика составил 21 ч при планировавшихся 28 ч. Для сравнения средний годовой налет летчика боевого самолета в странах НАТО составляет приблизительно 120-180 ч. (Считается, что средний налет у летчиков штурмовой авиации (20 ч) не является самым худшим в ВВС РФ. При этом научно обоснованная норма годового налета на одного летчика - не менее 80 ч.)

И такие экипажи летают, достаточно успешно решая поставленные перед ними задачи. Но все это происходит при полном отсутствии противодействия в воздухе и при крайне слабой системе ПВО противника, который пока массово не применяет ПЗРК и скорострельные ствольные артиллерийские системы.

Впрочем, что касается самолетов Су-25, то командование старается создать условия для того, чтобы как можно больше летчиков приобрели реальный боевой опыт. К полку, размещенному в данном районе на постоянной основе, с определенной периодичностью присоединяются боевые части со своей авиатехникой из других районов базирования, которые работают “вахтовым” способом. На место убывающей части направляется очередная. Таким образом, к примеру, постоянно действуют два авиаполка.

Преимущества такой схемы очевидны. Помимо общего наращивания мощи созданной авиационной группировки, прибывающие экипажи сразу же обогащаются ценным опытом, накопленным “старожилами”. К новичкам натренированность, опыт приходят непосредственно в ходе боевых действий, в которых они сначала летают на средних высотах, затем переходят на малые и наконец предельно малые высоты, постоянно повышая эффективность боевого применения.

Существует и другая схема: при наличии на точке базирования постоянной авиатехники происходит ротация экипажей. В этом случае на самолетах работают уже опытные летчики, некоторых из которых можно смело причислить к асам.

Основу штурмовиков составляют стандартные старенькие “грачи” - одноместные Су-25, повидавшие афганскую и 1-ю Чеченскую войну. Летают также и двухместные учебно-боевые варианты - Су-25УБ. Совсем новые и наиболее совершенные самолеты Су-25Т, “суперграчи”, выделены в отдельную небольшую группу.

Погодные условия не всегда позволяют использовать авиацию. Когда горы, где закрепились боевики, закрывались туманом, авиация бездействовала за исключением всепогодных фронтовых бомбардировщиков Су-24М. Ни стандартные штурмовики Су-25, ни вертолеты Ми-24, состоящие на вооружении, не имеют пилотажного и прицельно-навигационного оборудования, обеспечивающего безопасность полета и эффективное применение оружия ночью, в сложных метеоусловиях (туман, дождь, снегопад). Вследствие недостаточности средств определения собственного местоположения штурмовик Су-25 (при минировании возможных маршрутов движения боевиков 9 августа) ошибочно нанес удар по грузинскому селу Зело Омало (на границе с Чечней и Дагестаном). Самолеты Су-25 явно нуждаются в модернизации, обязательно включающей установку терминала спутниковой навигации.

Развитие боевых действий предполагает затяжную военную кампанию с неприятным зимне-весенним периодом, когда из-за метеоусловий авиационная поддержка будет ограниченной. В этих условиях из боевой авиации смогут действовать только самолеты Су-24М и новый вариант штурмовика “ОКБ Сухого” - Су-25Т.

Обманчиво отсутствие сильного противодействия средств ПВО со стороны боевиков и особенно применения ПЗРК. По имеющимся данным, у боевиков есть отечественные ПЗРК “Стрела” и “Игла”. Общее количество ПЗРК всех типов у боевиков предположительно составляет 100 комплектов. По словам министра обороны РФ Игоря Сергеева, в настоящее время они располагают 70 комплектами ПЗРК “Стингер”.

Не исключено, что боевики приберегают ПЗРК до более ответственных фаз дальнейшего сражения. В то же время они стараются применять их экономно и в тех случаях, когда успех гарантирован. Об этом свидетельствует случай поражения самолета Су-24МР, когда боевик с ПЗРК появился на огневой позиции в нужное время и специально выжидал наилучшее положение для стрельбы - после очередного разворота самолета.

Опыт, накопленный летчиками самолетов и вертолетов в Афганистане, позволяет избежать поражения этими средствами. Но наиболее радикальным способом является увеличение общей боевой живучести летательного аппарата за счет определенных конструктивных решений, а также путем постановки помех головке самонаведения ракеты ПЗРК. Пуск ракет по цели, выполняющей отстрел ИК-ловушек, является безрезультатным.

На самолетах Су-25, выходящих в атаку по цели, ведется непрерывный отстрел ИК-ловушек. “Грачи”, выполняющие полет и атаку целей на сверхмалых высотах, ведут отстрел ИК-ловушек при наборе высоты. ИК-ловушки применяются и вертолетчиками. По утверждению В.П. Бабака, главного конструктора штурмовой авиации “ОКБ Сухого”, попадание “Стингера” в самолет Су-25 (если такое случится) не приведет к потере машины, которая и на одном двигателе может добраться до базы.

Гораздо более серьезной угрозой является комбинированная система ПВО, состоящая из крупнокалиберных ДШК, ПЗРК и зенитной артиллерии, или система из одних ДШК стационарного или мобильного типа, расположенных в засаде на возможных маршрутах пролета самолетов. Некоторые ДШК боевиков крепятся на турели и оборудованы оптическим прицелом.

С момента начала боевых действий в августе до ноября потеряны 3 самолета (два Су-25 и один Су-24). Первый Су-25 разбился в Дагестане 9 сентября в Кадарской зоне в районе Буйнакска. Причиной аварии явилось боевое поражение топливной системы самолета, вследствие чего произошел выплеск топлива. Летчик благополучно покинул машину и был подобран службой спасения

Другой Су-25 был потерян 3 октября в результате столкновения с горой при пробивании облачности. Летчик самолета погиб. 4 октября в районе Урус-Мартана был сбит Су-24МР, который выполнял воздушную разведку на малой высоте. По свидетельству очевидцев, после очередного захода самолет был поражен ПЗРК. Один из членов экипажа погиб, второй был захвачен на земле в плен и зверски убит. Впоследствии тело летчика было обменено на тела боевиков-снайперов.

За два месяца боевых действий авиацией ВВС РФ было выполнено приблизительно 2000 самолето-вылетов на все виды заданий, из них на боевое применение штурмовиков Су-25 - более 1000, а бомбардировщиков Су-24М - порядка 800 самолето-вылетов. Этими же типами самолетов выполнялись также полеты на воздушную разведку, разведку погоды и прочие задания. По данным главкома ВВС РФ, к началу ноября в ходе операции было выполнено почти 3000 самолето-вылетов. Такое относительно большое количество самолето-вылетов связано с обеспечением действий сухопутных войск для минимизации их потерь.

В нынешней военной кампании применяются далеко не все новейшие разработки в области вооружений, боеприпасов и специального оборудования. Среди летательных аппаратов приятное исключение составляет ударный самолет Су-25Т, созданный в “ОКБ Сухого” путем глубокой модернизации штурмовика Су-25. Небольшое количество Су-25Т активно участвует в боевых действиях. Сохраняя все лучшие качества штурмовика Су-25, новый ударный самолет обладает всепогодностью и может вести боевые действия ночью. На Су-25Т установлен современный автоматический прицельно-навигационный комплекс “Шквал” с противотанковым управляемым оружием “Вихрь”.

Система обеспечивает распознавание, автоматическое сопровождение подвижной цели, уничтожение целей днем и ночью с вероятностью 0,8-0,9. Самолет Су-25Т позволяет использовать всю номенклатуру стандартного штурмовика Су-25, а также корректируемые авиабомбы КАБ-500КР с телевизионно-коррекционным самонаведением и ракеты Х-25МЛ с лазерной системой наведения.

Комлекс “Шквал” является оптическим локатором и имеет 23-кратное увеличение изображения цели и местности, а также оборудован системой целеуказания ракетам “Вихрь” и оружию с лазерной системой наведения на цель с точностью 0,6 м. При дальности 15 км отчетливо наблюдаются отдельно стоящие дома. Новый ударный самолет может нести до 16 ракет “Вихрь”, от 12 до 36 бомб калибра 500-100 кг, 8 блоков с НУРС разного калибра (40-160 реактивных снарядов), до 6 КАБ-500КР и другое вооружение. Встроенное вооружение самолета включает одну пушку ГШ-30 с боекомплектом 200 снарядов калибра 30 мм.

Бортовой комплекс прицельно-навигационного оборудования нового самолета Су-25Т и его номенклатура вооружения переводит этот ударный самолет из категории обычных “хирургов” в “нейрохирурги”, позволяя наносить точные точечные удары по разведанным целям с одного захода, исключая повреждения окружающих строений и поражение мирных жителей. Именно с помощью самолетов Су-25Т были уничтожены: самолет Ан-2 (ракетой Х-25МЛ) на аэродроме в Грозном, станция космической связи, ретранслятор и другие цели.

“ОКБ Сухого” разработало также еще более совершенный самолет - Су-25ТМ (Су-39), который специально предназначен для боевой работы в особо сложных условиях.

В целом, несмотря на погодные и прочие трудности, бомбардировочно-штурмовая авиация (Су-24М, Су-25 и Су-25Т) пока отлично выполняют поставленные боевые задачи с использованием всей номенклатуры как управляемого, так и неуправляемого вооружения. В Чечне штурмовики Су-25 часто летают на задания, неся каждый до шести блоков НУРС и два подвесных топливных бака. Этот вариант боевой загрузки часто используется для борьбы с группами боевиков в “зеленке” или при атаке боевиков в транспортных колоннах.

Когда позиции боевиков и другие цели недоступны для других видов оружия, авиация применяет объемно-детонирующие авиационные бомбы (ОДАБ), в частности, против галерейных укрытий боевиков и их складов, устроенных непосредственно внутри гор. В другом случае ОДАБ были применены против укрепленных позиций ПВО боевиков, расположенных на вершине горы и оборудованных пулеметами ДШК. Строго говоря, такие боеприпасы были бы очень эффективны и против боевиков в “зеленке”.

Предварительный анализ действий штурмовой авиации показывает, что возможности наличной техники используются далеко не полностью. Например, “Шквал” пока применяется исключительно по прямому назначению, т.е. для непосредственной атаки самолетом целей, в то время как Су-25Т с этим комплексом может применяться в качестве корректировщика и целеуказателя для управления стрельбой артиллерийских систем со снарядами типа “Краснополь” с лазерной системой наведения, чем значительно увеличит эффективность артиллерийского огня и уменьшит потери корректировщиков, которые находятся вблизи линии боевого соприкосновения с противником и подвергаются особой опасности.

С другой стороны, возможности “Шквала” с учетом записи видеоизображения и разрешения по дальности, когда видны не только отдельно стоящие дома, но автомобили и люди, можно эффективно использовать для ведения разведки, в том числе в лабиринтах городских массивов и застроек.

Во время посещения одной из участвующих в боях авиачастей штурмовой авиации председатель правительства РФ Владимир Путин отметил, что благодаря точным действиям авиации удалось избежать больших потерь в сухопутных частях. В “ответном слове” летчики предложили премьер-министру “покататься” на боевом самолете, в результате чего Владимир Путин провел незабываемые 20 мин в воздухе на самолете Су-25УБ - учебно-боевом варианте штурмовика Су-25.

Командование объединенной группировки войск РФ, действующей на Северном Кавказе, просило правительство сделать все возможное, чтобы довести до конца успешно развивающуюся операцию по уничтожению и “вытеснению” боевиков с территории субъекта Российской Федерации. И войска свою задачу выполнят.