"ДУБАЙ – 2000": СКОРЕЕ ИТОГИ, ЧЕМ ПЕРСПЕКТИВЫ
Елена Литовченко
С 14 по 18 ноября в столице богатейшего арабского эмирата проходил 6-й Международный авиасалон "Дубай-2000". В нем участвовало более 500 компаний из 37 стран мира. Их экспозиции разместились в новом, специально выстроенном к открытию "Дубай-2000" выставочном центре. Выставку отличали четкая организация, комфорт и порядок. И только одного оргкомитет во главе с Вирджинией Керн добиться не смог – присутствия новинок, которые олицетворяли бы авиацию будущего. Поэтому, несмотря на название "Дубай-2000", нынешняя выставка скорее итоговая, чем перспективная, хотя руководство ОАЭ так не считает.
Уже отмечалось, что Дубайский авиасалон активно дрейфует в сторону деловой авиации. Ведь данный регион – средоточие богатых покупателей. И не только государств, но и частных лиц. Потому-то все эти "Фалконы", "Пилатусы", "Челленджеры " изящными птицами слетаются на их позолоченную ручку. Вот и на нынешней выставке Саудовская Аравия объявила о приобретении у компании "Рэйтеон" 14 самолетов бизнес-класса.
Россия, стабильно доминировавшая на Дубайских авиасалонах и числом (боевые, пассажирские, транспортные), и умением (великолепный пилотаж), оттеснена на этот раз США и Францией. Нет, никаких новинок традиционные конкуренты не показали. Просто блеску, с которым выступали пилотажные группы "Патруль Франции" и "Красные стрелы", F-16, "Рафаль" и "Мираж 2000", нашему МиГ-21-93 противопоставить было нечего. Этот долгожитель истребительной авиации не рассчитан на участие в авиашоу. Его аэродинамика осталась на уровне сорокалетней давности. В считанные минуты своего показательного полета машина большей частью находилась вне поля зрения присутствовавших. Однако истребитель пользовался вниманием представителей ВВС разных стран из-за своей перспективности. Тысячи этих самолетов эксплуатируются в мире и их обладателям (Индия, Сирия, Ливия и др.) хочется выгодно модернизировать свой истребительный парк. Производитель истребителей Нижегородский завод "Сокол" устанавливает на МиГ-21-93 новые радиолокационную станцию и систему управления вооружением, нашлемный прицел, что позволяет применять высокоточное оружие. Учитывая все это, раскрутка модернизированного МиГ-21-93 (а именно по пути модернизации идет сейчас весь авиационный мир) представляется перспективной.
Посостязаться с западными летчиками мог наш ас Анатолий Квочур, прилетевший в Дубай на МиГ-29УБТ. Но на перелете вышел из строя один двигатель. В общем, получилось как всегда. И все-таки после устранения неисправности Квочур совершил на салоне один зачетный и два блестящих показательных полета.
Однако появление МиГ-29УБТ наделало все же меньше шума, чем отсутствие самолетов фирмы "Сухого". На вопрос, почему "сушки" на этот раз не летают, ответил генеральный директор АО "ОКБ Сухого" Михаил Погосян: "Самолеты "Сухого" не раз демонстрировались в Дубае, но здешний рынок пока не отреагировал на наше участие. А арабский мир многополярен. В той его части, где мы сейчас присутствуем, наши политические позиции не столь прочны. Задачу по продвижению авиационной техники необходимо решать общими с правительством усилиями, поскольку она связана с укреплением статуса России в мировом сообществе. И тогда, может быть, на очередной выставке в Дубае истребители "Су" продемонстрируют свой пилотаж".
На Дубайском авиасалоне дебютировал Ту-334-100 - ближнемагистральный самолет, предназначенный для замены отслужившему свое Ту-134. Эта ниша, в отличие от дальнемагистральных пассажирских лайнеров, пока еще не закрыта для отечественных производителей. Машина поднималась в воздух ежедневно, а затем ушла на презентационные полеты в Иран. Там в декабре должно состояться подписание контракта на производство 100 Ту-334 по лицензии. По неофициальным данным, стоимость программы составит до $2 млрд на 15 лет. А в Дубае самолет представляли две именитые фирмы: АНТК им. А. Н. Туполева и ВПК“МАПО”. Последняя вынуждена обратиться к диверсификационным проектам из-за резкого сокращения внутреннего рынка и ограниченности международного рынка боевой авиации. Свой альянс руководители Василий Александров и Николай Никитин мотивируют желанием в сложной экономической обстановке, при простаивающих производственных мощностях МАПО "МиГ" и нехватке средств у АНТК сделать этот перспективный проект приоритетным для двух фирм под патронажем российского правительства.
На салоне присутствовала официальная российская делегация, возглавляемая вице-премьером правительства Ильей Клебановым. Один из ее членов, бывший глава ГК “Росвооружение”, а ныне первый заместитель министра торговли Григорий Рапота отметил: "Этот регион интересен тем, что имеет стойкую потребность в вооружениях и платежеспособность. Кроме того, политические отношения между нашими странами развиваются нормально. Имеются наработки “Росвооружения” и других самостоятельных компаний. В свою очередь мы интересны арабам высоким качеством российского оружия. Однако нашей авиационной технике здесь серьезную конкуренцию составляют американская и французская”.
Его слова подтвердились в первый же день авиасалона. Все газеты сообщили об ожидаемом контракте в $8 млрд на 80 Р-16 В1ос1< 60 между США и ОАЭ, о котором впервые было объявлено еще в мае 1998г. Наследный принц Дубая и министр обороны ОАЭ шейх Мохаммед бин Рашид аль Мактум снова публично выразил удовлетворение американской техникой. Американцы даже сняли зал для банкета, но подписание не состоялось. И вообще обилием объявленных сделок Дубайский салон не ознаменовался.