[НАЗАД]

ЕГО ЖИЗНЬ - ЯРКОЕ И НЕЗАБЫВАЕМОЕ МГНОВЕНИЕ

Владимир Ярополов,
старший научный сотрудник РГНИИЦПК им. Ю.А. Гагарина,
доктор технических наук, профессор,
заслуженный деятель науки Российской Федерации

12 апреля 2000 г. отмечается 40-летие образования Российского государственного научно-исследовательского испытательного центра подготовки космонавтов (РГНИИЦПК) им. Ю.А. Гагарина. Эта дата неразрывно связана с историческим полетом Юрия Гагарина.

Впервые вопрос о полете человека в космос обсуждался на совещании в Академии наук СССР в начале 1959 г. А уже 22 мая 1959 г. Совет Министров СССР выпустил специальное Постановление “О подготовке человека к космическим полетам”.

Отбор кандидатов в космонавты был начат в октябре 1959 г. В процессе первичного отбора кандидатов в космонавты были рассмотрены документы на 3461 летчика истребительной авиации в возрасте до 35 лет. Из них для подготовки к космическим полетам было отобрано 20 человек.

В конце 1959 г. принимается решение о создании в Военно-Воздушных Силах специального центра для подготовки человека к космическому полету - Центра подготовки космонавтов (ЦПК), и начиная с 11 января 1960 г. осуществляется его формирование.

Первая группа кандидатов на космический полет прибыла в ЦПК в начале марта 1960 г. “Программа подготовки космонавтов” была утверждена С.П. Королевым 5 августа 1960 г. 17 и 18 января 1961 г. группа из шести космонавтов (В.Ф. Быковский, Ю.А. Гагарин, Г.Г. Нелюбов, А.Г. Николаев, П.Р. Попович и Г.С. Титов) сдала экзамен на готовность к полету.

Запуск первого человека в космос был во многих отношениях шагом в неведомое. Выдержит ли космонавт в кабине неимоверный шум работающих двигателей ракеты-носителя? Какие перегрузки и как они будут воздействовать на человека? Как будет влиять невесомость на живой организм? Смогут ли космический корабль и его системы обеспечить нормальную жизнедеятельность организма человека на всех этапах полета в космос? Неоднократно проводятся эксперименты на беспилотных кораблях “Восток”.

Неопределенность в оценке поведения человека в космосе (возможность расстройства его психики) потребовала особого подхода к конструированию космического корабля. Предпочтение было отдано автоматическим системам. Уровень автоматизации на борту корабля “Восток” был очень высок. Один из разработчиков по этому поводу пошутил: “Если бы мне дали квартиру в Москве, я бы запросто согласился лететь в космос. А что? Сел бы в корабль, по минутной готовности потерял сознание и очнулся в кремлевской больнице”. Тем не менее предусматривалась и система ручного управления, но она блокировалась. И разблокировать ее можно было либо по командной радиолинии, либо после сообщения космонавту с Земли кода включения системы ручного управления.

Особые подходы требовались и при проведении испытаний корабля “Восток”. “Ни одного отказа! Ни одного замечания за все время испытаний! - требовал Сергей Королев. - Проведите цикл испытаний так, чтобы на Государственной комиссии мы могли доложить лишь два слова: “Замечаний нет!”.

Для того чтобы исключить всякие случайности при проведении испытаний и пропуск каких-либо отказов или замечаний по работе систем, были запрещены работы в ночное время. Исключение составляли лишь те операции, которые по условиям технологического процесса не могли быть прерваны.

При подготовке корабля “Восток” в пилотируемом варианте было запрещено вносить какие бы то ни было изменения в технологию и методику проведения испытаний. Необходимым условием обеспечения высокого качества испытаний Королев считал неизменность состава испытательной бригады, в связи с чем замена людей без его разрешения не допускалась. Небрежность при проведении испытаний считалась преступлением. Специалист, допустивший ее, немедленно отстранялся от работы без права последующего участия в испытаниях.

Именно в этот период во всех паспортах и формулярах приборов и агрегатов корабля “Восток” появилась запись “Годен для 3КА”, которая означала, что все комплектующие, входящие в состав изделия, и само изделие прошли специальный отбор и комплекс проверок и испытаний, которые гарантируют высший уровень их качества и надежности.

10 апреля корабль “Восток” был состыкован с ракетой-носителем и 11 апреля в 5 ч 40 мин состоялся ее вывоз на стартовую позицию. В полдень того же дня на стартовой позиции была проведена встреча стартовой команды с Юрием Гагариным и его дублером Германом Титовым. Впоследствии такие встречи стали традиционными.

Работы на стартовой позиции по подготовке к пуску начались в 4 ч утра по местному времени 12 апреля 1961 г. За 2,5 ч до запуска на старт прибыл автобус с Гагариным. На стартовой позиции его встречали Сергей Королев, председатель Государственной комиссии Константин Руднев и маршал Кирилл Москаленко. После доклада председателю Государственной комиссии Гагарин поднялся на лифте к посадочному люку корабля.

За несколько десятков минут до запуска при закрытии посадочного люка не сработал один из контактов, контролирующих качество его закрытия. Возникла угроза срыва пуска, т.к. люк мог оказаться негерметичным, а времени на его открытие и повторное закрытие практически уже не было. Тем не менее Королев принял решение на повторение этой операции. Боевой расчет за 30 мин успел открыть и закрыть люк, проверив его герметичность.

И вот наступил момент старта. Наверное, не было человека на стартовой позиции, который бы не переживал происходящее. Волновались операторы у своих пультов, клал таблетки в рот Королев. И был, казалось, только один человек, который не переживал происходящее, - Гагарин. Самый высокий пульс был у него после посадки в кабину и то, скорее всего, из-за физического напряжения. А потом, вплоть до момента запуска, он был на отметке 64. Все окружающие и сами медики удивлялись происходящему.

Запуск был осуществлен в 9 ч 07 мин по московскому времени (в 11 ч 07 мин по местному). После команды “Подъем” все специалисты собрались на “нулевой отметке” стартовой площадки и слушали репортаж по громкой связи о ходе полета. Каждого волновал вопрос надежности работы его системы, и раздавался вздох облегчения, когда она заканчивала свою работу. Самое трудное испытание досталось специалистам по системе приземления. Все специалисты уже по-человечески радовались, уверенные в предстоящем успехе, и только “приземленец”, бледный и сосредоточенный, продолжал нервно ходить по “нулевой отметке”.

12 ч 55 мин местного времени. Пришло сообщение о том, что парашют раскрылся и приземление прошло успешно. Но, пожалуй, в тот момент никто из присутствующих до конца не понял всего значения произошедшего события. И только, когда по стартовой площадке “железный” голос Левитана “разнес” сообщение о результатах полета, “мурашки поползли по коже”, и все, наконец осознав грандиозность свершившегося, бросились обнимать и поздравлять друг друга.

Юрий Гагарин был первым из землян, увидевшим Землю во всей ее вселенской красоте. Ему было присвоено звание Героя Советского Союза и вручен знак “Летчик-космонавт СССР” № 1. Его - как героя ХХ века - приветствовали все люди Земли, чествовали президенты и короли. Он посетил двадцать семь государств, жители двадцати двух городов мира провозгласили Гагарина своим почетным гражданином.

Но он был летчиком и космонавтом, хотел летать на современных космических кораблях и самолетах. И его мечта о втором полете в космос могла воплотиться в жизнь. В апреле 1967 г. Юрий Гагарин завершил программу подготовки к первому полету на космическом корабле “Союз” и был в полной готовности выполнить его: он был дублером у Владимира Комарова.

Как профессиональный военный летчик Гагарин не хотел терять свои летные навыки. И он летал.

марта 1968 г. командир авиационного полка Владимир Серегин и Юрий Гагарин взлетели с аэродрома “Чкаловский”. В 10 ч 30 мин Гагарин в последний раз связался с руководителем полетов, а в 10 ч 31 мин самолет упал невдалеке от деревни Новоселово Киржачского района Владимирской области, оба летчика погибли. Что произошло в течение этих последних 60 с полета - не известно.

Пройдут десятилетия, но планета Земля всегда будет помнить о подвиге Юрия Гагарина, жизнь которого, как и его первый космический виток, промелькнула перед глазами изумленного человечества как одно яркое и незабываемое мгновение.

РГНИИЦПК им. Ю.А. Гагарина в марте 2000 г. проводит на своей базе 4-ю Международную научно-практическую конференцию “Пилотируемые полеты в космос”

Цель конференции: оценка современного уровня исследований и результатов в области создания и применения пилотируемых космических аппаратов и определение перспектив дальнейшего развития и совершенствования технических средств подготовки космонавтов, системы подготовки и профессиональной деятельности операторов аэрокосмических систем.

Программа конференции:

• проблемы и перспективы развития и применения пилотируемых аэрокосмических систем;

• технические средства и технологии для построения тренажеров;

• проблемы профессиональной подготовки и деятельности космонавтов;

• медицинские и психологические аспекты проблемы обеспечения пилотируемых космических полетов;

• перспективы применения аэрокосмических систем для решения приоритетных экологических и природно-ресурсных проблем.

РГНИИЦПК им. Ю.А. Гагарина

141160, Звездный городок, Московская обл.

Тел.: (095) 526-3890, 526-2100, 526-3731.

Факс: (095) 526-2612.

Yu.A. Gagarin Russian State Research-and-Testing Cosmonaut Training Center is planning the 4-rd International Scientific-Practical Conference on Manned Spaceflight for March, 2000. Conference subject: “Manned Space Missions”.

The following discussions are stipulated by the conference programme:

• problems and prospects of development and utilization of manned aerospace systems;

• problems of cosmonaut professional training;

• prospects of aerospace systems utilization for solution of prior ecological and natural resources problems;

• technical means and technologies of simulators construction;

• medical and psychological problems of manned spaceflight safety ensuring.

Yu.A. Gagarin Russian State Research-and-Testing Cosmonaut Training Center
Star town, Moscow region, 141160.
Tel.: (095) 526-3890, 526-2100, 526-3731.
Fax: (095) 526-2612.