[НАЗАД]

 

ILA'2002: ВТОРЫЕ ПОСЛЕ НЕМЦЕВ

Россия участвовала в берлинском авиасалоне в шестой раз. Распоряжением Правительства России ФГУП “Рособоронэкспорт” было определено организатором единой российской экспозиции. Заняв 1400 кв.м, она стала крупнейшей из иностранных. Под флагом “Рособоронэкспорта” представили свои экспонаты более 30 предприятий иорганизаций из 40 принявших участие в ILA’2002, прошедшей с 6 по 12 мая.

Mig-29

На статической стоянке были представлены вертолет Ми-35М АО “Роствертол” и грузовой самолет Ил-76 авиакомпании “Ист Лайн”, а в летном показе приняли участие УТС Як-130 ОКБ им А.С. Яковлева и амфибийный самолет Бе-200 разработки ТАНТК им. Г.М. Бериева. “Юридический терроризм” фирмы “Нога” стал причиной неявки заявленных РСК “МиГ” МиГ-29MRCA и Ил-103. В воздухе и на статике демонстрировались истребители МиГ-29 Luftwaffe, биплан Ан-2 местной регистрации, вертолеты Ми-2 и Ми-8 полиции г. Берлина.

Берлин – удобная площадка для демонстрации техники, предназначенной для стран Восточной Европы, где “Рособоронэкспорт” участвует в тендерах на модернизацию вооружения и военной техники советского производства. Так, Ми-35М выбран в качестве основы модернизации вертолетного парка.

“Рособоронэкспорт” считает целесообразным продолжение “берлинской” практики, когда назначается глава единой российской делегации, а в начале выставки проводится общая пресс-конференция, за которой следуют пресс-конференции фирм-участниц. По такой схеме стоимость участия отдельной фирмы сокращается за счет “массовой” закупки выставочной площади, появляется возможность долгосрочного планирования выставочной деятельности.

На ILA’2002 “Рособоронэкспорт” провел более 70 переговоров c иностранными фирмами и делегациями. Среди прочих тем обсуждались вопросы деятельности совместного российско-германского предприятия МАПС, занимающегося ремонтом истребителей МиГ-29, а также шла речь о продолжении эксплуатации этих самолетов в Luftwaffe.

На рынке Восточной Европы российские и европейские производители авиатехники зачастую одновременно являются конкурентами и партнерами. От обеих сторон требуются усилия, чтобы уйти от противостояния, “сгладить острые углы”, сосредоточиться на области взаимных интересов.

Здесь хороший пример показывает РСК “МиГ” - лидер по эксплуатации отечественной авиатехники в странах НАТО. В прошлом и нынешнем годах корпорация заключила несколько соглашений по ремонту и модернизации боевых самолетов, находящихся на вооружении стран Восточной Европы. В конкурентной борьбе выигран тендер на восстановительный ремонт и модернизацию 22 истребителей МиГ-29 ВВС Болгарии, подписано соглашение о поддержании летной годности МиГ-29 в Венгрии. Имеются хорошие шансы получить долгосрочный кон-тракт на обслуживание немецких МиГов передаваемых Польше.

За последние несколько лет после модернизации в “Лансер”, проведенной израильской фирмой Elbit и румынской Aerostar SA без участия российских специалистов, в Румынии разбились 14 истребителей МиГ-21, погибли 8 пилотов. До выяснения причин аварий румынские ВВС “тормознули” проект МиГ-29 “Снайпер” и стали искать пути возобновления сотрудничества с разработчиком и производителем “МиГов”. Хочется верить, что стремление к безопасности полетов и желание сохранить жизни летчиков возьмут верх над политическими соображениями конъюнктурного характера.

Модернизация строевых МиГов становится важным источником доходов для отечественного авиапрома и прочной базой для совместных программ с европейской промышленностью. Контракты на модернизацию МиГ-29 выгодны и министерствам обороны, как высокоэффективные инвестиции на поддержание боевого потенциала ВВС. Модернизированный в вариант MRCA серийный истребитель МиГ-29 во время “турне” по Латинской Америке “сразился” в учебных боях с иностранным истребителем четвертого поколения (по-видимому, в роли последнего выступил F-16 ВВС Венесуэлы) и выиграл со счетом 9:1:0 (9 побед, 1 ничья и 0 поражений). А “сражения” между F/A-18A Hornet и МиГ-29Н ВВС Малайзии показали примерное равенство в ракетной дуэли на больших дальностях и превосходство нашего самолета в ближнем бою.

A-340Заметным событием ILA стало подписание соглашения между РСК “МиГ”, АО “Туполев” и Rolls-Royce об оснащении авиалайнера Ту-334 двигателями BR715. Моторы данной серии собираются в городе Dahlewitz немецким филиалом фирмы Rolls-Royce Deutschland. Стороны проведут общую оценку проекта, что позволит Rolls-Royce определиться с долей своего участия в создании, сертификации и производстве самолета.

На стенде Иркутского авиационного производственного объединения (ИАПО) были представлены программы Су-30МК, Су-30КН, Ил-214, Бе-200 и др. Корпорация “Иркут”, создаваемая вокруг ИАПО, недавно увеличила свою “долю” в ТАНТК им. Г.М. Бериева и приобрела контрольные пакеты “Русской авионики” и “Ителы”. К моменту проведения ILA на предприятиях корпорации трудились 18 тыс. человек, а пакет подписанных заказов оценивался в $4 млрд.

Иркутяне “мощно” заявили о себе на ILA, подписав 8 мая меморандум о взаимопонимании по амфибийному самолету Бе-200 с крупнейшей аэрокосмической фирмой Европы – концерном EADS. В ближайшее время будет сформирована рабочая группа, которая оценит проект Бе-200 и выдаст рекомендации по участию в нем EADS. Затем на их основе будет составлен бизнес-план.

“Бе-200 представляется нам очень интересной машиной, ведь мы не имеем ничего похожего в нашем продуктовом ряде”, - сказал президент EADS Райнер Хертрик (Rainer Hertrich). Кстати, “близость” 102-ме-стного Ту-334 к 117-местному А318, как представляется, послужила причиной “не включения” туполевской машины в список российско-европейских кооперационных программ. Ту-334 на ILA’2002 не выставлялся, но присутствовал первый прототип А318, выступавший “в связке” с самым длинным самолетом мира А340-600. EADS может принести в программу Бе-200 свой богатый опыт в области продаж и послепродажного обслуживания авиатехники, логистике, коммерческих операций и поддержке заказчика. “Самолет уникален в своем сегменте рынка, а посему имеет отличный потенциал. Мы хотим поучаствовать в реализации этого потенциала”, - сказал Хертрик. Единственный конкурент - канадский турбовинтовой CL-215/415 меньшей размерности, разработанный свыше 30 лет назад. “Иркут” надеется принять участие в производстве частей для самолетов Airbus. “Бе-200 может послужить ключом к другим кооперационным программам с EADS и Airbus”, - считает Президент ИАПО Алексей Федоров. Бе-200 получил ограниченный сертификат АР МАК прошлым летом. Полный сертификат будет получен до конца текущего года. Имеется твердый заказ МЧС России на 7 самолетов с опционом еще на 8 машин. Заместитель главы МЧС Юрий Бражников сказал, что уже в 2003 г. первые серийные самолеты могут быть задействованы в поисково-спасательных и противопожарных операциях. МЧС предлагает создать международные центры спасения под эгидой ООН, которые будут действовать на основе межправительственных соглашений. В их составе, наряду с самолетами и вертолетами наземного базирования, будет использоваться и Бе-200. Серийная машина будет стоить $25-30 млн в зависимости от состава оборудования. По требованию заказчика возможна замена двигателей Д-436ТП. Кстати, Rolls-Royce Deutschland BR715 подходит не только к Ту-334, но и к Бе-200. По завершению ILA’2002 первый опытный Бе-200 успешно провел демонстрационные полеты во Франции и Греции.

“Сюрпризом” ILA’2002 стала пресс-конференция группы компаний “Каскол” - владельца пакетов акций нескольких ведущих отечественных авиастроительных предприятий, в том числе нижегородских заводов “Сокол” и “Гидромаш”. Пресс-конференция началась в 15:00 8 мая, когда иностранные журналисты уже говорили о выставке в прошедшем времени, поэтому подавляющее большинство людей, собравшихся в пресс-центре, составляли российские участники выставки. Немногие из них понимали, что происходит, когда президент “Каскола” Сергей Недорослев на хорошем английском языке представил фирму, а затем ответил на вопросы журналистов.

Объяснение этому феномену следующее. “Каскол” желает стать частью международного авиационного сообщества, организовать в России производство компонентов для иностранных производителей авиатехники. Без “импортного” языка и “заморских” PR-технологий поставленных целей не достичь.

С 1992 г. реализует на внешнем рынке свою продукцию “Гидромаш”, среди покупателей которого числятся Dornier и CASA. В прошлом году доля экспортных поставок увеличилась до 86%. На “Соколе”, 38% акций которого принадлежат “Касколу”, освоено производство частей для итальянских одномоторных поршневых самолетов F.15 и SF.260. Уже выпущены десятки комплектов крыльев и фюзеляжей. Среди других программ “Сокола” - постановка производства УТС Як-130 и высотного турбовинтового самолета бизнес класса М-101Т “Гжель”. Возобновлен процесс сертификации “Гжели” с перспективой получения ограниченного сертификата АР МАК осенью, а полного – в конце текущего года. Недорослев считает, что в течение 5-7 лет только на российском рынке можно реализовать сто М-101Т.

Владимир Карнозов



Hosted by uCoz