ДОМОДЕДОВСКИЕ СМОТРИНЫ
В России и за рубежом проводится большое количество салонов и выставок авиационной тематики. Практически большинство из них показывает новые или не совсем новые разработки авиационной промышленности и обслуживающих ее отраслей. Недавно прошедшая в московском аэропорту "Домодедово" международная выставка "Гражданская авиация -2002" - первая такого масштаба, тематика и экспозиция которой посвящена деятельности воздушного транспорта.
Программа выставки была достаточно насыщенной: "круглые" столы, семинары, конференции, переговоры и, конечно, демонстрационные полеты. В экспозиции было представлено более 80 летательных аппаратов, включая Ту-204, Ту-334, Як-42, Ан-124, Ан-140, Ан-74, Бе-103, С-80, вертолеты Ми-8 различных модификаций, Ми-26 и др.
В выставочных павильонах были смонтированы стенды различных организаций, представляющих практически всю инфраструктуру воздушного транспорта: техническое обслуживание и ремонт, УВД, авиационную безопасность, продажу и обеспечение перевозок и т.д. Вместе с тем достаточно широко были представлены предприятия авиационной промышленности, разрабатывающие и изготавливающие авиатехнику и наземные средства для гражданской авиации.
Непривычным было видеть среди участников выставки экспозицию прославленного ОКБ Сухого, однако демонстрационные полеты новых самолетов этой фирмы: пассажирского С-80 и Су-26 для сельскохозяйственных работ - показали, что известный разработчик боевых самолетов "Су" серьезное внимание уделяет и гражданской авиационной тематике. Об этом также свидетельствует и представленный на выставке в Домодедове совместный проект создания нового российского регионального самолета вместимостью от 60 до 90 мест, в котором участвуют АВПК "Сухой", АК "Ильюшин" и американская корпорация "Боинг". В ходе авиасалона был подписан ряд важных договоров и соглашений, в частности первый заместитель министра транспорта РФ, руководитель ГСГА Александр Нерадько и Генеральный секретарь ИКАО Коста Перейра подписали соглашение об открытии в России Центра подготовки инспекторов по безопасности полетов.
Заслуживают также внимания соглашения о поставке лизинговой компанией "Ильюшин Финансы" 6 самолетов Ту-204 авиакомпании "КрасЭйр" и о совместной эксплуатации самолетов АН-140 российской компанией "Евразия" и рядом украинских компаний. Одна из особенностей выставки - демонстрация большого числа воздушных судов с салонами повышенной комфортности, в том числе и для V1P перевозок. В этом плане большой интерес вызвали самолеты АН-140 украинской авиакомпании "Аэромост", Як-42 авиакомпаний "Центр-авиа" и "Як-сервис", "омоложенный" Ан-24 авиакомпании завода 410 (г. Киев) и др. Разнообразную экспозицию представила группа ИСТ ЛАЙН, управляющая компания аэропорта "Домодедово", динамично развивающегося и все больше привлекающего внимание зарубежных авиакомпаний. Примечательно, что выставка проходила на территории действующего аэропорта, практически в пик летних перевозок, при этом ее работа не отразилась на обычном деловом ритме аэропорта. Группа ИСТ ЛАЙН объявила о начале третьего этапа реализации программы "Развитие международного аэропорта "Домодедово" до 2010 года".
На официальной церемонии закрытия выставки были отмечены и награждены дипломами компании и организации, наиболее активно и заметно участвовавшие в выставке "Гражданская авиация-2002":
авиакомпания "Сибирь" - за самый коммуникативный и технологический стенд, авиакомпания "Тюменьавиатранс" - за самый посещаемый стенд, компания "СПАРК" - за самый оригинальный стенд. Федерация любителей авиации РФ и РОСТО - за летную программу.
По информации организаторов, за 5 дней выставку посетило более 100 тыс. человек, прошло более 30 мероприятий для специалистов и средств массовой информации. Следует отметить, что для салона такого уровня летная программа была достаточно сильно урезана и представлена в основном легкими самолетами. Хочется надеяться, что в последующем организаторы салона при проведении выставки "Гражданская авиация -2004" обеспечат более разнообразную программу демонстрационных полетов воздушных судов. В целом выставка способствовала объединению усилий авиационной промышленности и воздушного транспорта России, углублению связей со странами СНГ и международными авиационными структурами.
Илья Вайсберг