[НАЗАД]

 

Лазер - на полпутик "звездным войнам"

Анатолий Демин

Появление в начале 70-х годов мощных лазеров различных типов инициировало интерес МО США к разработке ультрасовременных видов тактического оружия и их испытаний. Cамыми продолжительными и важными по значимости явились испытания летающей лазерной лаборатории (ЛЛЛ), оборудованной на модифицированном самолете-заправщике Boeing КС-135.  Cозданный в начале 70-х годов фирмой Avco Everett газодинамический (ГДЛ) СО2-лазер мощностью 30-60 кВт оказался в то время наиболее подходящим для работы на борту самолета. Впоследствии его заменили лазером того же типа мощностью 0,4-0,5 Мвт. Бортовую установку удалось создать относительно малых размеров и веса, однако масса и объем запасенного рабочего тела и углеводородного топлива (типа JP-4) ограничивали время работы лазера до 20-30 сек.

Наиболее подходящим носителем для лазерной установки признали  “летающий танкер” КС-135 (военный вариант пассажирского Boeing B707). Первым в США “лазерным самолетом” NKC-135А стал борт 553123, ранее служивший для испытания модульной оптической системы A-LOTS. Модификацию завершили в начале 1973 г. В верхней части фюзеляжа позади кабины экипажа поставили большой “горбатый” аэродинамический обтекатель, закрывавший вращающийся телескоп системы целеуказания и слежения, новый радиолокатор для ориентации оптической системы и дополнительные источники электропитания для устройства управления и наведения лазерного луча. В задней части фюзеляжа слева появились три круглых окна и одно квадратное. Под фюзеляжем сразу за входным люком крепились две лепестковые антенны и радиопрозрачная панель. В таком виде самолет получил полное обозначение NKC-135ALL (Airborne Laser Laboratory) и поступил в распоряжение Центра испытания вооружения на авиабазе Киртленд.

В 1973 г. ВВС США провели наземные демонстрационные испытания экспериментальной лазерной системы оружия, состоявшей из СО2-лазера мощностью 150 кВт и разработанной ВВС подсистемы прицеливания.

Целью являлась беспилотная воздушная мишень MQM-61A “Cardinal” длиной 4,5 м с поршневым двигателем. В эксперименте мишень летела со скоростью 320 км/ч на высоте около 60 м. Луч лазера навели на хвостовое оперение мишени, она загорелась и упала на землю.

Первоначально на борту NKC-135 стоял относительно маломощный газодинамический СО2-лазер. С его помощью при участии второго самолета типа КС-135 провели измерение распределения интенсивности и дисперсии лазерного луча, излучаемого первым самолетом.

В 1976 г. на NKC-135 установили высокомощный ГДЛ, разработанный отделением Pratt&Whitney фирмы United Technologies и сопряженный с системой прицеливания и сопровождения фирмы Hughes. Все испытания лазера провели на земле, источник питания был еще настолько громоздким, что не мог быть размещен в самолете.

В 1978 г. во время второй модификации NКС-135 фюзеляж самолета удлинили на 3 м, установив более совершенный СО2-лазер массой 10 т и мощностью 0,4-0,5 МВт фирмы United Technologies, подсистему прицеливания и слежения фирмы Hughes

Aircraft и подсистему управления огнем фирмы Perkin-Elmer. Летные иcпытания ЛЛЛ по уничтожению крылатой ракеты-мишени Teledyne Ryan BQM-34 и ракет класса “воздух-воздух” “Sidewinder” AIM-9L (длина - 2,9 м, диаметр - 0,12 м, максимальная скорость - 3600 км/ч) начались в 1980 г. с интенсивной наземной подготовки, в ходе которой провели

стрельбы по неподвижной ракете “Sidewinder”, подтвердившие возможность ее поражения лазерной системой оружия на NKС-135.

В июле-августе 1981 г. ВВС США приступили к очередным испытаниям ЛЛЛ с целью поразить летающую мишень “Firebee”. Воздушные “стрельбы” проходили на высотах 9,1-10,6 км над полигоном White Sands. Одновременно собирались проверить возможность поражения с борта NKC-135 БР “Polaris”. Испытания предполагалось провести над атоллом Кваджелейн в Тихом океане при полете ЛЛЛ на высоте ~10,7 км. Дальность активного полета ракеты - 37-74 км. Бортовой лазер должен был поражать ракету “Polaris” на активном участке полета вскоре после ее выхода из-под воды. В случае успеха лазерных “стрельб” с борта ЛЛЛ по БР “Polaris”, запускаемым с подводной лодки в районе атолла Кваджелейн, планировали также испытать ЛЛЛ в полете над океаном по МБР “Минитмен”. Целью испытаний являлось уничтожение МБР над океаном на стартовом участке траектории. 

1 июня 1981 г. предприняли первую попытку поразить ракету лазерным лучом в полете. Эксперимент проходил над полигоном ЧайнаЛэйк в Калифорнии и окончился неудачей. Лазерный луч не смог поразить летевшую со скоростью около 3200 км/ч ракету Sidewinder, запущенную с боевого самолета Vought А-7. Утверждали, что во время “стрельбы” преждевременно прервали лазерную генерацию. 

3 июня 1981 г. испытание ЛЛЛ было удачнее. Луч лазера навели на ракету и удерживали на ней достаточно долго. Однако и этот эксперимент не оказался вполне успешным, его оценили “удавшимся лишь на 75%”. Причиной неудач посчитали трудности удержания луча на цели в течение времени, необходимого для ее поражения, и вибрацию лазерной системы, вызвавшую отклонения пучка свыше допустимых пределов, что не позволило устойчиво зафиксировать лазерный луч на уязвимом участке цели. 

ЛЛЛ NKC-135 решили еще раз модернизировать и в 1982 г. повторить испытания. Однако их возобновили только в 1983 г. Причину задержки вместе с истинной причиной неудач 1981 г. “популярно” объяснил журнал “Army Times”. Он сообщил, что в хладагенте лазерной системы ЛЛЛ развелись многочисленные бактерии, разъедавшие молибден в зеркалах системы наведения. Возникшая из-за этого коррозия зеркал обусловила необходимость их замены, а сложность изготовления новых зеркал стала основной причиной задержки испытаний. 

В мае 1983 г. над полигоном White Sands началась новая серия летных испытаний ЛЛЛ NKC-135 по ракетам класса “воздух-воздух” Sidewinder. Мощность лазера практически не изменилась (0,4-0,5 МВт), но результаты оказались иными. Первое официальное сообщение об успехе появилось 26 июля 1983 г. Лучом лазера с борта ЛЛЛ были уничтожены пять ракет, запускавшихся в направлении NKC-135 с борта самолета Vought А-7 и летевших со скоростью 3218 км/ч. 

Эксперименты продолжались две недели. Всего с борта А-7 запустили 13 ракет, из них первые восемь были пущены для проверки способности лазерной системы обнаруживать и сопровождать цель. По заявлению официального представителя ВВС США, еще пять ракет не были разрушены непосредственно лазерным лучом, однако после облучения они оказались выведенными из строя и разбились при падении на землю. 31 мая 1983 г. одна из ракет, оснащенная небольшим боезарядом, взорвалась в полете в результате облучения.  Взрыв произошел после того, как установленные на ракете датчики зарегистрировали нарушение параметров полета из-за воздействия лазерного излучения. Позже выяснилось, что в ясную погоду в направлении ЛЛЛ с расстояния около 17,7 км поочередно запустили всего 24 ракеты AIM-9, однако 11 отслеживать не стали, так как параметры их полетов не соответствовали расчетным В сентябре 1983 г. состоялась последняя серия экспериментов с ЛЛЛ, проводимых совместно ВВС и ВМС США. 26 сентября 1983 г. с борта летевшей над океаном ЛЛЛ отследили иразрушили лазерным излучением дозвуковую беспилотную летающую мишень USN BQM-34A. Мишень запустили из Тихоокеанского ракетного испытательного центра ВМС США Пойнт Мугу (шт. Калифорния), она летела над водной поверхностью на низкой высоте в зону испытаний, удаленную примерно на 32 км (максимальное удаление - до 65 км). Так имитировалась воздушная атака на корабль ВМС США. Анализ результатов показал, что лазерный луч прожег обшивку мишени и разрушил ответственные внутренние элементы, вызвав отказ системы управления. Подробности испытаний засекретили. В двух других попытках мишени были повреждены, но не разрушены. Одна из них была 

возвращена с целью подробной оценки повреждений. Сообщение об успехе и о завершении последней серии летных испытаний ЛЛЛ появилось в конце ноября 1983 г. МО США сообщило, что это были заключительные из запланированных полетов, в которых ставилась задача поразить воздушные цели. Особо подчеркивалось, что ЛЛЛ предназначена только для экспериментов и не является опытным образцом системы оружия. Значительно позже сообщили, что дальность действия бортового СО2-лазера не превышала 5 км. Сейчас этот лазер находится в музее ВВС США, а США готовятся к испытаниям первой серийной авиационной лазерной системы ABL (AirBorne Laser) на базе Boeing B747-400F. Самолет отличается от серийного наличием увеличенного носового обтекателя под лазерную установку и турели для лазерной подсветки цели. Для первичного отслеживания траектории ракет в задней части хвостового оперения и под головным лазером установлены система инфракрасного поиска и датчики перемещения цели. Самолет уже совершил свой первый 90-минутный полет по программе летных испытаний. Сама лазерная система, прошедшая испытания только на земле, будет установлена позднее. По предварительным данным вес лазерной начинки составит около 80 т. 

Работы над лазерным самолетным вооружением проводились и в Советском Союзе. В начале 80-х годов разведывательная служба США утверждала: “Научный уровень работ советской программы создания лазерного оружия в 3-5 раз превышает уровень работ, проводимых в США; советская программа рассчитана на разработку конкретных систем лазерного оружия”. 

Трудно сказать, насколько достоверны эти оценки, сведения о советской лазерной военной программе до сих пор засекречены. Известно только, что в 80-е годы на базе военно-транспортного самолета Ил-76МД СССР-76879 была создана лазерная летающая лаборатория А-60 для исследования распространения лазерных лучей в верхних слоях атмосферы. Ее летные испытания начались в 1983 г. 

Самолет доработали: для питания лазера и сопутствующей аппаратуры в обтекателях по бокам фюзеляжа установили дополнительные турбогенераторы (как на Ил-76ПП). 

Для этого пришлось перенести ВСУ, доработать двери и упразднить передние аварийные выходы. В носу вместо штатного метеорологического радара установили большой бульбообразный обтекатель на специальном переходнике, к которому снизу пристроили продолговатый обтекатель поменьше. Вероятно, там разместили подвижную антенну системы наведения с круговым обзором. От обширного остекления штурманской кабины остались лишь по два окошка с каждого борта. 

Оригинальным было техническое решение размещения лазерной системы: в отличие от американской ЛЛЛ, чтобы не портить аэродинамику самолета еще одним обтекателем, оптическую головку лазера сделали убирающейся. Верхнюю часть фюзеляжа между крылом и килем вырезали и заменили огромными створками, состоящими из нескольких сегментов. Они убирались внутрь фюзеляжа, а затем наверх выдвигалась башня с выходным зеркалом. За крылом имелись выступающие за контур фюзеляжа обтекатели с профилем, подобным профилю крыла. Грузовая рампа сохранялась, но створки грузового люка сняли, а люк зашили металлом. 

A-60Доработку самолета Ил-76 выполнил ТАНТК им. Г.М.Бериева и Таганрогский машиностроительный завод им.  Г.Димитрова, выпускавший в те годы на базе Ил-76 самолет ДРЛО А-50 и противолодочные самолеты Ту-142.Об испытаниях отечественного боевого лазера, по целому ряду характеристик сходного с американским, использовавшимся в ЛЛЛ NKC-135A, до сих пор открытой информации нет. Вероятно, именно на А-60 проходили летные испытания лазерной части боевой космической станции (БКС). Эту станцию (или ее весогабаритный макет) собирались вывести на орбиту 15 мая 1987 г. во время первого старта новой ракеты-носителя “Энергия”, но неполадки в работе разгонного блока привели к тому, что на участке довыведения БКС выполнила нештатный разворот и, затормозив (вместо разгона), упала в Тихий океан. 

Лазерную лабораторию А-60, по некоторым данным, также постигла незавидная участь - самолет сгорел дотла на аэродроме “Чкаловский”.Утверждали, что причиной пожара стала вытекшая водоспиртовая смесь для охлаждения лазера.



Hosted by uCoz