Азиатско-Тихоокеанский бассейн: потребности рынка
Один из самых перспективных рынков вооружений, в том числе авиационных, на данный момент имеют страны Азиатского региона. Во-первых, обладая достаточно крупными и оснащенными вооруженными силами, эти страны большое внимание уделяют военно-воздушной составляющей. Во-вторых, они имеют средства для постоянного обновления своего авиационного парка. В третьих, этот регион достаточно нестабилен в плане конфликтов, так что каждому государству приходится думать об обеспечении собственной безопасности, опять же за счет укрепления ВВС.
Для борьбы с этими явлениями также используется авиация, как военная, так и гражданская. Достаточно посмотреть на карту, чтобы понять, что без авиации практически нереально провести какую-либо операцию против внешнего или внутреннего врага. Большая часть региона покрыта горами, труднопроходимыми джунглями, пустынями. Юго-Восточная Азия изобилует островами и болотистыми местностями. Некоторые страны полностью расположены на островах, и для них авиация служит не только средством сообщения, но и орудием борьбы с возможной морской угрозой или контрабандой. Однако, рассматривая потребности Азиатского рынка, стоит учитывать, что, большинство стран региона, способных оплатить покупку современных вооружений, вряд ли в этом нуждаются. Причина в том, что уже имеющиеся самолеты вполне справляются с поставленными передними задачами, особенно учитывая общий уровень развития вооруженных сил региона. Большая часть проблем или новые требования к авиатехнике решаются в ходе модернизации. Тем не менее, время от времени совершаются достаточно крупные сделки, хотя не всегда можно понять, чем при этом руководствуется страна-покупатель: чувством престижа или здравым смыслом.
Характеризуя страны региона с позиции потенциальных покупателей находится под пристальным вниманием США, которые укрепляют в нем свое присутствие во всех областях еще с конца XIX века. Естественно, что они крайне заинтересованы в том, чтобы самим получить весьма перспективные рынки сбыта. А потому достаточно посмотреть на страны, заключившие с США взаимные договоры по безопасности и сотрудничеству, чтобы понять, что рынок вооружений этих стран во многом уже занят. Одну из ведущих ролей в этой системе играет Япония. Силы обороны Японии предназначены для защиты территории страны, ее территориальных вод и воздушного пространства, а также морских путей сообщения на расстоянии до одной тысячи морских миль. Соответственно, японские ВВС ставят перед собой две приоритетные задачи: организацию ПВО и возможность нанесения воздушных ударов по кораблям противника. Япония выпускает по лицензии некоторые американские самолеты и вертолеты, например истребители F-4 и F-15, а также патрульные самолеты. Почти самостоятельно Япония разработала истребитель Мицубиси F-2, который представляет собой сильно переработанный американский F-16C. В то же время многие типы учебных или транспортных самолетов разработаны самими японцами. Стоит учитывать, что развитая радиоэлектронная промышленность Японии позволяет самостоятельно создавать бортовое оборудование самолетов. А сами самолеты и вертолеты разрабатываются несколькими компаниями, каждая из которых ответственна за создание определенных систем или узлов. При этом, придерживаясь выбранного политического курса, Япония не продает вооружения за границу. Оборонное сотрудничество Южной Кореи и США заключается в том, что последние обязуются поддерживать мир и стабильность на Корейском полуострове и оказывать поддержку Корее в случае нападения внешнего агрессора. Естественно, что такие обязательства не могут быть выполнены без военно-технического сотрудничества. Весьма характерен для этого недавний пример. Несколько лет назад Южная Корея почувствовала острую необходимость в истребителе для завоевания господства в воздухе. В числе самолеты Еврофайтер “Тайфун”, Су-35, “Рафаль” и F-15K. В финал вышли французский “Рафаль” и американский F-15. Корейцы особенно и не скрывали, почему при схожих в принципе характеристиках предпочтение отдали американскому самолету. “Мы решили остановиться на F-15K, основываясь на трех факторах: национальной безопасности, международных отношениях и возможности выхода на международные аэрокосмические рынки”, - сообщил прессе некто из министерства обороны. Действительно, при наличии в стране почти 40 тыс. военных из США выбор становится несколько затруднительным. Однако стоит отметить, что в стране собираются разрабатывать собственный самолет. Пока что окончание работ планируется на 2015 год. Еще одним любопытным фактом может стать то, что на новые самолеты F-15 (возможно впервые в их истории) будут установлены двигатели компании “Дженерал Электрик”, вместо традиционных “Пратт энд Уитни”. Это объясняется тем, чтоза последнее время ВВС Кореи потеряли три самолета, оснащенные двигателями “Пратт энд Уитни”. Еще одной страной – союзником США в регионе являются Филиппины. Однако внутренняя нестабильность, постоянные стихийные бедствия, финансовые кризисы привели к тому, что правительство этой страны никак не может найти достаточно денег на модернизацию ВВС. Сейчас авиационный парк Филиппин в основном состоит из истребителей F-5 ранних модификаций. Хотя стоит учитывать и то, что внешних угроз для Филиппин практически не возникает, а для борьбы с повстанцами хватает вертолетов, поставленных США в рамках программ взаимопомощи. Таиланд, так же, как Австралия, Япония, Южная Корея, Филиппины и США, входит в состав участников Манильского пакта 1954 г. (бывшая СЕАТО). Согласно одной из его статей, в случае нападения на одну из стран региона все члены организации “будут действовать по отражению общей угрозы в соответствии со своими конституционными принципами”. Таиланд играет достаточно важную роль в этом пакте, хотя бы потому, что это одна из немногих стран региона, располагающих авианосцем, на котором базируются истребители “Харриер”, в свое время приобретенные у Испании. Основу же ВВС (и авиации ВМС) составляют самолеты американского производства F-16 и F-5.Австралия, правда, не относится к Азии, но какое-либо региональное сотрудничество без ее участия немыслимо. Основу ВВС Австралии составляют F/A-18, которые используются как тактические истребители, и F-111,применяющиеся для борьбы с кораблями. Учитывая, что истребители F-111, которые использовались еще во время Вьетнамской войны, практически исчерпали свои ресурсы и уже не раз подвергались модернизациям, Австралия изучает возможность аренды боевых самолетов за рубежом для их замены. Командующий Королевскими ВВС Австралии Ангус Хьюстон заявил даже, что F-111 вряд ли смогут дожить не только до планируемой на 2020 г. их полной замены, но даже до возможных первых поступлений с 2012 г. новых F-15. В качестве вариантов рассматриваются усовершенствованные модели F-18 или F-15.Однако не исключено, что на рынке военно-воздушной техники просто не окажется подходящих моделей. “Одна из проблем, - по словам командующего, - с которой сталкивается весь западный мир, состоит в острой нехватке дееспособных боевых самолетов, так как они устаревают примерно в одно и то же время”. Кроме того, на будущее рассматривается вариант закупки находящихся пока в стадии разработки многоцелевых истребителей-бомбардировщиков F-35. Правительство уже согласилось частично финансировать этот совместный проект, где ведущей компанией является американская “Локхид-Мартин”. Ожидается, что общая стоимость проекта составит около 200 млрд. долл, а первая партия новых самолетов может поступить на вооружение США и их союзников по НАТО к 2011 году. Говоря о совместном сотрудничестве в области разработки, стоит упомянуть, что в августе Австралию посетила группа из США. На переговорах обсуждались вопросы участия австралийских фирм в производстве компонентов и узлов для F-35. Местные компании заинтересованы в этих планах, так как предусматривается выпуск около 4,5 тыс. этих машин. Тайвань имеет особый статус в регионе, в том числе и касательно отношений с США. Вашингтон признает единый Китай, однако поддерживает активные отношения и с Тайванем, в том числе и военно-технические. И это притом, что любая поставка оружия мятежному острову рассматривается Пекином как угроза собственной безопасности. Американо-тайваньское военное сотрудничество в принципе развивается стабильно, однако после событий начала 80-х годов, когда США запретили продажу Тайваню партии новых самолетов, островному государству пришлось самостоятельно разрабатывать истребитель AIDC F-CK-1 “Чинг Куо”. Сейчас эти самолеты наряду с истребителями F-5, F-16 и “Мираж” 2000-5 составляют основу ВВС Тайваня. Летом этого года Тайбэй заявил, что так как Китай получил новую партию российских ракет АА-12 класса “воздух-воздух”, то и тайваньские ВВС хотели бы получить от американцев более современные ракеты для установки на F-16. По этому поводу начались переговоры с США, однако американское руководство заявило, что поставки американских ракет могут произойти только в том случае, если Тайвань сможет предоставить доказательства наличия нового оружия у Пекина. Однако кроме давних партнеров Вашингтона в регионе есть еще две привлекательные с точки зрения военно-технического сотрудничества страны. Это Индонезия и Малайзия. Малайзия - уверенно развивающееся государство - в конце ХХ века решила укрепить свои ВВС. Одной из причин такого решения, кроме, конечно, наличия финансовых возможностей, стала активизация деятельности Китая в споре из-за островов Спратли. На эти острова претендуют Бруней, Китай, Малайзия, Филиппины, Тайвань и Вьетнам. Можно отметить, что малайзийские истребители, по меньшей мере, один раз открывали огонь по филиппинским самолетам. До кризиса конца 90-х годов Малайзия провела закупки истребителей F/A-18 и МиГ-29, которые и составляют основу ВВС страны наряду с самолетами F-5 и “Хок”. Попытки модернизации ВВС привели к объявлению тендера на поставку новых самолетов для султаната. Основными претендентами были опять же американские истребители F/A-18 и российские Су-30. Победителями оказались американцы. И дело здесь не столько в особых пристрастиях, сколько в весьма практичных вещах. Уже давно все страны мира благоразумно пытаются как-то упорядочить свой авиапарк. То есть вместо, образно говоря, двадцати моделей самолетов разных типов вооружить ВВС тремя-четырьмя многофункциональными образцами. У Малайзии уже были F/A-18, поэтому логично предположить, что именно они и выиграют тендер. Кроме того, в случае приобретения американских истребителей в зачет контракта должны были пойти и старые модели этих самолетов, находящиеся в настоящее время на вооружении ВВС страны, что достаточно удобно. В дополнение к самолетам в США также закупаются радарное оборудование и ракетные системы. Сингапур отличается небольшими, но хорошо оснащенными ВВС, достаточно сказать, что в их составе имеются самолеты ДРЛО (У) Е-2 “Хокай”. При этом обороне страны уделяется повышенное внимание. Основу ВВС Сингапура составляют истребители F-16, которые, наряду с устаревшими машинами типа F-5 и A-4, также используются в качестве истребителей бомбардировщиков. Штурмовики А-4 “Скайхок” устарели, поэтому принято решение о проведении тендера по их замене. Одним из претендентов может стать российский самолет Су-30МК. Шансы у него есть, тем более что в Сингапуре наше оружие уважают. Однако политическая ситуация желание опять же “упорядочить” авиапарк, скорее всего, вынудят правительство Сингапура закупить самолеты американского производства. В целом же, учитывая, что практически все страны региона имеют выход к морям и крайне заинтересованы в контроле над морским пространством, можно отметить, что одним из основных факторов при выборе самолета, является его радиус действия и возможность нанесения ударов по морским целям. Большой интерес вызывают гидросамолеты, морские патрульные и самолеты-заправщики. Традиционным партнером России в плане военно-технического сотрудничества в регионе является Китай. Если попытаться рассмотреть все аспекты как сотрудничества, так и развития ВВС Китая, то на эту тему можно написать не одну книгу. Поэтому стоит ограничиться рассмотрением некоторых особенно важных моментов, которые влияют на характер развития вооруженных сил Китая в целом, и ВВС в частности. Во-первых, это конфликт с Тайванем. Во-вторых, ситуация на китайско-индийской границе. Отношения с Индией сейчас достаточно ровные, но остаются проблемы захваченных территорий, которые могут обостриться в любой момент. При этом проблема Тайваня остается приоритетной. Как уже говорилось выше, Тайвань имеет особые отношения с США, и не исключено, что в случае начала боевых действий между Тайванем и Китаем американский флот придет на помощь островитянам. Учитывая также, что Китай стремится распространить свое влияние на прилегающие моря, а в перспективе и дальше, большое внимание уделяется морской авиации. Достаточно сказать, что один из последних самолетов местной разработки - истребитель JH-7- может использоваться и как истребитель-перехватчик, и как самолет для борьбы с морскими целями. Зарубежные эксперты считают, что самолеты данного типа, оснащенные УР “воздух-поверхность ”местного производства С-802 или KR-1 (модификация российской ракеты Х-31П), серьезно изменили баланс сил в Тайваньском проливе и Южно-Китайском море. Пример с JH-7 может служить показательным с точки зрения развития китайской авиационной индустрии. Эта машина разрабатывалась с конца 80-х годов, однако, выявленные в 90-х годах технические проблемы привели к тому, что Китай вынужден был закупить у России истребители Су-27 и Су-30. Тем не менее, программа разработки собственного самолета не прекратилась и была завершена. Это свидетельствует о стремлении Китая получить самолеты собственных типов, чтобы в случае непредвиденных ситуаций не зависеть от иностранных поставщиков авиатехники. При этом если раньше Китай строил самолеты на основе советских образцов (J-5, J-6, J-7), то JH-7 - пример собственной разработки, хотя и считается, что он похож на увеличенный истребитель “Ягуар”. Можно также отметить, что китайская авиапромышленность на данном этапе активно осваивает иностранные технологии. К примеру, двигатели этого истребителя “Ксиан” WS9 являются двигателями “Спей” Mk 202, построенными по лицензии компании “Роллс-Ройс”. Кроме того, состоящие на вооружении морской авиации французские вертолеты типа “Фрелон” и “Дофин” также выпускаются Китаем по лицензии. Армейская же авиация вооружена вертолетами российского производства. А в 90-х годах в США были закуплены вертолеты S-70 “Блэк Хок” и “Белл” 214.Однако отношения между Китаем и США в области военно-технического сотрудничества полностью зависят от политики. Очевидно, что США не заинтересованы в усилении Китая даже на региональном уровне. Именно поэтому несколько лет назад Вашингтон, по сути, запретил Израилю участвовать в проекте по созданию для Китая самолета ДРЛО на базе российского А-50. Но те же поставки вертолетов не способны серьезно повлиять на изменение ситуации в регионе, однако могут принести прибыль, поэтому США не противятся закупкам подобного рода. Говоря о Китае, нельзя не упомянуть, что эта страна не только покупает, но и продает авиатехнику. Одним из основных клиентов, к примеру, является Пакистан. Китайские самолеты также состоят на вооружении Бангладеша, Египта, Ирана, Ирака, Шри-Ланки, Судана, Замбии, Зимбабве. Вооружение стран третьего мира, может быть, и вызывает у кого-то усмешку. Однако программы модернизации этих самолетов приносят прибыль, а Китай тем самым укрепляет свое влияние. Более того, сам факт того, что Китай смог найти клиентов в эпоху, когда торговцы оружием уже поделили весь мир на рынки сбыта, говорит о многом.
Сергей Сумбаев