Через тернии – к золотым медалям
С 5 по 11 августа 2002 г. на австрийской военной базе н.п. Айген – земля Штирия прошел ХI чемпионат мира по вертолетному спорту, в котором приняли участие команды Австрии, Республики Беларусь, Великобритании, Германии, России, Франции, Швейцарии, а также экипажи из Республики Казахстан, Китая, Японии. Наши спортсмены-вертолетчики в очередной раз подтвердили лидирующие позиции на мировой арене, завоевав все золотые медали и заняв первое и второе места в абсолютном первенстве.С первого дня чемпионата борьба за медали развернулась между командами Австрии, Германии, России и Франции. Несмотря на сложные метеоусловия (порывистые ветра и постоянные дожди), а также наличие высокогорного рельефа, российская команда, выступающая на вертолетах Ми-2, оказалась на высоте. Экипаж Сызранского военного института в составе мастера спорта международного класса Виктора Дегтяря и мастера спорта СССР Петра Васильева принесли нашей команде первую золотую медаль в упражнении “Полет на точность” (малая высота). Рад был и заслуженный тренер России Геннадий Иванов. Наши белорусские друзья, также выступающие на вертолете Ми-2, были в этом упражнении на четвертом месте.
Второй день чемпионата принес нашей команде золотую медаль в упражнении “Развозка грузов”. Ее завоевал экипаж Самарского областного аэроклуба РОСТО и ЦСК ВВС в составе заслуженных мастеров спорта, четырехкратных чемпионов мира Виктора Коротаева и Николая Бурова (воспитанников заслуженного тренера России Виктора Брыкаева).
Немало испытаний выпало на долю россиян в третий день соревнований. Опыт полетов в горной местности у наших пилотов небольшой, а некоторые спортсмены вообще летали в горах впервые. Да и организаторы, видимо, решили любым путем отыграть призовые места. Поэтому для выполнения самого сложного упражнения “Навигация с точным прибытием по времени и сбросом груза” хозяева чемпионата выдали командам не навигационные карты, а обыкновенные туристические. И все-таки, несмотря на все препятствия и сложности, экипаж Самарского областного аэроклуба РОСТО и ЦСК ВВС в составе заслуженных мастеров спорта, четырехкратных чемпионов мира, абсолютных чемпионов мира предыдущего Х чемпионата мира в составе Владимира Зябликова и Владимира Гладченко (воспитанники заслуженного тренера России Михаила Бибишева) завоевывает очередную золотую медаль.
По зрелищности четвертый день стал самым интересным. В упражнении “Слалом” (пронос ведра, наполненного водой, между двенадцати стоек ворот и установка его в центр стола с одиннадцатиметровой высоты в минимальное время) от пилотов требовалось хладнокровие и точный глазомер. Не все смогли справиться с нервами. Однако Владимир Зябликов и Владимир Гладченко опять были первыми и опять - золото: им удалось чисто пройти по всей площадке и поставить ведро на стол точно в центр, почти не пролив ни капли.
В “крайний” (по терминологии летчиков) день было разыграно красочное упражнение “Фристайл”, в котором возможности вертолета максимально сочетаются с мастерством пилота. В этом испытании первое место занял пилот из Японии (вертолет R-22), а второе место с музыкальным сопровождением – главный тренер сборной команды России по вертолетному спорту Гарри Георков (вертолет Ми-2 – самая тяжелая машина чемпионата), на третьем месте пилот из Великобритании (вертолет Hughes-300). Кстати нужно отметить, что с каждым чемпионатом мастерство японцев все больше растет.
На закрытии чемпионата был показан полет нашей, единственной в мире, пилотажной вертолетной группы “Славяне”.
И все же, несмотря на рекордное количество медалей и кубков (5 – золотых, 5 – серебряных и три бронзовых), в командном зачете по очкам (в большей степени из-за предвзятости судейства со стороны организаторов) российским спортсменам пришлось уступить первое место австрийской команде, на третьем месте - команда Франции.
В многоборье первыми и впервые в истории мирового вертолетного спорта были двукратные абсолютные чемпионы мира, “звездный” экипаж из Самары – Владимир Зябликов и Владимир Гладченко, вторыми – их земляки Виктор Коротаев и Николай Буров, а третьими - австрийский экипаж.
Конечно, нельзя не упомянуть о тех организациях и компаниях, благодаря помощи которых наши спортсмены смогли принять участие в ХI чемпионате мира. Это нефтяная компания “ЮКОС”, ЦС РОСТО, Сызранский военный институт, ООО “Русское авиационное общество” (г. Москва), общественно-политическое объединение “Здравый смысл”, ОАО “Тяжмаш” (г. Сызрань), ООО “Моторика” (г. Тольятти), Фонд поддержки и развития малой авиации и авиационных видов спорта, НИИ авиации им. С.А. Чаплыгина (г. Новосибирск), Витебский аэроклуб БелОСТО, Самарский областной и Вязниковский аэроклубы РОСТО, авиапредприятие “Роствертол”, ООО “Мир вертолетного спорта” (г. Москва).
Закончился ХI чемпионат мира, но расслабляться некогда – впереди новые соревнования, и уже сегодня остро стоят главные вопросы: как решать финансовые проблемы и на какой технике проводить подготовку к новым выступлениям.
Вячеслав Головушкин