“ДЕШЕВЫЕ” АВИАКОМПАНИИ ПРЕДПОЧИТАЮТ ДОРОГИЕ САМОЛЕТЫ, НАДЕЯСЬ НА ИЗРЯДНУЮ СКИДКУ
Эффект разорвавшейся бомбы вызвало за океаном решение британской авиакомпании EasyJet, специализирующейся на перевозках по сниженным тарифам, купить 120 самолетов А319 у Airbus. Компания Boeing имела все основания надеяться на благоприятный исход тендера, хотя бы потому, что “дешевые” перевозчики до сей поры традиционно предпочитали “737”. Но, похоже, времена круто переменились…
Как признался глава EasyJet Стилиос Хаджи-Иоанну, у его компании был нелегкий выбор, но в конце концов было решено, что “неразумно переплачивать за самолеты, соблазнившись только сиюминутной выгодой… Ведь “недорогие” компании и остаются таковыми за счет того, что они не тратят зря деньги”.
С этим не поспоришь, как и с выводом британской компании о том, что следование укоренившимся канонам, согласно которым “дешевые” компании должны летать только на “боингах”, не приводит к сокращению затрат. Ведь в парке EasyJet находятся 44 самолета “737-300” и “737-700”, и опыт их эксплуатации в течение ряда лет подтвердил этот вывод. А после приобретения GoFly парк составляет 64 “боинга”. Немалую роль в этом решении сыграла также успешная деятельность американской авиакомпании “без излишеств” JetBlue, которая даже в этот кризисный период, выполняя полеты на внутреннем рынке США на 31 аэробусе А320, умудряется оставаться с прибылями в отличие от большинства американских перевозчиков.
Пережив шок, представители Boeing, полные благородного негодования, обрушились на конкурентов с серьезными обвинениями. Европейцы, дескать, докатились до того, что распродают свои хваленые аэробусы уже по демпинговым ценам. Не желая ввязываться в затяжную дискуссию, которая может завести обе стороны довольно далеко, европейцы вполне корректно дали понять, что уж американцам надо бы заткнуться, поскольку в борьбе за ведущие позиции на рынке они сами отнюдь не безгрешны. Отвергая обвинения в том, что Airbus продает самолеты заведомо себе в убыток, вице-президент по продажам Джон Лехи категорично отверг подобные измышления – просто наша ценовая политика, заметил он, становится такой же агрессивной, как и у наших заокеанских соперников. Было, так сказать, с кого брать пример…
Что же до практикуемых скидок с каталожных цен (компании, как правило, крайне редко приобретают авиатехнику по ценам, указанным в каталогах), то лишь несколько месяцев назад Boeing, по нашим сведениям, предоставил ирландской “дешевой” авиакомпании Ryanair весьма щедрую скидку за купленные ею 189-местные лайнеры “737-800”. Эта сделка – твердый заказ на сотню машин и опцион на 50 – обошлась ирландцам в $9,1 млрд.
По мнению газеты Wall Street Journal, европейский концерн соблазнил EasyJet невиданными скидками, не имеющими прецедентов – 45%! Другими словами, если каталожная цена 120 аэробусов составляет $6,2 млрд, то с учетом такой скидки ирландцам новые самолеты обойдутся “всего-навсего” в $3,4 млрд. По другим источникам, Airbus скостил заказчику с каждой машины стоимостью $50 млн до 40%. Ноэль Форжар, глава Airbus, в этой связи заметил, что делать подобные разорительные для компании скидки – чистое безумие, и европейцы на это, разумеется, никогда не пойдут. И не надейтесь.
Исполнительный директор авиакомпании Рэй Уэбстер по этому поводу также воздержался от конкретных комментариев, но не скрыл, что EasyJet “добилась от Airbus превосходной цены”, после чего поспешил разместить еще один опцион на 120 аэробусов.
Однако американцам подобные разъяснения конкурентов из Старого Света показались неубедительными. Старший вице-президент по продажам Boeing Commercial Airplane Group Тоби Брайт, признавшись, что “проигрыш концерну Airbus вверг нашу корпорацию в шок”, констатировал: продавать ниже рентабельности 120 самолетов – непозволительная роскошь. Конечно, вице-президент не может утверждать, что цель европейцев – производить самолеты себе с убытками, но на этот раз в стремлении получить выгодный заказ и любой ценой ухватить новую долю рынка, Airbus, по мнению вице-президента, превзошел самого себя. Ну а для Boeing приоритетным фактором всегда была и остается прибыль, а вовсе не доля рынка.
Но так или иначе, а европейцы выиграли (пусть даже недоброжелатели считают эту победу пирровой, от которой за версту попахивает демпингом) престижный тендер и отсекли у американцев долю рынка в сегменте узкофюзеляжных ближнемагистральных самолетов. Как считают, консорциум соблазнил EasyJet не только явно приемлемой ценой, но и обещанием покрыть некоторые операционные издержки. Airbus торжествует еще и потому, что желал застолбить за собой потенциальные заказы и других европейских перевозчиков, выполняющих полеты по сниженным тарифам.
А это, как мы могли убедиться, чрезвычайно многообещающий рынок.
Игорь Григорьев